microbik.ru
1


К.Т.Отиева
Применение информационно-коммуникационных технологий

и «метода проектов» в образовательном процессе

(из опыта преподавания математики в военном вузе)
Развитие творческого мышления обучающихся, формирование потребности в творческом труде, развитие самостоятельности в пополнении знаний является одной из главных задач общеобразовательного процесса. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство высшей школы позволяет по-новому подойти к решению этой задачи. Использование информационно-коммуникационных технологий предполагает переход от модели пассивного овладения учащимися знаний и навыков к развитию познавательной активности и освоению новых видов творческой деятельности. С помощью этих технологий значительно сокращается разрыв между образовательным процессом и научным познанием, расширяется возможность учитывать когнитивные особенности каждого обучаемого. Благодаря применению информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе преподаватель становится в большей степени наставником обучаемого, способствуя активизации его познавательной самостоятельности, развитию критического и эвристического мышления. В свою очередь, учащийся перестает быть лишь реципиентом процесса обучения и объектом «напичкивания» различными знаниями и умениями.

С нашей точки зрения, наиболее перспективным в плане развития познавательной самостоятельности обучаемых, формирования и развития у них творческого типа мышления, является так называемый «метод проектов» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Анализ учебно-методической литературы показывает, что метод проектов в последние годы приобретает все большую популярность в образовательном процессе (в рамках средней и высшей школы). Сегодня известны проекты и результаты их реализации в практике обучения различным дисциплинам, в том числе - в преподавании информатики и математики.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

- подготовительный этап;

- этап планирования;

- исследовательский этап;

- отчет – представление результатов исследования;

- этап оценки результатов выполнения проекта.
Можно использовать следующий вариант организации исследовательского проекта, реализованного в нашей практической деятельности. На одном из занятий обучаемым было предложено выполнить проект на тему «Математика в живописи». Тема этого проекта, конечно, не предусмотрена программой по курсу «Информатика и математика», поэтому весь ход работы над проектом осуществлялся в свободное от занятий время. На первом, подготовительном этапе, обучаемые самостоятельно делятся на группы по 5-6 человек, распределяют между собой обязанности и следующие вопросы (тематические и «персонифицированные» блоки проекта), фокусирующие исследование на творчестве нескольких выдающихся живописцев. В нашем случае композиция этих вопросов (блоков) выглядела следующим образом: Введение, (1) Альбрехт Дюрер, (2) Леонардо да Винчи, (3) Рафаэль Санти, (4) В.И.Суриков, (5) Заключение.

Следующий этап – этап планирования. Преподаватель предоставляет обучаемым план-календарь своей работы и необходимые для выполнения проекта источники информации. Рабочие группы составляют план собственной работы и корректируют его вместе с преподавателем. На этом этапе обучаемые определяют конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, выбирают способы поиска информации. Нужную информацию они решают искать в библиотеках или в Интернете, а затем разрабатывают идею создания фильма-презентации в программе Power Point.

Далее следует собственно исследовательский этап – осуществление сбора и анализа информации. Именно на этом этапе обучаемые чаще применяют различные средства информационно-коммуникационных технологий. Для работы они используют и литературу на бумажных носителях, и все возможные виды электронных изданий. В ходе работы над проектом все более актуальной становится самостоятельная работа обучаемого не только с информационными базами данных, но и с обучающими программами (не все владеют навыками работы в программе Power Point).

На данном этапе у обучаемых лучше всего развивается самостоятельность, которая тесно связана с творчеством. Очень важно, что в ходе выполнения самостоятельной работы они не просто воспроизводят прочитанное и услышанное, но и вносят в него что-то свое, пусть даже иногда не столь значимое. Здесь и проявляется творческая познавательная активность обучаемых. По окончании данного этапа работы у каждой рабочей группы уже имеется необходимая для выполнения проекта информация. Например, в материал о Леонардо да Винчи включено сообщение с биографическими данными, слайд с его портретом, слайд со словами о том, что художнику необходима «математика его искусства», что учение о перспективе – это «и вожатый, и врата» и т.д. Затем предметно раскрывается само понятие «перспектива», демонстрируется применение ее законов на примере знаменитой фрески «Тайная вечеря» (слайд с изображением самой фрески и слайд с рисунком в пропорциях). Далее следует краткий анализ картины.
Композиция картины математически строга и проста. В центре ее, на фоне светлого пятна окна, расположена фигура Христа. Главная точка картины, куда ведут образы параллельных линий стен и потолка, приходится на правый глаз Христа, который в наклоне головы расположен чуть выше и ближе к зрителю. Таким образом, геометрический центр картины и ее смысловой центр строго совпадают, а лучи, сходящиеся в главной точке, еще более нацеливают зрителя в этот центр. Впрочем, порой кажется, что наоборот – лучи не сходятся, а исходят из этой главной точки; будто из центра картины, из глаз Христа, расходятся во все стороны эти смысловые и визуально воспринимаемые лучи.

