microbik.ru
1
ЛЕКЦИЯ №15

ТЕМА: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ И ЭКСПЕРТИЗА

ПЛАН:

1. Экологический мониторинг.

1.1. Предпосылки возникновения понятия государственного экологического мониторинга.

1.2. Понятие государственного экологического мониторинга.

1.3. Виды экологического мониторинга.

1.4. Экологический мониторинг в России.

2. Экологическая экспертиза.

2.1. Понятие экологической экспертизы.

2.2. Государственная экологическая экспертиза.

2.3. Общественная экологическая экспертиза.

1. Экологический мониторинг

1.1. Предпосылки возникновения понятия государственного экологического мониторинга

Современный этап природопользования и охраны окружающей среды начался на рубеже 1960-1970 гг. Ему предшествовал экологический кризис 1950-1980 гг., обусловленный, в том числе, трансграничным переносом загрязнителей, таких как радиоактивные вещества, оксиды серы и азота, тяжелые металлы, ДДТ.

Первым серьезным вкладом международного сообщества в организацию крупномасштабных исследований трансграничного переноса загрязнителей стала конференция ООН по охране окружающей среды в Стокгольме в 1972 г. Одним из важных решений Стокгольмской конференции была рекомендация по созданию глобальной системы мониторинга окружающей среды (Global Environmental Monitoring Systems – GEMS). Под мониторингом было решено понимать систему непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния окружающей среды.

На специальной встрече в Найроби в 1974 г. была заложена основа для межправительственной комиссии по системе глобального мониторинга окружающей среды (GEMS) и уточнена роль агентств и государств – членов ООН. Основной целью GEMS было определено предоставление информации, которая необходима для обеспечения настоящей и будущей защиты здоровья, благополучия, безопасности и свободы людей и мудрого управления окружающей средой и ее ресурсами.

В 1979 г. в Женеве на Общеевропейском совещании по охране окружающей среды подписана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. На основании этой Конвенции принимается и развивается Совместная программа наблюдений и оценки распространения загрязняющих воздух веществ на большие расстояния в Европе (ЕМЕП). Участники – 40 государств и ЕЭС. Целью Программы ЕМЕП является предоставление правительствам информации о переносе в атмосфере загрязняющих веществ (выбросов серы, окислов азота, летучих органических соединений) через границы государств и вкладе в этот перенос внутренних и внешних источников различных государств. В СССР и других странах национальная сеть станций по контролю за составом атмосферных осадков начала создаваться в 1957 г., а к концу 70-х годов она уже полноценно обеспечивала задачи GEMS.

В нашей стране основные представления о мониторинге были разработаны под руководством члена-корреспондента АН СССР Ю.А. Израэля. Научные основы мониторинга были доложены Ю.А. Израэлем в Найроби на заседании Совета управляющих Программы ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП), а затем на I Советско-американском симпозиуме «Всесторонний анализ окружающей среды» в Тбилиси (1974 г.) и на Первом совещании группы экспертов по Проекту № 14 программы «Человек и биосфера». Проблемам мониторинга окружающей среды посвящены Труды Первого советско-английского симпозиума «Мониторинг состояния окружающей природной среды», который состоялся в Англии в 1976 г. и Труды Международных симпозиумов «Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей природной среды», состоявшихся в СССР в 1978 и 1982 гг. В 1978-1982 гг. Институтом прикладной геофизики изданы пять томов «Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем». В 1979 г. Гидрометеоиздатом выпущена книга Ю.А. Израэля «Экология и контроль состояния природной среды», в которой автор подробно излагает методологию наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды, приводит классификацию мониторинга и детально описывает связь экологического и биологического мониторинга.

1.2. Понятие государственного экологического мониторинга

В 1993-1995 гг. продолжалось участие России в деятельности ЮНЕП, прежде всего в области трансграничного переноса загрязнителей, в том числе при промышленных авариях, охраны трансграничных водотоков и озер, использования экономических инструментов в экологической политике, обращения с опасными химическими веществами. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ признал самостоятельное значение государственного экологического мониторинга как информационной системы для регулярных наблюдений, оценки и контроля состояния и изменения окружающей среды, отдельных ее компонентов и параметров. В настоящее время наиболее развиты аэрокосмические, гидрометеорологические и биоиндикационные методы мониторинга.

Основными задачами экологического мониторинга являются следующие:

• получить комплексную информацию о концентрациях вредных веществ в различных компонентах экосистем;

• сопоставить результаты измерений с нормативными показателями содержания веществ в компонентах экосистем;

• оценить состояние экосистем и возможные последствия техногенных воздействий;

• использовать результаты измерений для совершенствования расчетного моделирования процессов в экосистемах и оценок последствий техногенных воздействий.

1.3. Виды экологического мониторинга

В соответствии с территориальным принципом выделяют следующие виды мониторинга окружающей среды:

• глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух материков;

• национальный, проводимый на территории одного государства;

• региональный, проводимый на сопредельных участках нескольких государств, например, внутреннем море и его побережье;

• локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия.

