microbik.ru
1
Лабораторная работа по теме : Опорно-двигательная система

Задания для группы к проекту

« Стряхнувшие сон детства»
Ребята! Я предлагаю вам выбрать задания либо из левой, или из правой колонки и выполнить их на уроке


  1. Что такое “ Каноны»?

Издавна делались попытки установить закономерность в соотношении частей человеческого тела, т.е. найти зависимость различных частей тела от одного какого-либо размера, принятого за исходный. Эти попытки нашли свое выражение в создании канонов пропорций тела, авторами которых были скульпторы и художники, стремившиеся воспроизвести идеальный тип человеческого тела.
Известны каноны великих мастеров классической древности и позднейших эпох.

  • Канон Поликлета (греческий скульптор V в. до н.э.) – голова составляет 1/8 длины тела, а лицо – 1/10.

  • Канон мастеров Древнего Египта (за исходную величину брались размеры среднего пальца левой руки) – длина тела равна 19 пальцам, высота до пупка – 11 и т.д.

Каноны являются лишь абстрактной условной схемой, которая не предусматривает изменчивости. По замыслу авторов, каноны должны восприниматься как некий единый и совершенный тип строения человеческого тела. Но представление о красоте в известной мере субъективно и отражает не только индивидуальные вкусы, но и национальные представления, эпоху, моду и т.д. Достаточно сравнить изображения женских фигур у художников разных эпох и народов, и мы увидим всю условность красоты. Меняется мода, меняются устои, нормы. Достаточно наглядно это нам демонстрирует индийское кино и конкурсы красоты.

Представление о «норме» также условно. Для разных групп она различна. Если понимать под «нормой» средний тип, наиболее часто встречающийся в некой группе, то таких «норм» окажется столько, сколько мы будем рассматривать групп. Сравните такие группы людей, например, как представители Юго-Восточной Азии (вьетнамцы, китайцы, корейцы и т.д.), скандинавы и русские: то, что является нормой в Азии, будет крайностью в скандинавских странах и наоборот.

1. Выскажите своё мнение о канонах

2. Составьте количественную характеристику канонов, представленных в тексте




  1. Половые различия

Половые различия в пропорциях тела частично связаны с различиями в длине тела мужчины и женщины, но являются вместе с тем и специфическими проявлениями полового диморфизма.

1. Отличаются ли мужчины и женщины в пропорциях тела?

Сделайте предположение или проконсультируйтесь у учителя ( медика) - почему

2. Сосчитайте насколько женщины отличаются от мужчин по ширине таза и ширине плеч ( в процентах длины тела)
Абсолютные размеры (в см) и индексы пропорции тела у мужчин и женщин русского населения (по В.В. Бунаку)1

Признаки

Мужчины

Женщины

Длина тела

Длина туловища

Длина ноги

Длина руки

Плечевой диаметр

Тазовый диаметр

Длина руки х 100/ длина тела

Длина ноги х 100/ длина тела

Плечевой диаметр х 100/ длина тела

Тазовый диаметр х 100/ длина тела

Тазовый диаметр х 100/ плечевой диаметр

165,9

51,64

88,54

75,22

38,17

28,62

45,34

53,37

23,01

17,25

74,98

153,26

48,79

82,02

69,12

34,00

27,39

45,10

53,52

22,18

17,87

80,56


III.Конституция человека

Конституция человека – совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и функциональных особенностей человека. Для определения конституции в настоящее время используются более 60 схем. Во многих из них одним из главных критериев для обособления одного конституционального типа от другого является отношение веса к длине тела.

М.В. Черноруцкий предлагал определять тип конституции по индексу физического развития (индекс Пинье), который определяется по формуле:

ИП = L – (P+T),

где L – длина тела (см),

P – масса тела (кг),

T – окружность грудной клетки (см).

У гипостеников (астенический тип) этот индекс больше 30, у гиперстеников (пикнический тип) – меньше 10, у нормостеников (атлетический тип) – от 10 до 30.

Для гипостенического (астенического) типа характерно низкое положение диафрагмы, вытянутая и уплощенная грудная клетка, длинная шея, тонкие и длинные конечности, узкие плечи, часто высокий рост, слабое развитие мускулатуры. Имеются особенности и во внутреннем строении: небольшое сердце удлиненно-капельной формы, удлиненные легкие, относительно малая длина кишок с пониженный всасывательной способностью. Артериальное давление имеет тенденцию к понижению, в крови снижено содержание холестерина. Обмен веществ несколько повышен.

