microbik.ru
1




Лекция 5: Группы методов: философские, общенаучные, конкретно научные

План.

  1. Метод моделирования.

  2. Метод идеализации.

  3. Метод формализации.

  4. Математические методы.

  5. Системно-структурный подход.

  6. Картографический метод.

Метод моделирования

Моделирование — это замещение реального объекта его упрощенным аналогом (моделью), который в полной мере сохраняет главные свойства или отношения исходного объекта и дает возможность исследовать их для получения новой информации об объекте.

Моделирование — это исследование объектов, явлений и процессов посредством моделей, которые представляют собой их заменители — натурные, физические, логико-схематические, математические, картографические, кибернетические (управленческие).

Модель в географии — это образ, изображение, копия, план, карта, формула, график, матрица и др.

В географических исследованиях используют разные модели: 1) физические (натурные); 2) модели-образы (планы, карты, аэро- и космоснимки); 3) математические (формулы зависимости, системы уравнений); 4) логические схемы (блоки, компоненты, этапы, стадии и др.); 5) графики (зависимости, динамики, развития); 6) таблицы (распределения, соответствия, зависимости двух или больше характеристик); 7) ГІС-модели (информационные сайты, базы данных, электронные карты, таблицы, графики). В общественной географии наиболее распространенные знаковые модели, в частности образно-знаковые (аэро-фото- и космические снимки, карты) и формально-знаковые (абстрактно-логические схемы, таблицы, графики, формулы и тому подобное).

Географы разрабатывают модели земной поверхности, географических явлений и процессов. При этом географические модели могут иметь разную степень идеализации, абстракции и формализации. Например, участок земной поверхности можно показать на фотографии, аэроснимке, космическом снимке, а можно представить ее в виде географических карт разного содержания. Географические объекты можно формализировать точками, ареалами, символами, системами, комплексами и др., а отношение между ними исследовать разными количественными и математическими методами.

Метод идеализации заключается в построении так называемых идеальных моделей и сравнения ситуации, которую изучают, с идеальным вариантом. При этом можно абстрагироваться от всех свойств объектов, что моделируются, кроме одной или нескольких, которые нас интересуют. В частности, на идеальных моделях — картоидах можно анализировать взаимное размещение географических объектов, пространственные формы, связки и отношения, фазы, этапы, стадии развития (эволюция, динамика) и т.д. Идеальный объект фигурирует во многих законах разных наук. Классическим примером идеализирующего объекта в географических исследованиях является географическое положение — местоположение, место.

Метод формализации имеет целью исследование объектов и процессов путем отображения их содержания, формы, структуры, функционирование в знаковом виде посредством искусственных языков (математика, логика). Географы в наибольшей степени используют формализацию математическую и логико-математическую.

Географы пользуются своеобразной картографической формализацией исследуемых объектов. Традиционное картографирование дает упрощенное и обобщенное (генерализированое) изображение земной поверхности, которое представляет ее в формализированных картографических обозначениях — условных знаках. Необходимо помнить, что карта остается единственной и уникальной возможностью относительно формализации пространственных топологических (позиционных) свойств географических объектов.

Метод формализации основан на использовании специальных символов — чисел, знаков операций, логических схем, математических формул и выражений, образов

Математические методы имеют целью применения в науке принципов и положений, а также формального аппарата математики и математической логики.

Выделяют три основные ровные математизации общественной географии. На первом ровные математизации применяют количественные показатели и меры, то есть параметризуют географические объекты и явления. Второй уровень математизации — применение математических средств обработки данных с целью установления зависимостей и закономерности. Третий уровень математизации заключается в разработке математико-географических моделей.

Сравнительный метод, сравнительный подход — одно из фундаментальных и основополагающих направлений познавательного процесса. Сравнение — базовый принцип разнообразных методов классификации, типизации, генерализации, оценивания, прогнозирования. На основе сравнительного подхода формируются отрасли знаний и научные дисциплины: сравнительное языкознание; сравнительная планетология; сравнительная морфология та сравнительная эмбриология — в составе биологии.

Познание любого объекта или явления начинают из выяснения его отличий от других подобных объектов и явлений. За Гегелем, сравнить — означает показать общее в отличном и отличное в общем. Географы оперируют территориальными единицами местами, местоположениями, таксонами. Известный географ Г. М. Баранський в свое время определял географию как науку об отличиях от места к месту. Географы традиционно пользуются сравнительно-географическим методом, разработанным еще О. Гумбольдтом.

Сравнительный метод базируется на таких принципах формальной логики:

  1. принцип подобия сравниваемых объектов: сравнивать можно лишь те объекты, которые имеют больше или меньше подобных признаков; другими словами, для сравнения любых объектов необходимо показать, что они имеют общие признаки;

  2. принцип различения — за какими признаками, за какими их качественными и количественными градациями можно различать исследуемые объекты.

Сравнение может быть полным, если исследуемые объекты анализируют и за их подобием (отождествление), и за их отличиями (различение), или неполным, когда объекты характеризуют лишь за их подобием. Сравнительный метод на первом этапе предоставляет преимущество качественным отличиям, а на втором — количественным.