Двенадцать апостолов расположены вокруг своего учителя четырьмя группами: по две группы с каждой стороны от него и по три человека в каждой группе. Две ближние к Христу группы компактны и более динамичны: они словно вписаны в два треугольника, обрамляющих третий треугольник с центральной фигурой картины. Две крайние группы показаны более спокойно и широко: они образуют статичные фигуры - четырехугольники. Наконец, две крайние фигуры, завершающие композицию, нарисованы в профиль и прямо: они как бы останавливают волны движения, идущие от центра к краям.

Вся композиция строго симметрична и отчетливо уравновешена относительно вертикальной оси, проходящей через ее главную точку. Фигура Христа, видимая над столом, вписывается в равносторонний треугольник (тем самым зрителю внушается ощущение полного покоя, которым проникнут единственный из всех собравшихся).

Такова геометрия "Тайной вечери". Она очень проста и крайне строга, что наполняет фреску сдержанной внутренней динамикой. "Тайная вечеря" - это и наука, и искусство, которые для Леонардо были слиты в живописи воедино.

Другим интересным примером исследовательской работы служит выявление так называемого «золотого сечения» в анализе самой знаменитой работы Леонардо да Винчи – портрета Моны Лизы. На созданном слайде видно, что композиция рисунка основана на «золотых» треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.

При выполнении этой части работы обучаемые пользовались освоенной на занятиях по информатике техникой исполнения презентаций в графическом редакторе. Кроме того, группы решают вопросы, связанные с характером презентации в конкретной аудитории, о возможном аудио-сопровождении презентации соответствующими произведениями классической музыки.

По каждому тематическому блоку обучаемые обобщают полученную информацию и оформляют материал для групповой презентации. Предварительно весь подготовленный материал представляется преподавателю, который вносит необходимые коррективы, принимая затем решение провести «защиту» проекта перед всем курсом. Преподаватель корректирует также общий ход выполнения работы групп, проводит консультации, оценивает активность и результативность исследовательской деятельности каждого из обучающихся. Следующий этап работы - это «отчет», само аудиторное представление результатов исследования.

И, наконец, последний этап работы над проектом – оценка результатов. В оценивании результатов проектной деятельности принимает участие не только преподаватель. Здесь очень важно как сами обучаемые оценивают свою работу. Они говорят о том, что сделано в рамках проекта, что понравилось, что не понравилось, какие вопросы возникали в ходе разработки темы. Здесь предоставляется возможность каждому из обучающихся выразить свое мнение и обменяться впечатлениями. В заключение преподаватель подводит итоги проведенной работы, отмечает успехи каждого обучаемого.

В результате работы над проектами несомненно повышается культурный уровень обучаемых. Они знакомятся с творчеством выдающихся мастеров живописи, их размышлениями о природе искусства, и убеждаются в том, что проникнуть в тайны художественности помогает, в частности, знание методов точных наук. Практика применения «метода проектов», показывает, что:

- использование данного метода способствует развитию интеллектуального стиля в учебной деятельности;

- в сознании обучаемых формируются межпредметные связи, объединяющие художественное и научно-исследовательское творчество;

- развивается интерес к предмету, формируется правильное представление о роли и месте математики в жизни современного человека;

- усваиваются навыки качественного оформления результатов своей деятельности;

- применение «метода проектов» ведет к формированию творческого стиля мышления, систематизации и более прочному усвоению знаний, приобретенных в ходе самостоятельной работы;

- формируются и развиваются коммуникативные навыки обучаемых (контактность в общении, чувство такта, сотворчество, командный дух, что очень важно, в частности для военных вузов);

- этот метод позволяет обучаемым развивать свои знания о способах и источниках накопления знаний;

- изменяется и позиция самого преподавателя: он уже не носитель готовых знаний, а помощник, не навязывающий содержание и методы работы, но помогающий преодолевать проблемы, когда сами обучаемые обращаются к нему за помощью.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992.

2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

3. Уоллэйс Р. Мир Леонардо (1452-1519). М.: ТЕРРА, 1997.

4. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1985. С.56.