microbik.ru
1


РАЗДЕЛ I. Введение. Общая экономическая теория

04. Выбор в экономике. Модель производственных возможностей

План лекции


  1. Экономические блага и ресурсы.

  2. Необходимость выбора в экономике.

  3. Модель производственных возможностей, условия ее построения.

  4. Альтернативные (вмененные) издержки. Закон роста альтернативных издержек.


4.1. Экономические блага и ресурсы

Экономика - область деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Под благом подразумевается все то, что удовлетворяет по­требности людей, отвечает их целям и устремлениям. Блага вообще подразделяются на два рода:

1) естественные - земля, леса, полезные ископаемые и все другое, созданное первозданной природой;

2) экономические - продукты, образно говоря, “второй при­роды”, творцом которой является человек.

Значит, главная функция (назначение) экономики заключается в создании продуктов, необходимых для жизнедеятельности об­щества. При этом изготавливаются два вида экономических благ:

а) предметы потребления и

б) средства производства (условия созидательной деятельности).

Потребность вообще - это особое психоло­гическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие меж­ду внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. По­этому потребность становится побудителем активности, направ­ленной на устранение возникшего несоответствия.

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивиду­альные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и эко­номические.

Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Эко­номические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распреде­ление, обмен и потребление благ и услуг. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудов­летворенными запросами людей.

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым спо­собствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь, в свою очередь, ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести авто­мобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса корен­ным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, по­рождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и пос­тупление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.

В-третьих, производство во многом влияет на способы при­менения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне до­вольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему сов­ременнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

В свою очередь, экономические потребности оказывают об­ратное воздействие на производство.

Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятель­ности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих, ведущая роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя сту­пень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

  • физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, восп­роизводстве рода); потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

  • необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

  • потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

  • потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех воз­можностей и способностей человека).

Прогресс общества ярко проявляется в действии закона воз­вышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не­зависимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

И с теоретической, и с практической точек зрения несом­ненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соот­ношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике.

Современные тенденции. В масштабе всей современной мировой экономики складываются три основные тенденции в изменении количественных пропорции (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения - с другой.

Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потреб­ления, так и потребностей. Тогда происходит попятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кру­гами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, примерно в 2/3 развивающихся стран за 80-е годы и первую половину 90-х годов произошло сокращение дохода общества в расчете на душу населения.

Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В таком случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются.

Движение по колее “производство - распределение - об­мен - потребление - потребности” напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, ко­торый к тому же зачастую закрепляется сложившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.

Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соот­ношения в динамике производства и потребления.

Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух слу­чаях?

Они показывают, что во многих странах возвышению по­требностей сильно противодействует рад факторов, сдерживающих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, отно­сятся такие обстоятельства:

  • низкий уровень материальной и духовной культуры общества ограничивает круг человеческих нужд их видами низшего по­рядка, который изменяется медленнее всего;

  • очень слабо развито разделение труда, что не позволяет уве­личить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;

  • мизерные денежные доходы массы людей и высокий уровень цен препятствуют удовлетворению их даже самых элементарных запросов;

  • во многих случаях численность населения стран увеличивается более высокими темпами, чем расширяются материальные ус­ловия его существования.

Третья тенденция - нормальная. В данном случае производ­ство количественно растет и качественно совершенствуется, по­вышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися обо­ротами.

Классификация экономических благ. Современная классификация производимых благ отражает новые реалии последней трети XX столетия: многоукладную экономику и достигнутое многообразие производимых экономических благ. Весь мир созданных людьми полезных вещей и услуг можно подразделить на два класса, имеющих разные основания. Они, в свою очередь, раскладываются на отдельные виды.

Первый класс образуется в зависимости от форм собственности. Он включает три вида. Один вид - товары индивидуального потребления (предметы потребления и средства производства). Они имеют следующие социально-экономические признаки:

  • такие товары делимы, то есть существуют в виде сравнительно малых единиц, которые доступны отдельным покупателям;

  • эти вещи подвержены так называемому “принципу исключения”:

  • выбывает из их потребителей человек, который не в состоянии платить за благо по рыночной цене;

  • обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в состоянии уплатить за нее;

  • такие товары производят владельцы частной и общей долевой собственности.

Другой вид - государственные или общественные блага. Эти полезные вещи, по существу, не являются товарами: они создаются не для рыночной продажи потребителям. Эти блага имеют такие черты:

  • полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь крупных единиц, которые невозможно предоставить отдельным лицам;

  • на материальные и нематериальные блага не распространяется “принцип исключения” (то есть невозможно отстранить людей от использования выгод данных продуктов и услуг);

  • подобные вещи и услуги создаются в государственном секторе.

Классическим примером общественных благ является маяк, ориентирующими сигналами которого могут пользоваться все без исключения морские суда. Сюда можно отнести общественную безопасность, национальную оборону, автомобильные магистрали и многое другое.

Третий вид первого класса - квазиобщественные или квазигосударственные (лат. quasi - якобы) блага и услуги. К ним может быть применен “принцип исключения”.