В общественно-географических исследованиях возможные сравнения:1) пространственные; 2) часовые; 3) пространственно-временные. Распространенными примерами пространственно-временных сравнений в общественной географии могут быть исследования процессов хозяйственного освоения пространства. Пространственно-временные сравнения используют также для исследований территориальных сдвигов, которые характеризуют определенные перемещения (передвижения, смещения и др.) общественно-географических явлений и во времени, и в пространстве.

Сравнение географических объектов дает возможность оценить их подобие — отличие, что является основой для следующей систематики и классификации этих объектов.

Системный метод. Системный подход

За системным подходом географические объекты рассматривают как сложные системы. Система в наиболее общем понимании — это множество взаимоувязанных объектов (элементов системы), которое образует определенную целостность, новый объект. Каждая система имеет такие свойства и соответствующие характеристики:

  • система состоит из множества элементов; при этом элементами могут быть объекты — материальные или идеальные (абстрактно-формализированные), свойства объектов, отношение между объектами;

  • система имеет множество связей и отношений между составными элементами; главные отношения называют системообразующими;

  • в пределах отдельной системы ее элементы могут образовывать определенные группы и блоки, которые называют подсистемами данной системы;

  • система представляет собой не механическую совокупность составных элементов и подсистем, а их целостность, что имеет новые качества; это свойство эмерджентности систем;

  • каждая система имеет свою организацию, свое строение, которое называют структурой системы; систему можно рассматривать за разными системообразующими отношениями, в разных аспектах, в разных структурных срезах, но обычно структуру системы характеризуют за главным, специфическим для данного класса систем системообразующим отношением;

  • каждая система выполняет свойственные ей функции по отношению к ее внешней среде, а ее подсистемы имеют внутренние (иногда и внешние) функции;

  • каждый объект можно одновременно рассматривать как систему, что сложена определенным множеством элементов, или же как один из элементов большей системы (надсистемы); это свойство эквипотенциальности системного подхода, которое обусловлено сквозной и иерархической системно-структурной организацией реального мира;

  • системы рассматривают функционально, за входами и выходами.

Различают системы малые и большие, простые и сложные, открытые и закрыты, статические и динамические, детерминированные и стохастические (вероятностные), материальные (физические) и идеальные (знаковые), нерегулированные и регулируемы и т.д. География имеет дело преимущественно с системами открытыми, большими, сложными, динамическими, стохастическими, регулируемыми и саморегулируемыми.

Системный подход используют для системного анализа и системного синтеза.

На данное время общепризнанной является системно-структурная организация ландшафтной оболочки Земли. Любой объект или явление можно рассматривать как систему. Среди других систем геосистемы выделяются их привязкой к земной поверхности. Они обязательно занимают определенную часть земного пространства, сложенные компонентами ландшафтной оболочки — природными, социальными, хозяйственными (техногенными) и представляют большую-меньше упорядоченность этих компонентов на земной поверхности.

Картографический метод

Картографический метод заключается в разработке картографических моделей карт. Карты можно составлять в полевых и камеральных условиях.

Картографический метод исследований охватывает как умение правильно и полно "читать" географические карты, получать с их помощью исходную информацию, так и само составление карт, в частности полевое картографирование исследуемых явлений, а также умение показать результаты камеральных географических исследований на новых и оригинальных картах. Общепризнанным среди географов имеется такой критерий собственно географических исследований: географическим имеется все то, что поддается картографированию, что можно показать на карте.

Как известно, составленная карта есть не только по форме показу имеющейся информации, но одновременно и основой для получения новой информации. Показ тех или других характеристик на картах фиксирует их местоположение и размещение, а это уже новая (топологическая) информация, которая дает возможность анализировать взаимное размещение этих явлений, их соседство, пространственное дистанционирование или наложение и т.д. Для получения новой информации необходимо считать и проанализировать заложенную в карту информацию. Для считывания пользуются визуальным анализом карты, измерениями, графическо-топологическим анализом, математико-статистическими методами.

Карты дают широкие возможности для последующего математико-картографического моделирования: на основе исходных карт разрабатывают новые, более обобщенные и абстрагированные карты. Географические карты — универсальный и могучий инструмент познания для многих наук. Но особенную и исключительно важную роль играет использование карт и картографических методов в географических исследованиях. Карта — пространственный язык географии.

Географическая карта представляет собой уменьшенное и обобщенное, пригодное для измерений изображение на плоскости земной поверхности, особенный вид географической модели этой поверхности (Е. Б. Алаев, 1977). Картографирование географических объектов и процессов является наиболее универсальным и глубоким способом их формализации. Географические карты представляют собой формализированные модели географической оболочки и ее участков, географического пространства. Следовательно, картографирование — особенный вид моделирования, который представляет не только географические объекты и их признаки, но и пространственную организацию этих объектов, пространственные взаимоотношения между ними. В общественно-географических исследованиях используют разные виды карт: общегеографические и специальные (тематические), компонентно-отраслевые и аналитические и синтетические, оценивают и прогнозные. Для потребностей полевого картографирования обычно используют топографические карты (планшеты), карти-бланковки, что содержат общую географическую ситуацию (населенные пункты, гидрография, транспортная сеть, административно-политические границы), а также планы землепользований областей и районов, планы земельно-хозяйственного уклада городов.