microbik.ru
1
Лекция 5

Тема: Политко-географческий, конфессинальный фактор регионализма.

План

  1. Конфессиональный фактор регионализма

1.1.Формирование религиозного пространства

1.2. Мировые религии

2. География национальных религий

2.1. Россия

3.Политико-географический фактор регионализма.

3.1. Дифференциация стран мира

3.2.Евразийская геополитическая школа

1.Конфессиональный фактор регионализма

Религиозная сфера занимает видное место в жизни человечества. Она присуща всем народам (расам, этносам). Всюду, где живут люди, есть вера — в бога, идола, духа. Многие земные объекты превращены в предметы поклонения, несут религиозную символику. Изучение этих явлений, религиозно-культурных традиций имеет не только сугубо познавательный, мировоззренческий, но и практический смысл. Специфика распространения, значительная дифференциация религиозной деятельности или деятельности конфессий (лат. confessio — признание, исповедание, т.е. вероисповедание) отражаются на жизнедеятельности людей, определяют их образ жизни в пространственно-временном измерении.

1.1.Формирование религиозного пространства

Религиозное пространство- соотношение территориальных сфер влияния основных религий.

Кодифицированные религии (т.е. религии, вероучение которых зафиксировано в особых документах — священных текстах и книгах), как правило, имеют оформившиеся организационные структуры. Они не находятся в стороне от органов власти, а взаимодействуют с ними. Более того, религиозные структуры связаны с просветительской и образовательной деятельностью, выполняя, таким образом, конструктивные функции в общественной жизни.

Религиозная сфера, хотя и связана с другими сферами общественной жизни, относительно самостоятельна в своем функционировании, в своем развитии. Однако это вовсе не означает, что религия не зависит от движений в обществе. Наглядный тому пример — положение религии в СССР («верховенство» атеистов) и в период демократизации общества в 1990-х гг. (проникновение инородных религий в пределы религиозных пространств). Динамичны не только носители религиозного сознания, но и материальные объекты, организации, общественные институты — все то, что прямо или косвенно участвует в воспроизводстве культа.

Носители веры (группы людей), объекты, институты и явления, прямо или косвенно связанные с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы, с религиозной символикой, образуют территориальные сочетания элементов религиозной сферы, или религиозные территориальные системы.

Отечественные географы (С.Г. Сафронов, Е.Н. Соколова и др.) определили религиозную сферу как элемент, или подсистему, культурного ландшафта — геокультурного пространства. С позиций общей концепции географического пространства региональное геокультурное пространство является интегральной природно-общественной геосистемой, в которой взаимодействуют природные и геокультурные геосистемы. В числе последних находятся и элементы религиозной сферы - неотъемлемой части большинства развитых культурных ландшафтов. В религиозной сфере выявляются традиционные и инновационные, материальные и духовные слои, прослеживаются вертикальные (иерархические) и горизонтальные (территориальные) связи между ними. Вертикальные связи обусловливают соподчиненность конфессий, а территориальные связи — организацию конфессий по территории, которая обычно коррелирует с сеткой государственного административно-территориального деления.

В структуре религиозной подсистемы культурного ландшафта С.Г. Сафронов выделил:

1. Религиозное наследие — заложенная в этнической, социальной и территориальной самоидентификации людей историческая религиозная память, существующая в виде музеефицированных ценностей. Она готова проявиться в любой момент, особенно в сложных и конфликтных ситуациях жизни общества и отдельного человека. Благодаря исторической памяти религии возрождаются после десятилетий забвения.

2.Религиозный «базис» включает в себя активную часть верующих и различные формы их объединений, является основой религиозной подсистемы. Сюда относятся объединения верующих (сообщества единоверцев) для совместной культовой и некультовой деятельности (братства, сестричества, общины милосердия и т.п.), религиозные центры (приходы, монастыри и т.п.).

3.Религиозная «надстройка» включает органы управления религиозным объединением, направлена на сохранение основ вероисповедания, воспроизводство иерархической и кадровой вертикали, обеспечение церковного суда. Это наиболее динамичная часть каждой конфессии, она во многом зависит от активности религиозных лидеров.