В организации локального мониторинга обычно участвуют органы Росгидромета, санитарно-эпидемиологической службы, местных комитетов по охране окружающей среды, других ведомств, имеющих на данной территории свои предприятия и учреждения, а также лаборатории предприятий и организаций, работающих или строящихся в данном районе.

Особое место занимает фоновый мониторинг, цель которого состоит в получении эталона состояния окружающей среды и ее изменения в условиях возможно минимального антропогенного воздействия, например, на территории биосферных заповедников. Данные фонового мониторинга необходимы для анализа результатов всех видов мониторинга. Фоновый мониторинг проводится, как правило, в рамках глобальных или национальных программ, но может быть также организован в рамках локального мониторинга перед разработкой проекта или строительством промышленного, энергетического или иного объекта.

Важную роль в глобальном мониторинге атмосферы играет Всемирная метеорологическая организация – ВМО (World Meteorological Organization - WMO), созданная в 1947 г. как специализированное учреждение ООН. Основным международно-правовым принципом охраны атмосферного воздуха является признание того факта, что атмосфера Земли является частью общего наследия человечества, и любые воздействия на нее отдельных государств могут нанести ущерб другим. В состав ВМО входят около 180 стран-участниц. Эта организация координирует Всемирную службу погоды, Всемирную программу исследования климата, обеспечивает поддержку других органов службы погоды, в том числе оказывает помощь развивающимся странам. Всемирная служба погоды состоит из трех взаимосвязанных информационных систем: глобальной системы наблюдений (ГСН), в рамках которой осуществляется мониторинг окружающей среды и готовятся данные для международного обмена; глобальной системы обработки данных (ГСОД), предназначенной для обработки гидрометеорологической информации и подготовки прогнозов. В России действует один из трех Мировых метеорологических центров – ММЦ Москва, два других – в Вашингтоне и Мельбурне. Глобальная система телесвязи (ГСТ) обеспечивает обмен данными практически между всеми странами мира.

Для контроля загрязнения атмосферы ВМО создана глобальная измерительная сеть автоматических станций. Одной из главных целей ВМО является определение влияния долгосрочного изменения химического состава атмосферы на климат Земли. В рамках Глобальной системы мониторинга ОС ВМО совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) проводит мониторинг загрязнения атмосферы в 100 городах мира.

1.4. Экологический мониторинг в России

В Российской Федерации осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой функцией Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), куда входят 22 территориальных управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Одна из важнейших задач Росгидромета – отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения. Российские станции контроля загрязнения атмосферы образуют сеть Восточноевропейского центра программы ЕМЕП - Совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязняющих воздух веществ на большие расстояния и являются составной частью Глобальной системы мониторинга окружающей среды ВМО. В РФ на станциях контроля загрязнения атмосферы, расположенных во всех городах с населением более 100 тыс. человек, регулярно отмечают изменения концентраций пыли, окиси углерода, двуокиси азота, аммиака, сероуглерода, фенола, фтористого водорода.

Составной частью государственного экологического мониторинга является также мониторинг состояния отдельных природных ресурсов и территорий: атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, внутренних морских вод и территориального моря РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 функции по осуществлению экологического мониторинга за состоянием отдельных природных ресурсов переданы соответствующим федеральным агентствам, так, по государственному мониторингу состояния водных биологических ресурсов – Росрыболовству, по государственному мониторингу лесов – Рослесхозу, по государственному мониторингу вод – Росводресурсам. Социально-гигиенический мониторинг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Порядок проведения государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды». Государственный экологический мониторинг осуществляется за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Мониторинг источника антропогенного воздействия, или источника загрязнения (МИЗ) окружающей среды представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом – источником реального или потенциального загрязнения и фиксирование количественных параметров окружающей среды в зоне первичного контакта среды с источником. МИЗ, по существу, выполняет задачи производственного контроля технологических процессов, «открытых» во внешнюю среду. Организация экологического мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии среды, прежде всего для обеспечения технологической и экологической безопасности самих контролируемых объектов, с приоритетом вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.

По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, которое является главным источником опасности, как для персонала, так и для проживающего вокруг населения. Для повышения надежности система мониторинга объекта обычно дублируется и подразделяется на две основные подсистемы: подсистему автоматических приборов контроля загрязняющих веществ и подсистему отбора и лабораторного анализа проб объектов среды вблизи источника загрязнения.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель. При проведении государственного мониторинга земель решаются задачи своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; информационного обеспечения деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства; обеспечения граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг загрязнения поверхностных вод ведется с помощью стационарных постов. Периодичность отбора проб зависит от категории пункта и составляет от ежедневного или ежедекадного отбора до одного раза в несколько месяцев в основные фазы водного режима. Число контролируемых ингредиентов составляет от единиц до нескольких десятков. Стационарные посты государственной сети наблюдений дополняются ведомственными. Водоемы, которые служат источниками питьевого водоснабжения, а также рекреационные, контролируются санитарно-эпидемиологической службой. Постепенно внедряются системы автоматизированного контроля, основанные на использовании датчиков и компьютерных сетей. Показатели качества воды определяются с использованием гигиенических нормативов.