К этому виду относятся: а) библиотеки, музеи; б) профилактическое медицинское обслуживание; в) пожарная охрана, полиция и др. На данные блага и услуги могут быть установлены цены, а частные собственники (или владельцы общей долевой собственности) могут за плату обеспечивать ими потребителей. Однако такие собственники не берут на себя весь объем производства таких благ. Эту задачу выполняет государство, чтобы не допустить недостатка общественно полезных вещей и услуг.

Второй класс благ состоит из вещей, которые различаются в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на такие виды.

Один из них - взаимозаменяемые товары. Если растет покупка одного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе.

Следующий вид - взаимодополняемые блага. Они сопутствуют друг другу и потребность в них одновременно увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер и дискеты.

Третий вид - независимые товары. Потребности в этих вещах никак не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).

4.2. Необходимость выбора в экономике

Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что по­требности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональ­ном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. На­против, по существу безграничны запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные.

Вполне очевидно, что для правильной ориентации в прак­тической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период. Зная это, руководители предприятий смо­гут определить, когда наступает предел насыщения потребностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно свое­временно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внут­реннем и международном рынках.

Факторы и возможности производства. Производство включает три разнородных фактора (лат. factor - делающий, производя­щий). Рассмотрим их в натурально-вещест­венном виде, который свойствен всякому обществу.

Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые на­выки.

Труд в материальном производстве - это целесообразная де­ятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлет­ворения своих потребностей.

Второй фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химиче­ского производства и т. п.), благодаря которым исходное при­родное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.).

Третий фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на ве­щество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (от­битые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшем переработки).

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология - совокупность знаний о способах и средствах про­ведения производственных процессов.

Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом по­требностей).

Первый фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая чис­ленность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей.

Второй фактор - средства труда - можно наращивать до не­обходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, по­скольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий.

Третий фактор - прежде всего земля и полезные ископае­мые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во мно­гих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.

В процессе выбора, навязываемого обществу ограниченностью ресурсов, оно, как считают экономисты, сталкивается с необходимостью решения трех фундаментальных задач: что, т.е. какие товары и услуги и в каком количестве производить? как, т.е. с помощью каких ограниченных ресурсов и технологических способов производить нужные людям блага? для кого производить эти ограниченные жизненные блага?

В последнее время к этим трем фундаментальным вопросам добавился четвертый: когда будут потреблены те или иные блага или ресурсы? Будем ли мы потреблять их или сберегать? Используем ли мы наши невоспроизводимые природные ресурсы сами или сохраним их для будущих поколений? Экологический и энергетический кризис способствовали тому, что этот четвертый вопрос стал одним из важнейших с точки зрения судеб современной цивилизации, выживания человечества.

При обсуждении этих и многих подобных проблем экономисты широко пользуются разного рода моделями, хотя и упрощающими реальную действительность, но позволяющими получать и демонстрировать в сравнительно сжатой, компактной форме определенные содержательные выводы. Попробуем с помощью простейшей модели рассмотреть основную экономическую проблему - что, как и для кого производить.
4.3. Модель производственных возможностей, условия ее построения.

В связи с этим практически важно определить производст­венные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможнос­тями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

При нехватке хозяйственных средств можно прибегать к сле­дующему выбору. Из всех допустимых вариантов применения производственных факторов выбирается более предпочтитель­ный, самый насущный.

Предположим, что жители какой-то гипотетической страны могут использовать свои природные и людские ресурсы для производства двух товаров или, лучше, двух групп товаров - средств производства и предметов потребления. Построим график производственных возможностей данной страны (рис. 4.1).

По оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (X), по оси ординат - количество средств производства (У). Кривая ABCD, называемая границей области производственных возможностей, показывает максимально возможные объемы производства предметов потребления и средств производства при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка на кривой представляет определенную комбинацию этих двух видов товаров. Например, точка В представляет комбинацию XB единиц предметов потребления и YB единиц средств производства.

Рис. 4.1. позволяет получить более четкое представление о трех взаимосвязанных понятиях - ограниченности ресурсов, выборе и затратах, как они интерпретируются в экономике.

Возьмем точку F внутри области производственных возможностей. Очевидно, что она означает такую комбинацию средств производства и предметов потребления, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании всех ресурсов. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользованных ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе и рабочего времени). Наоборот, точка Е характеризует такой выпуск продукции, который недостижим при полном использовании наличных ресурсов и существующей технологии.

Таким образом, кривая ABCD, т.е. граница области производственных возможностей, характеризует одновременно и возможный, и желательный выпуск продукции. Именно из точек, лежащих на этой кривой и представляющих различные возможные сочетания выпуска средств производства и предметов потребления, мы и должны (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту, которая для нас наиболее предпочтительна. Сравним точки В и С. Выбрав точку В, жители предпочтут производство меньшего количества предметов потребления B) и большего количества средств производства (YB), чем если бы они выбрали точку С (ХC, УС)- Или, точнее, при переходе из точки В к точке С они получат дополнительно DX = ОХC - ОХB единиц предметов потребления, пожертвовав для этого DY = ОYC - ОYB единиц средств производства.

