microbik.ru
1
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра “Безопасность труда”

Лабораторная работа № 5.
Исследование оперативной памяти человека - оператора ”.

Студентка: Яхонтова Е.В.

Специальность: 2202

Группа: АС-917

Преподаватель: Пименова Л.В.

Работа защищена: (дата) (оценка)

Новосибирск, 2002г.

  1. Цель работы: Овладеть методикой определения объёма оперативной памяти. Исследовать влияние условий предъявления информации на характеристики оперативной памяти.

  2. Схема лицевой панели стенда:


Информационное табло

Набор последовательности цифр




- последовательно
Пуск Откл.

S4
- параллельно

Сеть



S3 Вкл.

S2

S1 Время индикации




  1. Результаты измерений:












I= 0.25 c

I= 0.5c

I= 1.0 c

I= 2.0 c




Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

1

























2

























3

























4

























5

























6

























7

























8

























9

























10























































с, с

Вывод по работе:

Контрольные вопросы и ответы на них.

1. Дать краткую характеристику основным видам памяти оператора.

Понятие память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведение информации. По разным признакам выделяют разные виды памяти:

1.по длительности сохранения информации:

  • кратковременная (непосредственная (сенсорная или иконическая) –храниться почти вся информация поступающая в какой – то момент времени на органы чувств, но храниться она недолго, и оперативная – процесс памяти, которые обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции) – кратковременный процесс достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений;

  • долговременная (постоянная, статическая) – вид памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения;

2.по отношению к цели:

  • непроизвольная – проявляется в тех случаях, когда не ставиться специальная цель запоминать тот или иной материал и последний запоминается без применения специальных приёмов и волевых усилий;

  • произвольная – связана с специальной целью запоминания и применением соответствующих приёмов, а также определённых волевых усилий;

3.по характеру запоминаемого материала:

  • словесно - логическая – запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи;

  • образная (зрительная, слуховая и др.) – собрание и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений;

  • эмоциональная – память человека на пережитые им в прошлом чувства.

  • моторная (двигательная) – это запоминание и воспроизведение движений в их системе, лежащие в основе выработка и формирования двигательных навыков и привычек;

Долговременная память хранит информацию как бы впрок. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и реорганизация. Соотношение между перечисленными формами памяти зависит от задач, решаемых системой “человек-машина”, и от структуры деятельности оператора.

К основным характеристикам памяти относятся: объем запоминаемой информации, скорость запоминания, длительность сохранения, полнота и точность воспроизведения (воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящеёся в памяти. Оно может быть преднамеренным и непреднамеренным), готовность к воспроизведению.

Объём долговременной памяти, оцениваемой по отношению запоминаемого материала к небольшому числу повторений, определяется количеством принимаемой информации. Объём оперативной памяти определяется количеством запоминаемых при однократном предъявлении стимулов и почти не зависит от их информационного содержания

Потеря информации в кратковременной памяти связана главным образом со «стиранием следов», в долговременной – с нарушением системы кодирования информации.

Для количественной оценки точности воспроизведения используется вероятность безошибочного воспроизведения, где n и N –число правильно воспроизведённых и общее число предъявленных последовательностей.

2. В чем определяется и чему равен объем оперативной памяти?

Объем оперативной памяти определяется количеством запоминаемых при однократном предъявлении символов и почти не зависит от их информационного содержания. Средний объем памяти составляет 5-9 символов. Оперативная память выполняет функцию буфера с ограниченной емкостью, способную поглощать и удерживать входную информацию. Вновь поступающий сигнал вытесняет из буфера один из поступивших ранее, если он не перешел к этому времени в долговременную память. Поэтому сигналы, поступившие в буфер первыми и последними, закрепляются в нем прочнее по сравнению с сигналами средней части предъявленной последовательности. Необходимо различать объём памяти на статические динамические сигналы. Объём памяти на динамические сигналы недостаточно изучен. В этом случае оператор должен не только хранить в памяти предъявляемую последовательность сигналов, но и следить за её изменениями в соответствии с изменениями обстановки. Это имеет место при работе с динамической информационной моделью. В этом случае объём памяти не превышает 2 – 3 символов.

Ввиду индивидуальных различий людей объём памяти является случайной величиной. Исследования показали, что она подчинена биноминальному закону распределения и в общем случае выражается формулой , где случайная величина x принимает значения в диапазоне от 0 до n, а вероятность Pо есть параметр закона распределения. Для нахождения параметра Pо воспользуемся правилом справедливым для биноминального закона , следовательно , где ,, - соответственно среднее, минимальное и максимальное значение объёма оперативной памяти, получаемых экспериментально для данных условий деятельность.

. Тогда получим закон распределения объёма оперативной памяти , где Pkвероятность того, что у данного оператора объём памяти равен K.


  1. Что такое помехоустойчивость оперативной памяти?


4. Для чего необходимо знать возможности человека по приёму и переработке информации?

С развитием техники роль человека в процессе производства увеличилась. Освобождаясь от необходимости выполнять частные операции, он начинает регулировать и контролировать огромные потоки энергии и информации, сложные системы технологических процессов. При этом возрастает уровень его ответственности и цена допускаемых ошибок.

Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора и необходимость его изучения.

Чтобы система ”человек-машина” функционировала надежно и эффективно, необходимо, чтобы информация, адресуемая человеку, передавалась ему в форме, наиболее удобной для восприятия, запоминания и осмысливания.

Часто человек допускает ошибки не потому, что не овладел необходимыми навыками, а потому, что его психофизиологические возможности ограничены: скорость предъявляемой ему информации превышает возможности органов чувств, форма сигналов оказывается трудной для восприятия и осмысливания. Если при создании новой технологии не будут учтены закономерности восприятия, внимания, памяти, мышления, то это означает, что уже в самой создаваемой технологии заложена человеческая ошибка.
5. В чём заключается методика определения объёма оперативной памяти?

В бригаде из 2-3 человек выбирается испытуемый, в чью задачу входит считывание информации с информационного табло и воспроизведение ее голосом. Остальные члены бригады предъявляют испытуемому последовательность цифр (параллельно и последовательно) и фиксируют его ответы.

Экзаменатором включается стенд и табло, обнуляется индикатор набора последовательности цифр, набирается последовательность цифр, устанавливается время индикации, выбирается последовательный режим предъявления информации, выбранную последовательность заносят в таблицу, нажимают кнопку “пуск” для предъявления информации на информационном табло и не отпускает ее до тех пор, пока на табло не появится первая цифра, после чего отпускает кнопку.

Испытуемый не должен наблюдать последовательность цифр, набираемой экзаменатором. Он называет предложенную последовательность. Экзаменатор заносит названную последовательность в таблицу, обнуляет табло набора, повторят 10 раз указанное испытание. Также производится по 10 предъявлений последовательностей при времени предъявления 0.25; 0,5; 1; 2сек

Все указанные пункты выполняются для параллельного и последовательного предъявления из 5 (6,7)-ми цифр.











I= 0.25 c

I= 0.5c

I= 1.0 c

I= 2.0 c




Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

1

























2

























3

























4

























5

























6

























7

























8

























9

























10






























































I= 0.25 c

I= 0.5c

I= 1.0 c

I= 2.0 c




Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

Предъявлено

Воспроизведено

1

























2

























3

























4

























5

























6

























7

























8

























9

























10