microbik.ru
1

Петров Андрей Валерьевич к.п.н, доцент, кафедра педагогики НовГУ

Лекция: Современная система специальных образовательных услуг.



В1. Медико-социально-педагогический патронаж.

В2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

В3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

В1. Медико-социально-педагогический патронаж.


Патронажособый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются:

  • Психолого-медико-педагогические комиссии;

  • Психолого-медико-социальные центры;

  • Диагностические, реабилитационные центры;

  • Логопедические пункты;

  • Службы раннего и надомного обучения.

Направления деятельности МСПП:

  1. Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута.

  2. Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.

  3. Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.

  4. Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.

  5. Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов.

  6. Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования.

  7. Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий.

  8. Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.

Основные критерии деятельности учреждений МСПП:

  • Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей.

  • Увеличение перечня проблем.

  • Качественный рост показателей развития ребенка.

  • Нормализация внутрисемейных отношений.

  • Качественный рост компетентности педагогов, родителей.

Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.


Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.

Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.

Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности.

Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.



Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

  • Ясли-сады,

  • Детские сады,

  • Дошкольные детские дома,

  • Дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.

Принципы построения спец.дошкольного образования:

  1. Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата).

  2. Меньшая наполняемость групп (до 15 человек).

  3. Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала.

  4. Разработка специальных комплексных программ.

  5. Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

  6. Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).

  7. Бесплатность.

Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.

Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.

ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.

Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогич. помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.