microbik.ru
1

№ лекции

Название лекции

Круг вопросов

Период: октябрь-январь

1

Входной тест

2

Общая биология. Основы цитологии. Биохимия клетки.

Общая биология. Свойства живых организмов. Возникновение жизни на Земле.

Основы цитологии. Содержание, химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: липиды, АТФ, биополимеры (углеводы, белки, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности.

Мини-тест. Домашнее задание.

3

Клеточная теория. Метаболизм.


Клеточная теория. Основные положения клеточной теории. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот. Самоудвоение ДНК.

Метаболизм. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен. Пластический обмен. Фотосинтез. Биосинтез белков. Код ДНК. Реакции матричного синтеза.

Мини-тест. Домашнее задание.

4

Размножение и индивидуальное развитие организмов


Размножение и индивидуальное развитие организмов. Митоз, мейоз и оплодотворение. Хромосомы. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие.

Мини-тест. Домашнее задание.

5

Основы генетики. Основные закономерности наследственности организмов.


Основные закономерности наследственности организмов. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Фенотип и генотип. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Сцепленное наследование. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности.

Мини-тест. Домашнее задание.

6

Основные закономерности изменчивости организмов.

Основные закономерности изменчивости организмов. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. Генетика популяций.

Мини-тест. Домашнее задание.

7

Эволюционное учение

Эволюционное учение. Додарвиновский период развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина. Критерии вида. Популяция. Движущие силы эволюции. Искусственный отбор и наследственная изменчивость. Возникновение приспособлений. Макроэволюция. Видообразование.

Мини-тест. Домашнее задание.

8

Развитие органического мира. Происхождение человека


Развитие органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Генетика и теория эволюции. Происхождение человека. Ч.Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Мини-тест. Домашнее задание.

9

Основы экологии. Основы учения о биосфере



Основы экологии. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы. Вид, его экологическая характеристика. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования. Биогеоценоз. Цепи питания. Правило экологической пирамиды. Агроценозы.

Основы учения о биосфере. Биосфера и ее границы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере.

Мини-тест. Домашнее задание.

10

Основы селекции. Биосфера и научно-технический прогресс


Основы селекции. Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Гетерозис. Полиплодия и отдаленная гибридизация. Отдаленная гибридизация домашних животных. Биосфера и научно-технический прогресс. Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сохранения эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов.

Мини-тест. Домашнее задание.

11

Тестирование по пройденным темам

12

Вирусы. Бактерии. Грибы.

Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Бактерии. Особенности строения, цианобактерии

Грибы. Общая характеристика, классификация, строение, представители. Значение. Лишайники.

Мини-тест. Домашнее задание.

13

Водоросли. Высшие споровые растения

Растение и окружающая среда. Основные таксономические категории растений. Водоросли. Мхи. Плауны. Папоротники. Строение и размножение, основные представители.

Мини-тест. Домашнее задание.

14

Семенные растения.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных. Распространение хвойных, их значение в природе, в народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Охрана растений.

Мини-тест. Домашнее задание.

15

Строение вегетативных органов цветкового растения

Семя. Строение и состав семян. Корень. Виды корней. Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зона корня. Рост корня.

Лист. Внешнее строение листа. Жилкование. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа. Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Стебель. Понятие о побеге. Почки вегетативные и цветочные. Рост стебля в длину. Ветвление стебля. Внутреннее строение древесного стебля. Рост стебля в толщину. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. Видоизмененные побеги. Вегетативное размножение цветковых растений.

Мини-тест. Домашнее задание.

16

Строение генеративных органов цветкового растения. Половое размножение цветкового растения

Цветок и плод. Строение цветка. Строение тычинки и пестика. Виды и классификация соцветий. Образование семян и плодов. Виды плодов. Самоопыление и перекрестное опыление. Оплодотворение. Однодольные и двудольные растения – отличия и представители.

Мини-тест. Домашнее задание.

17

Тестирование по пройденным темам

Период: февраль-март

18

Зоология. Тип простейшие Тип кишечнополостные

Одноклеточные. Общая характеристика. Обыкновенная амеба. Зеленая эвглена. Инфузория-туфелька. Малярийный плазмодий. Строение, жизнедеятельность, значение для человека. Тип кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип — гидра. Внутреннее строение (двухслойность, разнообразие клеток). Регенерация. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и их значение.

Выходной тест. Домашнее задание.

19

Тип плоские черви. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. Тип моллюски

Тип плоские черви. Тип круглые черви. Тип кольчатые черви. Общая характеристика типа. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно-мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения, выделения. Процессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Тип моллюски. Общая характеристика типа. Среда обитания и внешнее строение. Особенности процессов жизнедеятельности.

Выходной тест. Домашнее задание.

20

Тип членистоногие

Тип членистоногие. Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение. Внутреннее строение. Класс Паукообразные. Паук-крестовик. Среда обитания. Внешнее и внутренне строение. Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Процесс жизнедеятельности. Размножение. Типы развития. Отряды насекомых с полным превращением. Отряды насекомых с неполным превращением.

Выходной тест. Домашнее задание.

21

Тип хордовые. Надкласс рыбы

Тип хордовые. Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство ланцетников с позвоночными и беспозвоночными. Надкласс рыбы. Общая характеристика класса. Внешнее и внутренне строение. Отряды рыб: акулы, осетровые, сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное значение рыб.

Выходной тест. Домашнее задание.

22

Класс земноводные, класс пресмыкающиеся

Класс земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды обитания. Внешнее строение. Особенности строения внутренних органон и процессов жизнедеятельности. Происхождение земноводных. Класс пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания. Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся.

Выходной тест. Домашнее задание.

23

Класс птицы. Класс млекопитающие

Класс птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Внешнее строение. Скелет тела. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к различным средам обитания. Отряды птиц. Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Отряды млекопитающих. Первозвери. Происхождение млекопитающих.

Выходной тест. Домашнее задание.

24

Тестирование по пройденным темам

25

Общий обзор организма человека, опорно-двигательная система

Общий обзор организма человека. Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Строение и функции тканей. Ткани (эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная). Опорно-двигательная система. Значение. Строение скелета человека. Состав, строение и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц.

Выходной тест. Домашнее задание.

Период: апрель-май

26

Кровь. Кровообращение. Дыхание

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Состав крови. Группы крови. Свертывание крови. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца. Дыхание. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Гуморальная и нервная регуляция дыхания.

Выходной тест. Домашнее задание.

27

Пищеварение. Обмен веществ

Пищеварение. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Нервно-гуморальная регуляция желудочного сокоотделения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Всасывание. Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Пластический и энергетический обмен. Витамины и их значение для организма.

Выходной тест. Домашнее задание.

28

Нервная система, анализаторы, высшая нервная деятельность

Нервная система. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Вегетативная нервная система. Большие полушария головного мозга. Анализаторы. Строение и функции органов зрения, слуха. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о ВНД. Сознание и мышление. Сон, его значение.

Выходной тест. Домашнее задание.

29

Выделительная система, кожа

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Выходной тест. Домашнее задание.

30

Эндокринная система, половая система

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Понятие о гормонах. Роль гуморальной регуляции в организме. Половая система. Строение органов женской и мужской половой системы. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов.

Выходной тест. Домашнее задание.

31

Репетиционный экзамен

32

«Работа над ошибками»

Разбор типовых ошибок, рекомендации по написанию экзамена