microbik.ru
1
МОУ сш №45

«Охрана природы и охраняемые территории

России»

(8класс)

учитель географии Орехова Оксана Васильевна

Белгород 2011
ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Вид: традиционный

Тип: изучение нового материала

Цели:

- Образовательная. Сформировать знания, о главных природоохранных
территориях России, нашего края, а так же познакомить учащихся с их разнообразием
животного и растительного мира.

- Развивающие

Способствовать развитию познавательного интереса, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным, краеведческим материалом, различными видами карт).

- Воспитательные

Раскрыть красоту и неповторимость нашей Родины, привить бережное участие в сохранении и улучшении природы.

Инструментарий: карты: Физическая карта России, (Политико-административная) Белгородская область, учебники, атласы, контурные карты, карандаши, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, аудиокассета с пением птиц, тренажёр для глаз «восьмёрка» кружки (цветные), проекты уч-ся, картинки с изображениями растений и животных.

Литература для учителя:

Литература для учащихся:

«Белгородоведение», под редакцией В.А. Шаповалова, Белгород издательство Б-43 БелГУ, 2002г.

«География Белгородской области» 8-9 Класс, часть 1. Издательство Московского Университета 2003г.

«Рациональное природопользование и охрана окружающей среды» М.П. Ратанова,

В. И. Сиротин Москва 1995г.

Энциклопедия для детей Аванта+ «Россия:

Физическая и экономическая география»,

Издательство Москва 2000г. Том 12

Атлас «Природные ресурсы и экономическое состояние Белгородской области», Белгород 2005г. Белгородский Государственный Университет.

Энциклопедия для детей «Экология»,

том 19, издательство Москва, Аванта+ 2001г.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала:

Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век... На Земле уж белых пятен нету. Чёрные сотрёшь ли, Человек? Масштабы влияния хозяйственной деятельности на природу в наше время стали такими, что перед человечеством возникла насущная необходимость сообща бороться с её вредными последствиями. Поэтому очень актуально сегодня обсудить проблему охраны природы в России. Тема сегодняшнего урока: «Охрана природы и охраняемые территории.» ( записывают в тетради).

На уроке мы познакомимся с главными охраняемыми территориями страны, области, узнаем, что же понимают под природоохранными мероприятиями, ответим на вопрос:

Почему, по выражению М. М. Пришвина «Охранять природу - значит охранять

Родину?» (на доске).

И так, что же такое охрана природы? Это специальная система мер, направленных на предотвращение исчезновения природных ресурсов. Важными принципами охраны природы являются:

  1. Сохранение разнообразия и красоты природы.

  2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.

  3. Помнить о существующих в природе взаимосвязях, (презентация)

Особое место в системе мер по охране природы отводится созданию и развитию особо-охраняемых природных территорий (презентация).

Охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности, и воздушного пространства, где располагаются объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты из хозяйственной деятельности, (презентации).


Различают следующие виды главных охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, заказники, (презентация).

Конечно, на уроке мы познакомимся лишь с некоторыми из них, но для начала выясним, что же это за природоохранные территории? (работают по трём группам, с текстом в учебнике: определяют: 1- что такое заповедники, 2- заказники, 3-национальные парки).

И так, первая группа: «Что такое заповедники?» (отвечают)

Заповедники - главный вид охраняемых территорий, наиболее надёжно обеспечивающий охрану природы на том или ином участке земли. Там самый строгий режим охраны, запрещающий любую деятельность человека.

Первые заповедники в России были созданы в конце 19 века. Но беречь природу люди начали ещё в глубокой древности. Старики говорят: «Будешь беречь и холить землю зелёную - и сам ты будешь сыт, здоров и весел, человек.» Часто современные заповедники располагаются там, где начали охранять природу наши предки.

С давних времён люди оберегали святые места: родники, озёра, леса; считали их неприкосновенными. Многие заповедные леса, зоны образовались в местах княжеских и царских охотничьих угодий. Иногда - около крупных городов. В окрестностях Москвы это были - Кунцево, Сокольники; в окрестностях Петербурга - Заячий Остров, Галичья гора. Во время охоты гибло много зверей, но случалось это не часто. Большую часть времени природу тщательно охраняли, а за браконьерство строго карали, вплоть до смертной казни. О сохранении животных на охотничьих землях заботились не только царские семьи, но и местные жители. Чтобы не истребить животных полностью, и дать возможность завести им потомство, охоту прекращали на определённый срок. Например: чукчи мало охотились в период размножения моржей, а тувинцы- бобров. Оберегали в России не только животных, но и растительность. Ещё во времена Петра I запрещалось рубить леса и за рубку соснового леса, была учинена смертная казнь.

