microbik.ru
1
Лабораторная работа №4

Тема: Пункт меню «ТАБЛИЦА»

Создать таблицу можно тремя способами:

  • с помощью пункта меню Таблица/Вставить таблицу ( в диалоговом окне установить нужные параметры таблицы);

  • используя кнопку панели инструментов СТАНДАРТНАЯ «Вставить таблицу» ( мышкой выделить необходимое количество строк и столбцов);

  • можно нарисовать таблицу (сначала внешние границы, а затем строки и столбцы), нажав кнопку «Панель границ» ( далее можно использовать кнопки панели «Таблицы и границы»).

1. Вставьте таблицу с пятью строками и пятью столбцами:

  • введите заголовки столбцов, параметры шрифта выберите произвольно, установите выравнивание в ячейке «по центру»;

  • заполните таблицу, используя данные о количестве баллов, полученных студентами Вашей группы.

  • командой ТАБЛИЦА/ФОРМУЛА подсчитайте сумму баллов для каждого студента и заполните соответствующий столбец. Изучите возможные функции для работы с таблицами . Установите формат чисел ”0 балла”. Границу ячейки с максимальной суммой баллов выделите красным цветом, заливка желтая.

Результаты тестирования 1

Ф.И.О.

Украинский язык и литература

История Украины

Английский язык

Сумма баллов

Шевченко Андрей

185

167

196

548 балла

Зидан Зинедин

125

145

164

434 балла

Анри Тьери

152

134

125

411 балла

Аршавин Андрей

183

143

134

460 балла

Сумма баллов 1

Нумерация ячеек имеет вид:





A

B

C

D

E

F

1



















2





















  • Выполните сортировку по первому столбцу (по возрастанию), затем по последнему столбцу (по убыванию).

  • Вставьте название таблицы «Результаты тестирования» над таблицей и подпись «Сумма балов» под таблицей. Название и подпись форматировать по усмотрению.

2. Скопируйте таблицу. Добавьте в таблицу столбец справа «Средний балл по трем экзаменам», использовав функцию AVERAGE() и указав в скобках адреса нужных ячеек, например, AVERAGE(B2:D2). Название - «Результаты тестирования»
Результаты тестирования 2

Ф.И.О.

Украинский язык и литература

История Украины

Английский язык

Сумма балов

Средний балл по трем экзаменам

Шевченко Андрей

185

167

196

548 балла

182,67

Зидан Зинедин

125

145

164

434 балла

144,67

Анри Тьери

152

134

125

411 балла

137

Аршавин Андрей

183

143

134

460 балла

153,33


3. Скопируйте таблицу. Добавьте строку таблицы «Средний балл по предметам» и подсчитайте его. Название - «Результаты тестирования». Удалите последнюю ячейку в последней строке.

Результаты тестирования 3

Ф.И.О.

Украинский язык и литература

История Украины

Английский язык

Сумма балов

Средний балл по трем экзаменам

Шевченко Андрей

185

167

196

548 балла

182,67

Зидан Зинедин

125

145

164

434 балла

144,67

Анри Тьери

152

134

125

411 балла

137

Аршавин Андрей

183

143

134

277 балла

153,33

Средний балл по предметам

161,25

147,25

154,75

154,42





Выравнивание для всех таблиц - «по центру». Внешняя граница – двойная синяя линия с шириной 0,75пт (Таблица/свойства таблицы/границы и заливка).

4.Нарисовать таблицу:


ГОД


ДАТА


СОБЫТИЕ


1648

23 апреля

Начало освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого

6 мая

Победа над поляками под Желтыми Водами

13 сентября

Сражение под Пилявцами

24 октября

Конец Тридцатилетней войны.Вестфальский мир























Остальные ячейки заполнить самостоятельно. При необходимости объединить или разбить ячейки (число событий в каждом году разное).
5.Скопируйте заголовки столбцов и первый год таблицы. Еще раз скопировав, преобразуйте в текст. Если таблица располагается на разных страницах, можно вставить заголовки столбцов, выделив их, командой Таблица/Заголовки


ГОД

ДАТА

СОБЫТИЕ

1648

23 апреля

Начало освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого

6 мая

Победа над поляками под Желтыми Водами

13 сентября

Сражение под Пилявцами

24 октября

Конец Тридцатилетней войны. Вестфальский мир


ГОД ДАТА СОБЫТИЕ

1648 23 апреля Начало освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого

6 мая Победа над поляками под Желтыми Водами

13 сентября Сражение под Пилявцами

24 октября Конец Тридцатилетней войны. Вестфальский мир
6. Создать файл «Отчет по WORD», в который вставить текст из лабораторных работ №2, №3, №4. Скопировать и вставить текст из шаблона «Современное резюме» (Файл/создать/шаблон).

Каждый раздел озаглавить соответствующим образом. Заголовки каждой части «Отчета» форматировать стилем «Заголовок 2».