1.2. Мировые религии

Эти религии охватывают подавляющую часть территории мира.

Христианство - самая распространенная религия (1,9 млрд человек). В средневековье она охватывала большинство народов Европы и частично Переднего Востока. Одна из ее главных ветвей — римско-католическая — объединяет народы Италии, Франции, Испании, Португалии, Ирландии, Австрии, южных районов Германии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Литвы.

Часть христиан Запада не признает власти Папы Римского. Эта ветвь христианства получила название Протестантской (или лютеранской, по имени автора реформы — Лютера) религии. Она распространена на севере Германии, в скандинавских и других странах Северной Европы. В Великобритании английские религиозные общины в своих обрядах сохраняют ряд черт католицизма, но тем не менее примыкают к протестантской вере.

Восточная ветвь христианства — православие. Эту веру исповедуют в России, Болгарии, Греции, Румынии, Грузии, Армении, современной Югославии (Сербия и Черногория), на большей части Украины, в Белоруссии и Молдавии. Очагом христианства в Африке является Эфиопия, по церковной обрядности жители этой страны ближе всего к православию.

Христианство безраздельно господствует в Новом Свете — и в Северной, и в Южной Америке. В США и Канаде преобладает протестантство. В странах Латинской Америки установилась почти исключительно католическая вера. Большинство жителей Австралии, переселенческие слои населения Тихоокеанских островов и Южной Африки — протестанты.

Второй по численности верующих (более 1,1 млрд человек) мировой религией является ислам, или мусульманство (магометанство). Она охватывает многочисленные народы в Африке, на Аравийском полуострове, Ближнем Востоке, в Центральной Азии, на Северном Кавказе и в восточной части Закавказья, в Поволжье. Ислам преобладает также в Индонезии, на юге Филиппин, в отдельных районах Индии. Эта религия присутствует и на юге Европы — в Албании, Боснии и Герцеговине.

Третьей по числу верующих (более 325 млн человек) мировой религией является буддизм. Эту веру исповедуют бирманцы, непальцы, часть жителей Индокитая, сравнительно небольшая часть населения Индии. Ламаистская ветвь буддизма распространена в западных провинциях Китая и Монголии, в некоторых республиках России.

2. География национальных религий

Общее количество национальных религий назвать затруднительно, поскольку оно постоянно меняется: одни религии прекращают существование, другие, наоборот, появляются. Довольно многочисленна религия иудаизм (примерно 14 млн человек), но эту веру исповедуют только евреи. Хотя они проживают на всех континентах, иудаизм относится не к мировой, а к национальной религии.

В Китае и некоторых соседних странах часть населения исповедует конфуцианство (около 5 млн человек). На значительной части Индии утвердился индуизм (более 793 млн человек) — религия, признающая не единого, а множество богов; она особенно богата мифологией. В Японии часть населения исповедует синтоизм (3 млн человек), эту религию также относят к политеистическим, в ней особенно велик культ предков. Фактически на каждом континенте есть различные языческие верования, они наиболее сильны там, где меньше всего присутствует цивилизация. Например, китайские местные верования распространены главным образом в слабоосвоенных западных районах (более 220 млн человек). Во многих странах национальные религии вытесняются новыми религиями, общая численность исповедующих их превышает 100 млн человек.

Распространение религий не имеет четкой географической обусловленности.

Факторы формирования религиозного пространства:

  1. Миграция этносов, обусловленная в ряде случаев существованием тоталитарных режимов, которые обычно сопровождаются репрессиями в отношении инакомыслящих и появлением в связи с этим вынужденных мигрантов и беженцев.

  2. Проникновение новых религий на территорию государства в результате присоединения земель с иноконфессиональным населением.

  3. Новообращения, т.е. принятие нового вероисповедания частью коренного населения страны.

