microbik.ru
  1 2 3
это инструмент политики, направленный на создание локомотивов экономического роста. В-третьих, кластерная политика направлена на стимулирование инноваций прежде всего через стимулирование развития конкуренции.

В последние годы внимание уделяется участию малого инновационного предпринимательства в региональных кластерных инициативах. В выделенном в федеральной программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства блоке мероприятий («Комплекс мероприятий по внедрению инноваций и технологической модернизации») предусмотрено следующее:

● предоставление грантов на создание инновационной компании (до 0,5 млн. руб.);

● субсидии инновационным компаниям на НИОКР, производственное проектирование, дизайн, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретение патентов и лицензий, программное обеспечение; обучение и подготовку персонала, связанных с инновациями, маркетинговыми исследованиями, сертификацию и патентование (до 5 млн. руб.);

● субсидии на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях;

● создание организаций и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым и средним предприятиям, в том числе центров коммерциализации технологий, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров субконтрактации, центров трансфера технологий;

● компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение технологического аудита (оценки существующего технологического уровня компании, системы управления качеством, системы проектирования и разработки новой продукции, в сравнении с конкурентами в России и за рубежом).

Многие из перечисленных мер, в частности, связанные с развитием инновационной инфраструктуры, реализуемы в рамках кластерной политики.

Среди мероприятий, рассматриваемых на федеральном уровне в части поддержки кластеров, можно отметить создание и обеспечение деятельности Центров кластерного развития (ЦКР) для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Региональные ЦКР (не только субъектов малого и среднего предпринимательства) должны стать основным механизмом координации деятельности участников кластера, распространяясь на направления:

● совместная разработка единых стандартов в отношении продукции, поставщиков;

● организация коллективных маркетинговых проектов, проектов совместного выхода на новые рынки;

● организация совместных проектов в области сокращения издержек, повышения качества, логистики, информационно-коммуникационных технологий и т.д.;

● проведение бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия предприятий кластера требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта.

Одной из существенных проблем формирования и функционирования кластера является определение уровня затрат, необходимых для поддержки их создания. Опыт стран, успешно проводящих кластерную политику (к примеру, Франция в создании полюсов конкурентоспособности) показывает, что государство всегда участвует в создании кластеров. Построение кластеров может осуществляться по трём сценариям: «сверху вниз», «снизу вверх» и по смешанному варианту. Для настоящего этапа развития экономики России наиболее перспективным является смешанный сценарий. При этом при создании кластера возможны различные формы финансирования: на основе бюджетных ресурсов, собственных средств головного предприятия (ядра) кластера или на основе совместного применения обеих форм финансирования.

Наиболее приемлемым способом государственного влияния на формирование кластеров является метод интеграции кластерного подхода в инновационную политику. Это связано с тем, что, во-первых, в нем используются инструменты прямой и косвенной финансовой поддержки инновационных проектов в сфере инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства. Во-вторых, метод основан на совершенствовании институциональной среды предпринимательства через формирование многоуровневой инновационной инфраструктуры. Эксперты выделяют две основные модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика в отдельных странах: либеральная (США, Великобритания, Австралия, Канада) и дирижерская то есть комбинированная (Франция, Корея, Сингапур, Япония, Швеция, Финляндия, Словения).

В-третьих, в данном подходе задачи государственных органов в решении проблем сетевой организации предпринимательских структур сопряжены с кластеризацией малого и среднего бизнеса. Федеральные органы могут эффективно выполнять следующие функции: аналитическую, инициирующую, консалтинговую, поддерживающую, координирующую, посредническую и функцию мониторинга развития. Функции региональных органов власти включают как методы косвенного стимулирования развития кластеров, так и меры прямого регулирования и управления.

Для ресурсного обеспечения реализации кластерной политики на уровне субъектов РФ предполагается создание региональных инвестфондов, механизм деятельности которых будет аналогичен принципам функционирования федерального инвестиционного фонда. При этом средства из федерального бюджета будут распределяться с учетом двух важнейших условий: наличия регионального инвестфонда и реальных инвестиционных проектов. Средства предполагается распределять из тех дотаций, которые передаются субъектам РФ на бюджетное выравнивание. При распределении средств будет учитываться уровень бюджетной обеспеченности и численности населения региона.

В настоящее время в Министерстве регионального развития разрабатываются концепции комплексных инвестиционных проектов инновационного развития территорий, которые должны послужить точками роста для развития регионов. При этом отметим, что в настоящее время активность регионов по инициированию проектов развития территорий существенно снизилась.

Вопрос увеличения доли регионов и бизнеса в реализации кластерных инициатив актуален не только в России, но и в других странах мира. Так обследование, проведенное авторами книги Cluster Initiative GreenBook, показало, что большинство формирующихся кластеров финансировалось государством. Так, из 200 кластерных инициатив по всему миру, осуществляемых различными субъектами (из которых на долю фирм приходилось 25%, государства – 32%, научного сообщества – 5%, совместно государства и бизнес – 35%) доля государственных средств составила 54%, фирм – 18%, научного сообщества – 1%, совместных государства и бизнеса – 25% и 2% пришлось на международные организации.

В развитых странах главным инструментом государства в сфере активизации развития кластеров является финансирование комплексных кластерных программ. Суть заключается в том, что государство оказывает финансовую поддержку тем программам, которые объединяют, в первую очередь, бизнес и научные и образовательные учреждения (табл. 2). Такие программы объединяют как инфраструктурные проекты (что в основном характерно для реализации промышленной политики), так и инновационно-ориентированные проекты.

Зарубежный опыт показывает, что сочетание приоритетности и внимания к принципам конкуренции позволяет повысить эффективность государственных мероприятий. В частности в Германии по программе Bioregio примерно в одной трети компаний до половины сотрудников была занята НИОКР. А 44% компаний, включенные в программу Innoregio, смогли подать заявки на патент, 40% – выпустить новые продукты.

Эффективность проводимой в регионах политики зависит от скоординированных действий различных министерств и ведомств, принимающих участие в формирование и реализацию инновационной политики. При отсутствии должной координации программных мероприятий наблюдается неритмичность выделения средств в течение срока действия программ и низкие показатели отдачи вложенных средств. В числе других факторов, снижающих эффективность этого инструмента регулирования, можно отметить высокую степень бюрократизации процесса принятия решений и слабое участие бизнеса в софинансировании инновационных проектов. Препятствием для развития государственно-частного партнерства (ГЧП) является слабая вовлеченность частного бизнеса в процесс выбора направлений (приоритетов) научно-технической и инновационной деятельности, по которым органы исполнительной власти планируют партнерские отношения. Не способствует развитию партнерских отношений неопределенность условий государственного контракта, когда государство, в случае уменьшения бюджетного финансирования, оставляет за собой право снижать объемы выделенных средств на реализацию конкретного мероприятия. Частному бизнесу в такой ситуации достаточно сложно формировать свою инновационную стратегию.

<< предыдущая страница