Установить единые стили, колонтитулы, номера страниц и параметры страниц в файле-отчете.

Создать оглавление средствами WORD (Вставка/ссылка/оглавление):

  • стандартным образом в конце документа,

  • в виде гиперссылок в начале документа.



Лабораторная работа №5

Тема:Форматирование данных. Мастер функций. Мастер диаграмм.


  1. Построить

  1. арифметическую прогрессию с первым членом а1, разностью d;

  2. геометрическую прогрессию с первым членом b1 и знаменателем q;

  3. прогрессию дат, выбрав в качестве параметра год, затем рабочий день.

Варианты задания:


Парам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

a1

5

2

1

3

11

4

3

5

127

98

46

150

10

250

79

d

6

3

4

8

5

5

7

4

-5

-4

-3

-7

7-

-11

-6

b1

1

340

5

2

4

6

10

130

250

3

7

8

350

270

300

q

1,9

0,4

1,2

1,8

1,6

1,5

0,9

0,7

0,6

1,7

1,2

1,1

0,3

0,4

0,5

Дата

С 1.01.2000 по 1.01.2100


С 1.01.2100 по 30.06.2010




  1. Составить оборотную ведомость по форме (см. таблицу)




Наименование

Остаток на начало месяца

Приход, л.

Расход, л.

Остаток на конец месяца

О1

P

R

O2

Бензин

156

3585

3602




Дизельное топливо

345

3478

3506




Дизельное масло

125

206

215




Итого

S1

S2

S3

S4


Формулы для расчета

S1=, S2=, S3=, O2=O1+P-R, S4=


  1. Составить платежное требование по следующей форме (см. таблицу)




Артикул

Наименование

Всего, шт.

Цена, грн.

Сумма,грн.

K

C

S

1231

Столы(журн.)

28

25.10




1252

Стулья

36

15,25




1263

Шкафы(книжные)

24

62,45




1284

Тумбочки

19

32,15




A

Итого










N

Наценка










B

К оплате











Формулы для расчета

S=K*C, A=, N=A*10%, B=A+N



  1. Построить таблицу значений функции у= f(x) на отрезке [a,b] с шагом ∆x=0,1.

В ячейки А1, А2,…..вводим значения Х(т.е. строим прогрессию)

В ячейки В4, В5, ….. вводим заданную функцию. Для этого необходимо:

    1. С помощью кнопки «Вставка функции» в строке формул (или Вставка/Функция) вызвать диалоговое окно «Мастер функций».

    2. В поле «Категория» выбрать «Математические».

    3. В поле «Выберите функцию» выбрать произвольную функцию.


Таблица примет вид





A

B

1

Таблица значений функции y=f(x)

2

3

Xi

Yi

4

A4

f(A4)

5

A5

F(A5)

6







7







8

Ai

F(Ai)




  1. Построить график функции.




    1. Выберите команду Вставка/Диаграмма .

    2. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм на вкладке Стандартные в списке Тип выберите вариант График, а списке Вид укажите стандартный график. Нажмите кнопку Далее.

    3. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 2 из 4): источник данных диаграммы (затем окно называется Исходные данные) на вкладке Диапазон данных выберите переключатель Ряды в столбцах. В поле ввода Диапазон укажите адрес ячеек, содержащих значения функции. На вкладке Ряд в поле ввода Подписи оси Х введите адрес значений независимой переменной. Нажмите кнопку Далее.

    4. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 3 из 4): параметры диаграмм на вкладке Заголовки в поле Название диаграммы введите График,

    5. в поле Ось Х(категорий) введите Х, в поле Ось У(значений ) введите У. Нажмите кнопку Далее.

    6. В появившемся диалоговом окне Мастер диаграмм (шаг 4 из 4): размещение диаграммы выберите переключатель Поместить диаграмму на листе имеющемся. Нажмите кнопку Готово.

Теперь можно, используя маркеры, поменять размеры диаграммы, разместить ее в удобном месте рабочего листа. Возможно редактировать каждый элемент диаграммы, вызвав правой клавишей контекстное меню.
Лабораторная работа № 6

Тема:Логические функции. Подбор параметра.
1. Логические функции.

  • И(<условие1>,<условие2>,…до 30 условий) - возвращает значение ИСТИНА, если истинны все аргументы. Эквивалентная запись функции И-знак * в логических формулах.

  • ИЛИ(<условие1>,<условие2>,…до30 условий) - возвращает значение ИСТИНА, если истинен хотя бы один из аргументов (и ЛОЖЬ, если ни одно из условий не является истинным). Эквивалентная запись функции ИЛИ-знак + в логических формулах.

  • НЕ(<условие>) – возвращает значение ИСТИНА, если ложен аргумент и наоборот.