Познакомимся поближе с некоторыми из заповедников страны. Будьте внимательны, так как вам предстоит отметить в контурных картах несколько крупных заповедников страны.

(Учитель отмечает на карте «Физическая карта России» красными кружками крупные заповедники страны)

Выступает ученик с сообщением.

Самый северный заповедник в России - остров Врангеля, расположенный между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Зима здесь длится с сентября по май, морозы достигают -30 - 40 градусов, да и летом бывают заморозки. Но несмотря на суровые климатические условия, здесь растет более 300 видов растений. На заснеженных склонах гор белые медведи устраивают себе берлоги, где выводят потомство. Здесь находятся самые крупные в мире лежбища моржей, на одном из них насчитывается 75000 этих животных. Многочисленные птичьи базары на которых часто встречаются чайки-моёвки, бакланы и кайры.

В 1975 году из США завезли овцебыков - животных обитавших ранее во многих районах севера России, но постепенно исчезнувших. Новоселы хорошо приспособились к Российским условиям и дают потомство. Эти животные ростом с пони, но кажутся огромными, их размеры увеличивает густая длинная шерсть. Живут стадами, от врагов не убегают, а окружив телят поворачиваются рогами к нападающим. (Показывает на карте, учитель отмечает красным кружком местонахождения заповедника.)

Отметьте данный заповедник красным карандашом в контурных картах, (отмечают)

Одним из интереснейших заповедников является заповедник «Столбы».

Выступает ученик с сообщением (выступление сопровождается презентацией)

В близи Красноярска расположен заповедник «Столбы». Это почти 80 групп скал,
высотой до 100 метров. Они сложены из кристаллической горной породы - сиенита
Время не только разрушило некогда единый массив и превратило его в живописные
фигуры, но и окрасило их в желтый и красный цвета. О формах скал говорят названия,
которые дали им местные жители: «Колокольня», «Дед», «Крепость», «Беркут»,
остальная территория представляет собой низкогорье,

расчлененное узкими долинами рек и ручьев, и покрытое богатой таежной растительностью (Учитель красным кружком отмечает заповедник на карте, дети отмечают карандашом в контурных картах).

В заповедниках сохраняются природные ландшафты, но к сожалению в современном мире полностью оградить их от вмешательства человека невозможно. Часто по соседству с ними находятся сады, поля, пастбища, заводы, деревни и даже города. А вот на дальнем востоке сохранились пространства, природа которых практически не пострадала от деятельности человека. Сохранившиеся Дальневосточные леса охраняются в заповедниках: «Уссурийский», «Кедровая Падь», «Лазовский» (слайды).Тут растут лимонник, амурский виноград. Некоторые занесены в Красную Книгу - женьшень, можжевельник. Много разнообразных животных: кабанов, белок, косуль, барсуков. Наиболее ценные животные - амурские тигры.

В России заповедников около 100, мы же познакомились лишь с некоторыми из них. Теперь выполним задание: отметьте в контурных картах 5 заповедников, о которых мы сегодня не говорили, (по истечению времени вызывается ученик к доске с контурной картой и показывает на карте заповедники).

Существует особая группа заповедников - это биосферные, они предназначены для научных исследований на неизменённых участках биосферы, (демонстрация фильма) Не менее интересным биосферным заповедником является «Кроноцкий» (учитель на карте отмечает синим кружком, а ученики отмечают у себя на контурных картах) Выступает ученик с сообщением.

Расположен заповедник на восточном побережье Камчатки. Основан в 1934 году. По разнообразию ландшафтов он не имеет себе равных в России. На востоке высокие скалистые берега круто обрываются над океаном, а над ними в горах разместилось суровое царство. На западе находится глубокое и очень чистое Кроноцкое озеро, окруженное гигантским полукольцом из шестнадцати вулканов, некоторые из которых действующие. Из их жерл постоянно вырываются пар и газы. Недалеко находится единственное место в стране, где есть гейзеры. Только в долине реки Гейзерная крупных фонтанирующих источников более 20. Самый большой из них - известный во всём мире Великан. Через каждые 2-3 часа он выбрасывает столб кипятка и пара на высоту около 50 метров. Более половины площади заповедника покрыто лесами, чаще всего из каменной березы. Эти деревья напоминают старые яблони - невысокие, с толстыми стволами и раскидистой кроной. В таких светлых лесах удивительно высокая трава - до 4 метров. В кедровых лесах обитают камчатские соболи, горностаи, росомахи, выдры, лисицы, зайцы. В прошлом было много медведей, сейчас их меньше. На берегах устраивают лежбища сивучи, тюлени, нередки нерпы. Летом и осенью собираются они в больших количествах, чтобы поохотиться на лососей.(презентация)

Таких заповедников в России насчитывается 17. Покажите 5 заповедников у доски, по физической карте (учитель отмечает в карте синими кружками), а ребята отметят их у себя в контурных картах.