Гиперстенический тип имеет другие особенности: диафрагма расположена высоко, объемистый желудок и длинные кишки с большой всасывательной способностью. Сердце относительно большое, расположено более горизонтально. В крови отмечается увеличенное содержание холестерина и мочевой кислоты, количество эритроцитов и гемоглобина повышено. Люди этого типа как правило имеют относительно низкий рост, их грудная клетка округлая, укорочена, шея короткая, имеется склонность к избыточному накоплению подкожного жирового слоя.

Нормостеник – умеренно упитанный тип. Нормостеники отличаются хорошим развитие костной и мышечной тканей, пропорциональным сложением, широкими плечами, выпуклой грудной клеткой.

1. а) Попробуйте изобразить гипостеника, гиперстеника и нормостеника на основе анализа текста;
б) Проанализируйте количество разных типов конституции у учащихся вашей группы по результатам расчетов, сравните с вашими предполагаемыми рисунками реальных людей

2. а) Возьмите данные у первой двойки учащихся о длине тела, массе тела и окружности грудной клетки и сосчитайте Индекс Пенье
б) Сравните полученные данные с предложенными ответами и выпишите: Сколько человек какого типа? (по желанию можете оформить график)


IV.Правильность осанки и наличие плоскостопия
Нарушение осанки

Нарушения осанки - отклонения позвоночного столба от анатомической нормы в переднезадней или поперечной плоскостях- сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук и ног. Слабая мускулатура туловища и плечевого пояса, дурная привычка сутулиться и смещать плечи вперед (что особенно часто встречается у девушек в период интенсивного увеличения размеров молочных желез) приводят к чрезмерному искривлению грудного отдела позвоночного столба. Это приводит к появлению «круглой спины»: голова наклонена вперед, плечи свисают, лопатки имеют крыловидные очертания, спина дугообразная, живот расслабленно выпячен вперед, ягодицы уплощенные, угол наклона таза уменьшенный и ноги слегка согнуты в коленях.

Другой часто встречающийся вариант - кругловогнутая спина. В этом случае увеличиваются все изгибы позвоночника в переднезаднем направлении. В итоге таз чрезмерно наклонен вперед, в поясничной области позвоночник гипертрофированно прогнут вперед, брюшная стенка вялая, из-за чего наблюдается опущение внутренних органов.

Плоская спина отличается минимальными изгибами позвоночного столба. Человек при этом, как правило, обладает узкой грудной клеткой, мышцы спины ослаблены, лопатки как бы отходят от позвоночника.

Говоря о дефектах осанки, стоит особо заострить ваше внимание на сколиозах - боковых искривлениях позвоночного столба. Можно встретить несколько вариантов этого недуга: незначительные отклонения в анатомическом строении позвоночника, некоторая асимметрия плечевого пояса; стойкое, заметное боковое искривление позвоночного столба; резко выраженное боковое искривление позвоночного столба, сопровождающееся появлением «реберного горба».

Осанку предопределяет множество факторов, в том числе врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально-гигиеническими правилами. В данном случае речь идет прежде всего о нерациональном образе жизни, не соответствующем физиологическим запросам пассивном отдыхе, малой двигательной активности, незакаленности. Отрицательно влияют на осанку и не соответствующая гигиеническим нормам мебель, инвентарь и оборудование дома и в школе, неудобная одежда и обувь, привычка к неправильным позам. Например:

в положении стоя - привычка долго стоять, опираясь на одну и ту же ногу; привычка держать груз в одной и той же руке;

в положении сидя - привычка сидеть за столом, низко склонив голову, согнувшись; привычка сидеть за столом, держа плечи и локти не на одном уровне; привычка сидеть, держа ноги на вису, согнув ноги и подтянув их под сиденье стула;

в положении лежа - привычка лежать на одном и том же боку; привычка лежать, свернувшись «калачиком», подтянув ноги к животу; привычка лежать на мягком матрасе, с высокой подушкой, диванным валиком.

1. а) Сделайте слайды презентации по теме: «Факторы, влияющие на искривление позвоночника»;

б) Пронаблюдайте, как ходят ваши товарищи и выясните, у кого их них нарушение осанки, пользуясь рисунком 2 и описанием, расположенным ниже;

в) Предложите возможные способы профилактики искривления позвоночника (можно зайти и посмотреть ресурсы Интернет)

2. а) Проверьте правильность своей осанки по описанию, приведенному ниже;

б) Зафиксируйте результаты: сколько человек вы выявили с нарушением осанки;

в) Проведите практическое измерение и сосчитайте индекс своей осанки по уравнению, предложенному ниже, сделайте выводы



Выявление боковых искривлений.
а) Встаньте прямо и попросите своего товарища посмотреть, на одном ли уровне находятся нижние углы лопаток. Если да — искривлений нет.

б) Попросите вашего товарища нащупать задние отростки позвонков и отметить их йодом. Если осанка правильная, отмеченные точки образуют прямую линию, если нет - искривленную.

