microbik.ru
1

Лекция 12. Стратегия деловой активности


План

1.Виды деловых стратегий

2.Выбор стратегии бизнеса

3.Наступательная стратегия

4.Оборонительная стратегия

5.Стратегия сокращения и смены видов бизнеса






Литература

  1. Основы бизнеса: Учебно-практическое пособие / Под ред. Ю.Б. Рубина ,М-2006

  2. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007

  3. Основы предпринимательской деятельности. Финансовый менеджмент. Маркетинг / Под ред. В.М. Власовой – М.: Финансы и статистика, 2007.

1.Виды деловых стратегий


Теория и практика бизнеса выработала множество стратегических подходов ведения дела. Это разнообразие обусловлено конкретными условиями, в которых осуществляется бизнес, совокупностью внешних и внутренних факторов, тенденциями в соответствующей отрасли, характером поставленных целей и рядом других факторов (рис. 9.7).

Все виды стратегий, встречающиеся в мире бизнеса, можно объединить в три группы:

  1. наступательная, или стратегия прорыва;

  2. оборонительная, или стратегия выживания;

  3. стратегия сокращения и смены видов бизнеса.

Рис. 9.7. Виды деловых стратегий

Каждая группа стратегий имеет множество вариантов в зависимости от конкретных условий деятельности фирмы. Могут быть и многоцелевые стратегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.

Понятно, что более привлекательной является наступательная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко занять и лидирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия, как правило, основана на реализации определенной инновации и предполагает предпринимательский подход. Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно много.

2.Выбор стратегии бизнеса


Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых ею стратегий.

Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.

Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

Квалификация работников так же, как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным фактором при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников – важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.

Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы. Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д.

3.Наступательная стратегия


Рассмотрим виды наступательных стратегий, сформулированные экономистом П. Друкером. Они носят предпринимательский характер, требуют инициативного, творческого подхода в их разработке к конкретным условиям фирмы, целеустремленности и настойчивости в реализации.Стратегия «массированного удара» нацеливает предпринимателя на захват лидирующего, если не доминирующего, положения на новом рынке или в новой отрасли. Это наиболее рискованная из всех предпринимательских стратегий. Она не прощает ошибок и не дает возможности попытать счастья вновь, допускает только один шанс, только одну попытку. Хотя стратегия «массированного удара» в случае успеха приносит высокие результаты, она чаще заканчивается неудачей, чем победой. Эта стратегия приемлема только в отношении весьма ограниченного числа нововведений, так как требует глубокого анализа и подлинного понимания источников нововведений и их динамики, а также чрезвычайной концентрации усилий и значительных ресурсов.

Придерживаясь данной стратегии, компания «Дюпон» в результате упорного труда, разработав синтетическое волокно нейлон, приступила к массированным практическим действиям: построила несколько огромных заводов и развернула широкую рекламную компанию. Усилия компании увенчались грандиозным успехом – ей удалось создать отрасль новой продукции.

Другой стратегический подход под названием «нападать быстро и неожиданно» объединяет две стратегии: творческой имитации и «предпринимательского дзюдо».

Стратегия творческой имитации предполагает тот случай, когда фирма приступает к работе над нововведением, которое было уже предложено кем-то. Как только такое новшество появляется, фирма через короткое время выступает с этим же новшеством, но уже усовершенствованным, способным удовлетворять потребителя, готового за него платить. Стратегию творческой имитации использовала, например, компания «IBM» при создании персонального компьютера. Идея такого компьютера была рождена в компании «ЭППЛ». Всего два года понадобилось «IBM» для того, чтобы отвоевать у последней позицию лидера на рынке персональных компьютеров. Как и предыдущая стратегия, творческая имитация нацелена, если не на доминирующее положение, то на лидерство в отрасли или на рынке. Но она менее рискованна. К тому времени, когда творческий имитатор вступает в действие, рынок уже сложился и новшество воспринято.

4.Оборонительная стратегия


Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для проведения активной наступательной стратегии. Фирма опасается проводить последнюю из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов или наказующих мер со стороны государства. Возможные варианты действия фирмы в такой ситуации показаны на рис. 9.10.

Рис. 9.10. Оборонительная стратегия

Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует самого пристального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам научно-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. Фирма может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как незамеченные вовремя изобретения конкурентов приведут к снижению их издержек производства и подорвут позиции обороняющейся компании.

5.Стратегия сокращения и смены видов бизнеса


Стратегия сокращения и смены видов бизнеса используется в ситуациях, при которых фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как структурная перестройка и т.п. Возможные варианты подобных стратегий приведены на рис. 9.11.

Рис. 9.11 Смена видов бизнеса

Смена географии бизнеса

Расширение экспорта

товаров

Экспорт капитала, транснационализация бизнеса

Перемещение бизнеса в другие регионы страны

Диверсификация, специализация действующего бизнеса

Расширение числа сфер

деятельности фирмы

Изменение ассортимента

товаров, видов услуг

Изменение структуры видов

бизнеса

Коренное изменение стратегии бизнеса

Варианты смены видов бизнеса

Трансформация видов бизнеса

Слияние, объединения,

ассоциации

Поглощение

Выкуп с подзалогом

Наследование

Самоликвидация предприятия или ликвидация по суду

Их реализация обычно проходит небезболезненно. Однако необходимо четко осознавать, что это такая же стратегия развития фирмы, как и стратегия роста, и при определенных обстоятельствах ее невозможно избежать. Более того, в ряде случаев это единственная возможность обновления бизнеса.

На практике фирмы могут одновременно реализовывать не одну, а несколько стратегий. Особенно это распространено у многоотраслевых компаний.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ


  1. Назовите основные виды деловых стратегий.

  2. Какие ключевые факторы надо учитывать при выборе стратегии?

  3. С какой целью проводится анализ портфеля продукции?

  4. Назовите критерии и показатели эффективности стратегии.

  5. Назовите стратегии, сформулированные П. Друкером.

  6. В чем суть стратегии «предпринимательского дзюдо»?

  7. В каком случае сама стратегия является нововведением?

  8. Назовите основные варианты стратегии роста.

  9. Что такое оборонительная стратегия?

  10. В каких ситуациях целесообразно использовать стратегию смены видов бизнеса?