Примером могут служить: восток Европы и север Азии. Здесь с давних пор были развиты дохристианские верования, затем появилось христианство восточного обряда (православие). В ряде мест часть православных относится к числу старообрядцев;

В России - Поволжье, Север Кавказе, где проживают представители другой мировой религии — ислама, а к западу от Нижней Волги, в Прибайкалье и в ряде других мест юга Сибири — представители буддизма. Кроме того, сферы влияния вероисповеданий, уже существовавших на рассматриваемой территории, многократно корректировались.

Распространение основных религиозно-культурных традиций в пределах евразийского пространства в целом коррелирует с этническим составом населения. Там, где этносы имеют широкие ареалы, значительную численность, религиозные структуры наиболее устойчивы. Это относится к преобладающим здесь мировым религиям — христианству (особенно к православию), исламу и буддизму. Малочисленные этносы представляют собой подвижные и изменчивые структуры, они испытывают влияние нескольких мировых религий, вследствие чего могут возникать межконфессиональные противоречия, перетекания верующих из одной религии в другую.

В XX в. на евразийском пространстве появились новые религиозные направления, не относящиеся ни к одной из мировых религий — баптисты, евангельские христиане, адвентисты, пятидесятники. Основные причины усиления их влияния на этом пространстве связаны с размещением этнических групп, склонных в силу своей историко-культурной специфики к принятию этих вероисповеданий, с близостью к очагу, откуда вероисповедание начало распространяться, а также с деятельностью миссионеров. В последнее время (1980 — 1990-е гг.) появились новейшие активные религиозные направления, деятельность которых таит опасность не только в смысле сохранения целостности общин, но и в отношении здоровья людей.

2.1. Россия

Россия всегда была и остается страной многих конфессий. Некоторые из них четко совпадают с ареалами расселения этносов. Так, ислам (мусульманство) исповедуют татары и башкиры, титульное население северокавказских республик. Буддизм — преобладающая религия бурят и калмыков. Православная ветвь христианства распространена повсеместно. Католики, протестанты, иудеи проживают в основном в крупных городах. Больше всего конфессий представлено в столичных городах — Москве и Санкт-Петербурге. Причем для Москвы это явление стало присуще только в XX в., особенно в 1990-е гг., а Санкт-Петербург с самого начала формировался как многоконфессиональный город. По данным Брокгауза и Ефрона в 1890 г. его население составляли: 84,7% православных, 9,02% протестантов, 3,78% католиков, 1,61% иудеев

В последующий период XX в. происходил сдвиг в территориальных пропорциях русского православия. Он выразился в сокращении численности прихожан и количества храмов на Европейском Севере, Верхнем Поволжье и Прикамье. Именно здесь атеистическая пропаганда существенно сказалась на относительном весе русской православной церкви и старообрядчества. В то же время повысился их удельный вес на Северном Кавказе и на Урале, что, очевидно, связано со сдвигами в расселении жителей страны на юг и восток. В 1997 г. полоса с максимальной плотностью православных приходов протянулась от Псковской области через Московскую и Рязанскую области до Мордовии.

В 1996 г. количество зарегистрированных религиозных объединений Русской Православной Церкви был на порядок выше, чем объединений других вероисповеданий. Однако по численности верующих превышение не столь существенно. Так, по результатам социологического опроса, проведенного исследовательским центром «Религия в современном обществе», православные составляют в России 74%, мусульмане — 19%, лица других вероисповеданий — 7% (Наука и религия. 1997. № 1.С. 33-34). Если сравнить эти данные с приведенными выше показателями структуры верующих в Санкт-Петербурге в 1890 г., то вполне очевиден такой вывод: доля православных существенно сократилась. По оценке специалистов, численность последователей ислама, буддизма, католицизма, лютеранства, протестантства в 1990-е гг. росла намного быстрее, чем последователей православной веры. Эта тенденция явилась следствием двух причин: 1) большей податливости и неустойчивости православных по сравнению с приверженцами ислама и буддизма; 2) хорошо спланированного и настойчиво осуществляемого наступления на многовековую духовную основу России — православие.