Может ли общество выйти за границу своих производственных возможностей, точнее, сдвинуть ее вверх и вправо? Конечно, может. Либо за счет увеличения производственных ресурсов (открытие новых месторождений полезных ископаемых, освоение новых земель, вовлечение в производственную деятельность ранее неработавших, в том числе и иммигрантов, строительство новых предприятий), либо за счет технических и технологических нововведений.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и примерно в равной мере во всех отраслях, то граница производственных возможностей сдвинется вправо и возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени. И точка Е, лежащая вне прежних границ области производственных возможностей ОАО, может оказаться теперь достижимой.

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, расширение области производственных возможностей окажется сдвинутым влево.

Выйти на более высокую границу производственных возможностей можно и за счет увеличения накопления, роста физического капитала общества (строительства новых предприятий). Такой переход может потребовать сокращения размеров текущего потребления, а это может привести и к поистине драматическим последствиям для жителей страны, вставшей на путь форсирования индустриализации.

Разумеется, в реальной жизни приходится определять про­изводственные возможности в отношении множества благ. Сейчас в экономически развитых странах принимаются в расчет мил­лионы видов продуктов. Способы решения возникающих слож­ных задач будут рассмотрены позже.
4.4. Альтернативные (вмененные) издержки. Закон роста альтернативных издержек.

Последняя цифра точно определяет экономические послед­ствия, своего рода “цену” принятого решения - “альтернативную стоимость”. Под альтернативной стоимостью подразумевается ко­личество благ, которое нужно отдать (или, как говорится, при­нести в жертву) в обмен на продукты, пользующиеся значительно большим предпочтением.

Экономисты называют количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара, альтернативными затратами, или затратами отвергнутых возможностей (opportunity cost - англ.). Обратим внимание, что экономист определяет затраты как потери других, альтернативных товаров и услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов, тогда как бухгалтер регистрирует в качестве затрат расход самих ресурсов, точнее, их денежную стоимость.

Закон роста альтернативных издержек. Обратим внимание и на форму кривой ABCD. Она выпукла вправо вверх (вогнута к началу координат). Это связано с тем, что одни ресурсы могут быть более эффективно использованы в производстве предметов потребления, другие - в производстве средств производства. Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется вовлекать все в большей мере сравнительно малоэффективные для их выпуска ресурсы. Поэтому выпуск каждой дополнительной единицы предметов потребления будет "оплачиваться" все большим сокращением выпуска средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные затраты. Эта зависимость - закон роста альтернативных издержек

Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется неоднозначно в разные периоды экономического развития.

Ступени прогресса производства. Как установлено исторической наукой, отдаленные предки человека по образу жизнедеятельности мало чем отличались от животных. Средства существования они добывали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Тогда, естественно, не было регулярно налаженного производства. Вследствие этого уделом предков человека было частое голодание.

Примерно 10 тыс. лет назад собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, вызвавшим аграрную революцию, - земледелию (вначале в виде примитивной обра­ботки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от природы. Производство с самого начала опиралось на достижения нео­литической революции. В эпоху нового каменного века появились кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металли­ческих технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Так началась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой ста­дии преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяй­ство). Подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством. В хозяйственной деятельности господствуют ручной труд и простейшие формы его организации. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.

Значительные качественные перемены в материальной куль­туре благоприятствовали резкому увеличению численности на­селения - произошел так называемый первый демографический взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.

Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые свойственны производству с применением ручного труда. Такое противоречие было преодолено лишь в результате про­мышленного переворота, который начался в Англии в 60-е годы XVIII в. и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы XIX в. Существо промышленной революции состоит в широкомасштабной замене ручного труда машинами.

На индустриальной стадии производства главной является вто­ричная сфера экономики - машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразует сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основная масса трудя­щихся является работниками индустриальных отраслей хозяйства (например, в Великобритании уже в середине 40-х годов XIX в. 3/4 населения составили фабрично-заводские рабочие). Проис­ходит быстрая урбанизация (лат. urbanus - городской) населения: в городах проживает до 2/3 всех жителей. Мощный рост про­изводственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворять достаточно широкий спектр материальных и культурных потребностей людей.

С индустриальной стадией экономики связан второй демог­рафический взрыв. Численность населения мира за три с чет­вертью столетия (1650-1974 гг.) возросла в 7 раз (в 1650г. на­селение составляло 650 млн человек).

Однако достижения индустриальной экономики явно недо­статочны для современного этапа динамики потребностей и по­требления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать но­вейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совер­шенно новым - в количественном и качественном отношениях - уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х годах грандиозной научно-технической революции. Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной (лат. post - после) стадии производства, оз­начающей переход к информационному обществу.

На этой высшей стадии наибольшее развитие получает тре­тичная сфера экономики - сфера услуг, где занято 50-70% всех работников. Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычисли­тельной техники, что позволяет резко повысить значение ин­формации в жизни общества, а также автоматизировать физи­ческий и умственный труд. На предприятиях быстро повышается роль научных работников и квалифицированных специалистов. Теперь высокоэффективная экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка.

Рис. 4.1. Граница производственных возможностей