Переходим к изучению следующих особо охраняемых территорий - национальных парков. Обратимся к группе, которая занималась тем, что искала ответ на вопрос: «Что же такое национальный парк?» в тексте.

Национальный парк - охраняемая территория, для которой характерно сочетание охраны природы и использование массового туризма.

В стране более 30 национальных парков. Примером может служить Валдайский национальный парк. Главное его богатство - леса. Расположен он в 350 км от Москвы. И трудно себе представить, что отъехав на это расстояние можно оказаться в настоящей тайге, встретить лося, весной услышать песню глухаря, зимой - наблюдать охоту рыси, а летом в малиннике встретить настоящего медведя, (презентация) Пользуясь атласом, покажите и назовите примеры данных заповедных территорий, (один ученик показывает по карте у доски)

Следующей формой охраняемых территорий являются природные заказники. Оставшаяся группа ответит: «Что такое заказник?»(отвечают)

Природные заказники - это особо охраняемые территории, на которых менее строгий режим охраны природы. Разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, если они не наносят вреда охраняемым объектам.

Одним из старейших заказников является Приазовский - расположенный в Краснодарском крае, на его территории разместились и посёлки, и рыбные хозяйства, и совхозы, выращивающие рис. Во время гнездования птиц здесь проводится месячник тишины. Запрещается пользоваться водным транспортом, (презентация)

Задание: Определить в какой природной зоне располагается данный заповедник? Предположите какие животные могут там обитать. (Отвечают: лиса, заяц, хорь, суслик, хомяк и другие)

Ну что же, вот мы и познакомились с главными охраняемыми территориями нашей страны и немножко устали, давайте отдохнем. Представьте, что мы с вами в заповедном лесу, кругом красота дивная, приятный запах летнего леса и множество чудесных птиц радуют нас своим пением. Послушаем их и сделаем несколько упражнений для восстановления зрения. ( Включается магнитофон, дети выполняют упражнения для глаз, 3-4 минуты, используется тренажер «Восьмерка»)

Говоря о главных охраняемых территориях страны, нельзя не упомянуть о заповеднике «Белогорье», который был создан в 1999 году в нашей области и объединил 5 ранее созданных заповедных участков, площадью 2133га.

Была создана творческая группа, которая по плану, готовила проекты о каждой из
данных территорий. Послушаем, краткое выступление учащихся. Учитель:

Лес на Ворскле - всем знаком.

Сказочно богатый он.

Здесь природу охраняют!

Заповедник этот знают!

Название заповедного участка, его географическое положение

Основные представители растительного мира, типичная растительность

Основные представители животного мира


Ребята, вы внимательно слушайте и заполняйте таблицу в тетради: 1ый ученик представляет заповедный участок «Лес на Ворскле». (Показывает данный участок на карте Белгородской области, примерный ответ)

Площадь этого заповедного участка =1038 га., он входит в состав Белгородской оборонительной черты середины XVII века, а стал охраняться как эталон среднерусской дубравы с 1922г., на месте рощи графского имения потомков генерал-фельдмаршала Шереметьева - сподвижника Петра I, владевшего Борисовкой. Данный заповедный участок располагается в Борисовском районе, он представляет собой нагорную дубраву, расположенную на правом крутом берегу реки Ворсклы. Золотым фондом заповедного участка являются участки уникальной 250-300-летней дубравы, высотой деревьев до 30-35 метров, здесь произрастает до 550 видов древесных, кустарниковых и травянистых растений 83 семейств. Почвы темно-серые лесные. В кустарниковом ярусе представлен бересклет, крушина, боярышник и др. Из травянистых характерны: сныть обыкновенная, осока, копытень европейский. Встречаются виды растений, занесенных в Красную Книгу - ятрышник болотный. В заповеднике проживают 50 видов млекопитающих: косуля, кабан, лось; 150 видов птиц; несколько тысяч видов насекомых. Некоторые из них: пахучий отшельник, пчела-плотник, бабочка-Мнемозина, также являются Краснокнижными. Интерес дендропарк, созданный в 1936 году, по инициативе известного ботаника, лесовода и географа, академика Сукачева. В нем на небольшой площади представлены 200 видов растений из Европы, Азии, Африки, Америки - лиственница сибирская, бархат амурский, тутовое и уксусное деревья, амурский виноград и т.д. (Презентация)