в) Встаньте в той же позе перед зеркалом, обратите внимание на положение плеч. При правильной осанке они должны находиться на одном горизонтальном уровне (рис. А).

Рис 1. Выявление нарушений осанки.
2. Определение переднезадних искривлений. Встаньте спиной к стене так, чтобы лопатки, ягодицы и пятки вплотную прикасались к стене (рис. Б). Между поясницей и стеной попробуйте просунуть сначала кулак, потом ладонь (на рисунке это место указано стрелкой). Если кулак не проходит, а проходит только ладонь — осанка нормальная.
3. Осанка при ходьбе.

Проверьте, сохраняется ли правильная осанка при ходьбе или при выполнении других движений. Для этого положите на голову шайбу или другой плоский предмет. Попробуйте с ним ходить или приседать. Как только произойдет нарушение осанки, предмет свалится с головы.
Понаблюдайте, как ходят ваши товарищи.

Весьма вероятно, что вам удастся обнаружить довольно часто встречающиеся нарушения осанки, показанные на рисунке.

При правильной осанке (рис. А) голова и туловище находятся на одной прямой, небольшой наклон туловища вперед нормален, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выдается вперед, живот втянут.

Рисунок 2. Осанка при ходьбе


При неравномерной нагрузке осанка нарушается. Туловище искривляется в сторону, противоположную той, на которой находится груз (рис. Б).

У сутулого человека голова опущена, спина выпуклая, поясница нередко приобретает седловидную форму (рис. В). Неправильна осанка у тех, кто при ходьбе «запрокидывается» назад. Физиологические изгибы при этом бывают слабовыраженными и плохо смягчают толчки (рис. Г).

Как улучшить осанку


Контролировать осанку в домашних условиях вполне возможно с помощью обычной сантиметровой ленты (рис.), используемой для рукоделия. Нащупайте выступающие костные точки над обоими плечевыми суставами. Возьмите сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижмите ее к точке левого плеча. Правой рукой протяните ленту по линии ключиц к аналогичной точке правого плеча и зафиксируйте полученный результат измерения. После этого повторите измерение, но на этот раз протяните ленту между костными точками плеч за головой. Полученные результаты, конечно же, с определенной долей погрешности показывают соответственно ширину плеч и величину дуги спины. На их основе можно рассчитать индекс, характеризующий состояние осанки. Воспользуйтесь следующим уравнением:
Ширина плеч, см

————————————— х 100 %

Величина дуги спины, см

Если в итоге расчетов у вас получится 100— 110%, значит, все в порядке. Диапазон в 90—100% и 110— 120% свидетельствует о том, что упражнения для выработки правильной осанки должны стать основными в ваших самостоятельных тренировках. А показатели менее 90 % либо более 120 % сигнализируют о необходимости немедленного врачебного обследования.
V. Общие выводы и рефлексия

Проведите в группе беседу – анализ проведённой работы и отметьте результаты в дневнике наблюдений.


1. а) Вспомните ход работы и проанализируйте:

-Какая бывает разница в конституции тела человека?

- Отчего возникают нарушения осанки у подростков?

- Как можно предотвратить эти нарушения?

б) Покажите свои рисунки и презентацию товарищам по группе, обсудите результаты;

в) Подумайте, как можно представить итоги работы на защите (возможно, вы покажите комплекс упражнений для укрепления осанки, придумайте высказывание в форме девиза и т.д.)

2. а) Приведите в порядок свои текущие записи и расчёты, зафиксируйте результаты обсуждения в группе;

б) Оформите результаты работы для защиты: дополните презентацию, можете создать буклет рекомендаций для общего сборника советов по итогам проекта.


Самоанализ выполненной работы
Оцените свои действия по 4 бальной шкале:

Отлично

Хорошо

На среднем уровне

Плоховато

1. а) Я высказал своё мнение о канонах;

б) Я высказал не менее 2 предположений об отличиях в пропорциях тела мужчины и женщины;

в) Я выполнил рисунки с изображением конституции человека;

г) Я оценил степень искривления позвоночника у своих товарищей;

д) Я нашёл (предложил) способы профилактики искривления позвоночника;

е) Я помогал выполнить презентацию для защиты работы;

ж) Я активно участвовал в дискуссиях и обсуждениях, как в группе, так и в блоге курса

2. а) Я произвёл расчёты процентных соотношений пропорций тела мужчины и женщины;

б) Я рассчитал индекс Пенье и определил тип конституции у своих товарищей;

в) Я сосчитал индекс своей осанки;

г) Я оформил результаты работы для защиты: дополнил презентацию (создать буклет рекомендаций для общего сборника советов по итогам проекта);

г) Я активно участвовал в дискуссиях, оставлял записи в блогах