  • ЕСЛИ(<условие>;<значение, если условие истинно >;<значение, если условие ложно>) - функция оценивает логическое <условие> и если оно истинно, возвращает первое значение, если нет-второе. Значениями могут быть числа, формулы, логические переменные, текст, даты. Значения в форматах текст, дата записываются в кавычках, например «яблоки» или «01.01.2009». Условия функции ЕСЛИ могут включать в себя функции И, ИЛИ, ЕСЛИ (до семи включений).


Задание 1.

Составить таблицу факта пригодности студентов для учебы на военной кафедре. Отклоняются кандидатуры ростом менее 150см или более 200см, а также с весом менее 50кг или свыше 100кг.


Задание 2.

Вычислить заработанную рабочими сумму в зависимости от количества отработанных ими часов в неделю и их вида.

Зарплата определяется как число отработанных «обычных» часов, умноженных на стоимость «обычного» часа плюс число сверхурочных часов и часов, отработанных в выходные дни на их стоимости соответственно. Кроме того, если общее число отработанных часов превышает 52, работник получает доплату в 100гр., если больше 66 - 250гр., и вне зависимости от часов все получают доплату, равную 5% от зарплаты. Сумма, выдаваемая на руки, это зарплата+доплата-налог. Заполнить данные об отработанных часах произвольно.


2. Функции для работы с массивами.
Массивом называется прямоугольный диапазон ячеек, обозначаемый адресами верхней угловой и нижней угловой ячейки, между которыми стоит двоеточие. Например A2:D4-массив из 12 ячеек, стоящих на пересечении 3-х строк и 4-х столбцов.

В EXCEL имеются программы, позволяющие производить действия со всеми элементами массива (или массивов). Результатами этих действий могут быть массивы или числа. Если результатом выполненных над массивом операций будет массив, необходимо выделить диапазон ячеек, в который будет помещен массив-результат, в верхнюю угловую ячейку (или в строку формул) ввести формулу и нажать CTRL+SHIFT+ENTER (формула возьмется при этом в фигурные скобки {}).

Если результатом действий будет число, формулу записываем в ячейку как обычно, а ввод формулы осуществляется нажатием ENTER.

Символы арифметических операций над массивами:

* - покомпонентное умножение массивов (или умножение массива на число);

+ - покомпонентное сложение (вычитание) элементов массивов;

/ - покомпонентное деление элементов массивов.

В более сложных формулах аргументами могут быть объединения или пересечения массивов.

Знак объединения массивов – точка с запятой(;)

Знак пересечения массивов - пробел.

Примеры: {=СУММА(A1:D4;F1:H5)}, {=СУММА(A1:D4 C3:F5)}

В Мастере функций имеется набор функций для работа с массивами: СЧЕТ, СЧЕТЕСЛИ, СУММ, СУММЕСЛИ, ПРОИЗВЕД, СУММПРОИЗВЕД, СУММКВРАЗН и многие другие.
Задание 3.

В ячейки А1 и F1 введите заголовки «массив А» и «массив В» соответственно. Диапазоны А2:D5 и F2:I5 заполните произвольными числами.

1.Выполните сложение, вычитание, умножение, деление (если возможно) массивов А и В.

2.Найдите сумму чисел, расположенных по периметру массива А двумя способами, применив объединение и пересечение соответствующих подмассивов.

3.Найдите сумму диагональных элементов массива В, сумму чисел, лежащих выше диагонали.

4.Найдите сумму положительных злементов массива В, количество отрицательных элементов массива А.

5.Вычислите сумму квадратов синусов и косинусов элементов массива А.

6.Найдите сумму квадратов разностей, сумму произведений, сумму сумм квадратов элементов массивов А и В, используя соответствующие функции Мастера функций.

Для каждого задания введите заголовки.
3. Команда «Подбор параметра»
Инструмент Подбор параметра меню Сервис позволяет найти значение аргумента по желаемому значению функции. Его используют в математических, экономических, финансовых задачах.

Рассмотрим пример применения команды для нахождения корня квадратного уравнения Х2-5=0. В ячейку А2 введем приближенное значение корня, в ячейку В2 формулу: =А22-5. Выполняем команды: Сервис/Подбор параметра и заполняем поля

Установить в ячейке передаем адрес ячейки В2

Значение указываем 0

Изменяя значение ячейки указываем адрес ячейки А2

После нажатия кнопки ОК выдается окно Результат подбора параметра

Задание 4.

1.Найти корни произвольного уравнения третьего порядка (например: х3-5,73х2+3,92х-84=0).

2. Руководитель обещает выплатить исполнителям за выполненную разовую работу определенную сумму «чистыми»: Волкову Р.А - 2000гр, Петренко А.А.- 1500гр., Комаровой И.И. -1800гр. Какую зарплату нужно вписать в ведомость, если:

подоходный налог составляет 13% от зарплаты,

медицинское страхование составляет 1% от зарплаты,

отчисления в пенсионный фонд составляют 2% от зарплаты.