Принятая в 1993 г. Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право ис-. поведовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). В ряде других статей Конституции РФ (ст. 13-19, 29, 30) констатируются общепризнанные нормы международного права, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. «Это право, — говорится во Всеобщей декларации прав человека (1948. Ст. 18), — включает свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, пуб личным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Имея конституционные гарантии свободы совести и свободы вероисповеданий, народы России в 1990-е гг. испытали на себе невиданное ранее давление зарубежных проповедников-миссионеров, навязывающих инославные религии, различные секты с непререкаемой категоричностью суждений в претензиях на истину. По свидетельству Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, среди навязываемых россиянам, прежде всего русским, были «и так называемые тоталитарные, разрушающие психическое здоровье общества» (Журнал Московской Патриархии. 1996. № 8. С. 15). Практически повсеместно насаждалась вера, которую, по мнению зарубежных религиозных новаторов, русские «должны» исповедовать.

3.Политико-географический фактор регионализма

Государство как объект научного познания может быть представлено в виде совокупности трех главных компонентов: 1) территории, 2) заселяющего его народа, 3) власти.

Под политикой обычно понимают активность, направленную на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще.

Изучением процессов, связанных с расстановкой политических сил, способных перестраивать границы, а также с пространственной организацией политической жизни общества, занимается политическая география; центральное место в ней занимает политико-географическое страноведение, в котором смыкаются социально-экономические и политические аспекты.

Основными задачами политической географии являются:

  • исследование процесса формирования политической карты мира
    и крупных регионов;

  • оценка политико-географического положения отдельных государств и межгосударственных объединений;

  • изучение географии политической борьбы.

Особое место занимают исследования по электоральной географии — географии выборов.. Результаты анализа позволяют судить о настроениях и намерениях избирателей, учесть их при выработке стратегии социально-экономического развития региона.

Главная цель геополитических исследований состоит в анализе мирового геополитического пространства, в рамках которого действуют геополитические силы, а не геополитического пространства одного государства.

Выделяют следующее типы суверенных стран:

Суверенные страны представлены монархиями или республиками.

Монархии могут быть абсолютными, когда власть монарха практически не ограничена (Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и др.); конституционными (верховная государственная власть ограничена конституцией) или парламентскими (власть монарха ограничена парламентом). К последним двум типам относится подавляющая часть монархий в современном мире: Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.

Республики бывают президентскими (президент — глава государства, а в ряде стран и глава правительства) и парламентскими (парламент формирует исполнительные органы власти).

По форме государственного устройства большинство стран современного мира являются унитарными, когда территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы. Федеративные государства (Россия, США, Индия, Бразилия и др.) имеют в своем составе самоуправляющиеся образования, у которых могут быть своя Конституция, органы власти, они обладают определенной политической самостоятельностью, хотя и входят в одно союзное государство. Конфедерация — наиболее редкая форма государственного устройства, когда государства объединяются с целью координации своей деятельности по конкретным вопросам. В настоящее время конституционный статус конфедерации имеет только Швейцария.

    1. Дифференциация стран мира

Понятие о дифференциации стран мира возникло в XVI в., когда была открыта четвертая часть мира — Америка, которую стали называть Новым Светом. Под Старым Светом с того момента стали подразумевать три известные древним части света — Европу, Азию и Африку.

В Старом Свете лидирующая роль всегда принадлежала Западной Европе, где впервые зародились капиталистические отношения, было положено начало промышленной, затем научно-технической революции. На протяжении всей истории развития цивилизации Западная Европа выступала как самый динамичный регион мира. Два других континента Старого Света — Азия и Африка — из-за различий в культурно-историческом и социально-экономическом развитии никогда не представляли собой единой целостности. В зарубежной Азии отчетливо выделяются три крупных региона: Юго-Восточная Азия, Южная Азия и Юго-Западная Азия. К последней тяготеет значительная часть Северной Африки, где проживают арабы. На остальной части Африканского континента можно выделить Западную Африку, Восточную Африку, Южную Африку и Центральную Африку.

