microbik.ru
1
Семинар-практикум для родителей на тему:

«Роль родителей в коррекции речевых нарушений»

План

  1. Какие бывают речевые нарушения и причины их возникновения.

  2. Основные направления работы при речевых нарушениях. Роль родителей в коррекционном процессе.

  3. Игры, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.

  4. Рекомендуемая литература для родителей.

Цели:

- Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- Установление партнерских отношений с семьей;

- Формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

-Обучение родителей приемам и играм по развитию речи.

Оборудование

1. Выставка логопедической литературы.

2. Памятки и рекомендации для родителей (по проведению дома игр для автоматизации звуков, развитию фонематического слуха и грамматического строя речи).

3. Оборудование для практического показа: предметные картинки, мяч.

4. ТСО: проектор и экран для показа слайдов

Организационный момент

Логопед. Уважаемые родители! Сегодня семинар-практикум посвящен теме: «Роль родителей в коррекции речевых нарушений». Вы узнаете, какие бывают речевые нарушения, их причины, основные направления работы при речевых нарушениях, роль родителей в коррекции нарушений, а также вы увидите, в какие речевые игры можно поиграть дома с детьми.

Речевые нарушения и причины их возникновения.

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем научиться контролировать свою речь и речь окружающих.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Например, вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка и т. д. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Основные направления работы при речевых нарушениях. Роль родителей в коррекционном процессе.

Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Сроки преодоления речевых недостатков зависят:

- от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном процессе.

Постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимо постоянно контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что и вы, когда были маленькими, не выговаривали некоторые звуки, но потом начали стараться, заниматься и у вас все получилось. Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс. Также эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания. Но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Игры, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.

Многие игры на автоматизацию звука и развитие фонематического слуха схожи, я предлагаю сейчас поиграть в них:

1. «Придумай больше». Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями. Также можно придумывать слова, в которых заданный звук будет в определенной позиции. Например, придумывание слов на звук С в середине слова.

2. «Цепочки слов». Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аисТТарелкААвтобус.

3. «Кто больше найдет букв». Вычеркивание заданных гласных (согласных букв из текстов журналов, газет).

Для детей с ЗЗР необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя.

1.«Какое варенье?» Эта игра на образование относительных прилагательных. Назвать какое варенье будет из груши, сливы, абрикоса и т.д.

2. «Чей хвост?» Эта игра на образование притяжательных прилагательных. Хвост у ежа – ежиный, у енота – енотовый и т.д.

3. «Один-много» Игра на образование множественного числа существительных. Можно проводить с мячом. Например, лоб-лбы, рот - рты, ухо – уши и т. д.

И подведя итог нашего семинара-практикума, я бы хотела сказать, четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте, и в этом должны помочь Вы, уважаемые родители. Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, поэтому только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Памятка для родителей

1. «Придумай больше». Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями. Также можно придумывать слова, в которых заданный звук будет в определенной позиции. Например, придумывание слов на звук С в середине слова.

2. «Цепочки слов». Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аисТТарелкААвтобус.

3. «Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется. Назовите несколько слов сами. Выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

4.«Отстукивание слогов». Взрослый предлагает ребенку «отстучать» или «отхлопать» слово по количеству слогов: ДОМ, РА - МА, МА-ШИ-НА.

5. «Мама, папа, я – целая семья».

Папа Мама Детеныши

пес собака щенки

конь лошадь жеребята

бык корова телята

6. «Кто где живет». Коровы в коровнике, кони в конюшне, свиньи в свинарнике и т.д.

7. «Кто больше найдет букв». Вычеркивание заданных гласных (согласных букв из текстов журналов, газет).

8.«Какое варенье?» Эта игра на образование относительных прилагательных. Назвать какое варенье будет из груши, сливы, абрикоса и т.д.

9. «Чей хвост?» Эта игра на образование притяжательных прилагательных. Хвост у ежа – ежиный, у енота – енотовый и т.д.

10. «Один - много». Например, волчонок – волчата; бельчонок – бельчата; лосенок – лосята; рысенок – рысята и т.д.

11. «Огромный – большой – маленький»

апельсинище апельсин апельсинчик

лимонище лимон лимончик

Семинар-практикум для родителей на тему:

«Роль родителей в коррекции речевых нарушений»

План

  1. Какие бывают речевые нарушения и причины их возникновения.

  2. Основные направления работы при речевых нарушениях. Роль родителей в коррекционном процессе.

  3. Игры, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.

  4. Рекомендуемая литература для родителей.

Задачи:

- Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

- Установление партнерских отношений с семьей;

- Формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

-Обучение родителей приемам и играм по развитию речи.

Оборудование:

1. Выставка логопедической литературы.

2. Памятки и рекомендации для родителей (по проведению дома игр для автоматизации звуков, развитию фонематического слуха и грамматического строя речи).

3. Оборудование для практического показа: предметные картинки, мяч.

4. ТСО: проектор и экран для показа слайдов.

Организационный момент

Логопед. Уважаемые родители! Сегодня семинар-практикум посвящен теме: «Роль родителей в коррекции речевых нарушений». Вы узнаете, какие бывают речевые нарушения, их причины, основные направления работы при речевых нарушениях, роль родителей в коррекции нарушений, а также вы увидите, в какие речевые игры можно поиграть дома с детьми.

Речевые нарушения и причины их возникновения.

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является недоразвитие фонематического слуха у ребенка. В этом случае ему трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые свистящие и шипящие. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда приводит к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

Основные направления работы при речевых нарушениях.

Роль родителей в коррекционном процессе.

Логопедические занятия – основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Сроки преодоления речевых недостатков зависят:

- от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном процессе.

Постановка звука в большинстве случаев – более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса. Работу на этапе автоматизации звука следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи. Необходимо постоянно контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился. Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс. Также эффективным оказывается запись во время занятия отдельных упражнений на магнитофон. В этом случае ребенок получает возможность слышать себя не только в момент высказывания. Но и как бы со стороны услышать и оценить свою речь.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.

Игры, направленные на профилактику и преодоление речевых нарушений.

Многие игры на автоматизацию звука и развитие фонематического слуха схожи, я предлагаю сейчас поиграть в них:

1. «Придумай больше». Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями. Также можно придумывать слова, в которых заданный звук будет в определенной позиции. Например, придумывание слов со звуком С в середине слова.

2. «Цепочки слов». Эта игра – аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аисТТарелкААвтобус.

3. «Кто больше найдет букв». Вычеркивание заданных гласных (согласных букв из текстов журналов, газет).

Для детей с ЗЗР необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя.

1.«Какое варенье?» Эта игра на образование относительных прилагательных. Назвать какое варенье будет из груши, сливы, абрикоса и т.д.

2. «Чей хвост?» Эта игра на образование притяжательных прилагательных. Хвост у ежа – ежиный, у енота – енотовый и т.д.

3. «Один-много» Игра на образование множественного числа существительных. Можно проводить с мячом. Например, лоб-лбы, рот- рты, ухо – уши и т. д.

И подведя итог нашего семинара-практикума, я бы хотела сказать, четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте, и в этом должны помочь Вы, уважаемые родители. Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, поэтому только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Литература:

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008;

  2. Флерова Ж.М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000