Традиционный экологический мониторинг развивается по двум направлениям. В России основным является физико-химический анализ объектов окружающей среды и сельскохозяйственных продуктов на базе нормирования качества окружающей среды, которое связано с системой предельно-допустимых концентраций и классов опасности химических веществ, предельно-допустимых доз и уровней ионизирующих излучений и электромагнитных полей. Второе направление – это биотестирование и биоиндикация, которые позволяют качественно оценить степень влияния антропогенных факторов или их комбинаций на отдельные живые организмы и биоценозы. Например, при определении класса опасности тех отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав используется биотестирование водной вытяжки отходов с применением не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии, инфузории, бактерии, водоросли и д.п.). За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, который проявил более высокую чувствительность к анализируемому отходу.

Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при разработке и прогнозировании социально-экономического развития государства, целевых программ различного уровня и чрезвычайных ситуаций, осуществлении производственного экологического контроля и проведении экологической экспертизы.

2. Экологическая экспертиза

Природоохранные мероприятия направлены на то, чтобы на действующем предприятии обеспечить нормативы выбросов и сбросов (ПДВ и ПДС), а также экологические нормативы качества окружающей среды (ПДК). Однако это не всегда достижимо как по техническим, так и по экономическим причинам. Кроме того, также трудно или даже невозможно восстановить нарушенные в результате природопользования экосистемы или возместить нанесенный природе ущерб. А как можно компенсировать людям утрату здоровья, если они многие годы проживают около крупного старого промышленного комбината, не оснащенного никакими инженерными сооружениями для сокращения или обезвреживания выбросов и сбросов?

Поэтому в настоящее время действует принцип: никакие планируемые и создаваемые объекты – от заводов до плотин, от дорог до новых веществ и материалов – не должны создавать угрозы качеству окружающей среды. Другими словами, вместо того, чтобы принимать меры по предотвращению экологической угрозы уже действующего объекта, необходимо, чтобы еще на уровне проекта была уже гарантирована экологическая безопасность этого объекта. Для этого существует система предварительной всесторонней оценки любого объекта с точки зрения его опасности для природы и здоровья населения – экологическая экспертиза.

2.1. Понятие экологической экспертизы

Экологическая экспертиза – это система государственных мероприятий, направленных на установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В Федеральном законе России «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ определено, что объектом экологической экспертизы является проектная документация – от проектов генеральных планов развития хозяйства до проектов строительства предприятий, технических устройств, технологических процессов, веществ, товаров. Согласно закону, ни один государственный или частный банк не имеет права обеспечить финансирование любого проекта, если он не получил положительного заключения специальной экспертной комиссии.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

• комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

• обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

• достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

• независимости экспертов при осуществлении своих полномочий в области экологической экспертизы;

• научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

• ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

2.2. Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза проводится МПР России и его территориальными органами. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией и содержащий выводы о:

- во-первых, допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

- во-вторых, возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение по объектам экологической экспертизы, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации проекта. Положительное заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

• доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

• изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

• реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы или в случае внесения изменений в указанную документацию;

• внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления контрольных функций информация о заключении направляется территориальным специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей природной среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

2.3. Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды. Общественные организации должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экологической экспертизы аналогичны объектам государственной, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.

Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В заявлении общественных организаций о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены: характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы. Общественные организации обязаны известить население о начале процедуры экспертизы и результатах ее проведения.

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в следующих случаях, если:

• общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

• общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

• порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

• устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу не соответствует требованиям, предъявляемым к нему;

• требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы не выполнены.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется территориальным органам МПР, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам и публиковаться в средствах массовой информации. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его МПР России или его территориальными органами.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение экологическому мониторингу и его уровням по территориальному принципу.

2. Каковы основная цель создания и задачи глобальной системы мониторинга окружающей среды (GEMS)? Всемирной метеорологической организации (ВМО)?

3. Назовите приоритетные контролируемые параметры при мониторинге атмосферы.

4. Как регламентируется организация государственного экологического мониторинга в Российской Федерации?

5. Назовите подсистемы мониторинга источников антропогенного воздействия.

6. Назовите основные методы, применяемые при экологическом мониторинге.

7. Назовите пользователей информации, полученной при проведении экологического мониторинга.

8. Для чего необходимо проведение экологической экспертизы? Назовите виды экологических экспертиз.

9. Каковы основные принципы экологической экспертизы?

10. В каких случаях положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу?

11. Какие объекты не могут быть предметом рассмотрения общественной экологической экспертизы?