В Новом Свете ранее обычно различали Америку (США и Канаду) и Латинскую Америку, где преобладает испанский язык. К концу XX в. процесс дифференциации стран на этом континенте усложнился. Так, в Северной Америке становятся все более отчетливыми интеграционные тенденции США с южным соседом — Мексикой. В то же время в Канаде усиливается процесс обособления провинции Квебек, где преобладают франкофоны. Своеобразные культурно-исторические процессы происходят в Центральной Америке, в Андских странах.

В недавнем прошлом относительно самостоятельным культурно-историческим регионом выступал Советский Союз. В политическом, экономическом, валютно-финансовом и информационном отношениях к нему тяготели страны Восточной Европы, а также некоторые азиатские (Вьетнам, Монголия) и центрально-американская (Куба) страны. Все они входили в состав Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), подавляющая часть — в состав военного блока «Организация стран Варшавского договора» (ОВД).

После Второй мировой войны политический блок разделился на два крупных блока — Восток и Запад. В первый блок вошли страны СЭВ, а в военном отношении — ОВД; во второй — наиболее развитые страны Западной Европы и Северной Америки, составившие Североатлантическое военное объединение (НАТО). Лидерами этого биполярного мирового пространства являлись СССР и США. После распада СССР биполярного мира не стало, однако это вовсе не означает, что политический мир стал единым. Сейчас одновременно происходят два процесса — дифференциация и интеграция стран мира. Первый процесс все более отчетливо отражает различия между высоко- и слаборазвитыми странами, второй — отражает сближение стран с примерно одинаковыми уровнями экономического и научно-технического потенциалов, способностями государственных систем адаптироваться к условиям реального мира, ценностям в идеологии и культуре.

В интеграционных процессах особенно выделяются семь ведущих стран мира — США, Великобритания, Канада, Италия, Франция, ФРГ, Япония («большая семерка»). Они имеют развитую рыночную экономику, чрезвычайно диверсифицированную (разветвленную) промышленную структуру, высокую долю внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. На долю этих стран приходится более половины мирового объема производства. С 1994 г. в совещаниях стран «большой семерки» участвует Россия.

Классическим примером интеграции стран служит Европейский союз (ЕС), в прошлом — Общий рынок. Его начало относится к 1957 г., когда шесть европейских государств — Бельгия, Нидерланды, Италия, Люксембург, ФРГ и Франция — заключили договор об учреждении на неограниченный срок Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Постепенно расширялся его состав (в 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия; в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Австрия, Финляндия, Швеция) и Функции: наряду с созданием общего рынка товаров взят курс на политическое единство, частичный отказ от своих национальных интересов fio имя общей цели. Для поддержки этого курса созданы общие (наднациональные) законодательные, исполнительные и контролирующие ор-Ганы, в состав которых каждая страна вводит своих представителей. Б 1999 г. в ЕС введена единая валюта — евро. В Европейский экономический и валютный союз вошли Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

В конце XX в. четкие контуры приобрела Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, потенциал которой вполне сопоставим с ЕС.

В целях коллективной защиты интересов стран — экспортеров нефти в 1960 г. была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) в составе: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Эквадор. Ее деятельность направлена на установление и упрочение национального суверенитета стран над их нефтяными ресурсами. В отдельные годы ОПЕК удавалось добиваться существенного повышения цен на мировом рынке, но по мере расширения масштабов добычи и переработки нефти в других странах влияние этой организации на динамику цен ослабевало.

Среди других союзов, деятельность которых направлена на интеграцию стран, назовем Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Лаос, Вьетнам и Мьянма; Латиноамериканскую экономическую систему (ЛАЭС), объединяющую более 20 стран этого континента. Все более отчетливо интеграционные процессы проявляются в Северной Америке (Союз США Канада — Мексика) и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где создан блок «Ази-атско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). В этом блоке объединились Австралия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 г. в АТЭС были приняты Россия, Вьетнам и Перу.

К особому типу интеграции стран в мировую экономику относятся так называемые тигры — новые индустриальные страны: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Аргентина, Бразилия и др. Они не представляют собой какое-либо объединение, а имеют лишь общие черты социально-экономического развития.

Россия и другие страны, входившие в прошлом в состав СССР (исключая страны Балтии — Латвию, Литву и Эстонию), образовали Содружество Независимых Государств (СНГ). Пока экономические критерии этого Содружества остаются неясными. Многие полагают, что со временем Россия будет в состоянии обеспечить взаимные интересы и эффективность экономического развития.

Особенно велика роль Организации Объединенных Наций (ООН) в обеспечении интеграционных процессов, она создана в 1945 г. на основе добровольного объединения усилий государств по поддержанию и упрочению мира и безопасности, развития мирного сотрудничества. Все ее члены руководствуются общими принципами: суверенное равенство государств, добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН, мирное урегулирование международных споров, невмешательство во внутренние дела. Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Теория «Большое пространство» — это не только экономический потенциал, но и схожесть государственных идеологий, «всеобщий эквивалент ценностей», т.е. общие представления об образе жизни, соотношении материальных и духовных ценностей жизни. Но все-таки ведущим в консолидации стран вокруг лидера выступает экономический фактор.

Теория «большого пространства» в той или иной мере разрабатывалась всеми крупнейшими геополитиками мира. Кратко охарактеризуем ее.

Ф. Ратцель (Германия) в конце XIX — начале XX в. обосновал идею «жизненного пространства», в которой сравнивал государство с живым организмом, имеющим свою молодость, расцвет, старость.

Р. Четен (Швеция) примерно в то же время выявлял «узлы геополитических проблем», в которых увязывал воедино физико-географические условия, формы ведения хозяйства, этнические характеристики, социально-классовую и профессиональную структуру населения, форму государственного управления.

А. Мэхан (США) в конце XIX в. обосновал роль военно-морского флота в деле поддержания контроля над политическими процессами в мире, а его последователь X. Маккиндер (Великобритания) в начале XX в. обосновал «геостратегию», согласно которой определил часть мирового пространства, недоступную для завоевания с помощью военно-морского флота.

К. Гаусгофер (Германия) обосновал разделение мира на центры и периферию, положив в основу идею о самодостаточности государств — «панрегиона», суть которой состоит в меридиональном распространении государственных интересов, что позволяет удовлетворить потребности во всех видах ресурсов, имеющихся во всех природных зонах.

Д. Паркер (США) дал обобщенное представление о геополитических воззрениях ученых XX в., обосновал наличие шести школ геополитической мысли:

Каждая школа возникла и развивалась в конкретных геополитических условиях и, естественно, отражала интересы политических сил в определенном пространстве-времени.

Евразийская геополитическая школа

Начало формирования этой школы приходится на 1920-е гг. Она была основана русскими эмигрантами (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Г.В. Флоровский, Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский и др.), объединенных желанием постичь законы развития общества и, исходя из них, наметить пути развития России. Продолжая развивать мысли, изложенные в работах ранних славянофилов (Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы), они обосновывали специфическое географическое положение Восточной Европы, Северной и Северо-Восточной Азии (Евразии), воздействующее, по их мнению, на политическое устройство, культуру и идеологию. В 1921 г. вышел в свет сборник научных статей «Исход к Востоку», в котором авторы впервые употребили термин «евразийство», а себя назвали евразийцами. Позднее идеи евразийцев были подхвачены и развиты в трудах Л.Н. Гумилева.

Действительно, положение России на карте мира специфично. Находясь в центре Евразийского материка, она вбирает элементы европейской и азиатской культур, интегрирует их, образуя, таким образом, новую культуру, а значит, и новую этническую систему (суперэтнос) в пределах равнин (Восточно-Европейской, Западно-Сибирской, Туркестанской) и прилежащих к ним плоскогорий. В южной части этой территории как бы накладываются друг на друга две этнические системы — Евразийская и Среднеазиатская, что не может не сказываться на их судьбах. И это обстоятельство должно учитываться в политической ориентации обеих сторон.