Проверим, как вы заполнили таблицы. (Вызывается ученик, на экране проектора верно заполненная таблица)

2-ой ученик представляет заповедный участок «Острасьевы Яры», или урочище Низкое, (примерный ответ)

Данный участок располагается в Борисовском районе, занимает 90га, создан в 1995 году. Он включает около 20га луговой степи и участок байрачного леса. Здесь произрастает около 400 видов растений, среди них - ковыль -волосатик, лен украинский. Знакомит учащихся с разнообразием животного мира данного участка, (презентация) (Проверяется таблица, которую выполнили ученики) Учитель:
Участок есть один,
Всех степей он господин.
Степь Ямская - гордость наша,
Заповедника нет краше,
•: Что ж, послушаем друзья,

Чем представлена она.

(примерный ответ)

Расположен участок «Ямская Степь» в Губкинском районе, (показывает на карте) площадь его 566га. Основное богатство - луговые степи. Здесь около 500 видов растений. Особую ценность представляет растительность луговых степей на выходах мела. Это и осока низкая, ковыль перистый, чабрец меловой и др. Среди них встречаются растения -эндемики (т.е. те, которые произрастают только £ этом месте и больше нигде). Это -проломник Козо - Полянского, эфедра двуколосковая. Все они родственники горным растениям Монголии, юга Сибири, южного Урала. Такие сообщества называют «сниженные Альпы». Особой охраны требуют прострел меловой и ковыль перестый, красивейший. Наряду с травянистой растительностью представлены и древесо-кустарниковые. Это - одиночные экземпляры дикой груши, клена, боярышника. Встречаются даже разреженные заросли дуба, ясеня, лещины. Из млекопитающих в степи обычна лисица - охотница на сусликов, полевок, мышей. Встречаются - барсук, хорь, заяц-русак, слепыш. Много птиц: жаворонок, овсянка, славка серая.

До 1957 года обитали крупные птицы массой до 16кг - это дрофы, их исчезновение связанно с воздействием примыкающих к заповеднику освоенных территорий. Сохранились виды редких птиц: скопа, большой кроншеп. Разнообразны пресмыкающиеся - ящерицы, из земноводных - зеленая жаба, обыкновенная чесночница, гребенчатый и обыкновенный тритоны. Огромное количество насекомых - около 4000 видов.

В настоящее время судьба «Ямской Степи» находится под угрозой, ее территория усиленно подвергается подтоплению, из-за близости гидроотвала Лебединского ГОКА, (презентация)

Учащиеся отвечают на вопросы по заполнению таблицы, на экране верный вариант) 4-й ученик представляет заповедный участок «Лысые Горы» (примерный ответ) Расположен в 7 км, к юго-западу от города Губкина. Площадь - 170га. С 50-х г.г. известен данный участок, как одно из мест обитания редких видов растений Среднерусской возвышенности, относящихся к сообществам «Сниженных Альп». На территории ныне занятой порослевым лесом, по свидетельствам местных жителей в довоенное время произрастали старовозрастные насаждения из дуба, липы, сосны обыкновенной, которые были вырублены о время войны. Остальная площадь была безлесной. Отсюда и название -«Лысые Горы». Территория использовалась в качестве сенокосных угодий. Сейчас это участок размытый ледниковыми водами и представленный меловыми останцами. В зависимости от условий произрастания главной породой выступает липа или осина, реже клен. Имеются дубы. Из кустарников встречаются - бересклект бородавчатый, бузина красная и черная, боярышник, лещина. В состав искусственных посадок чаще других пород входят: сосна, береза, ясень, яблоня. «Лысые Горы» - это участок местонахождения реликтовых растительных группировок «Сниженных Альп», включающий ковыль перестый, проломник Козо-Полянского, пыльцеголовник красный. В лесных насаждениях по меловым холмам обитают птицы: лесной конек, зарянка, пеночка-трещетка. Из редких видов - болотная камышовка, средний дятел. Из лесных видов - ёж, барсук, кабан, косуля, лось. Из степных - хорь, суслик, слепыш. Не так давно, из Курской области была переселена степная гадюка, (презентация)

Учащиеся отвечают на вопросы по заполнению таблицы, на экране верный вариант 5 ый ученик: (примерный ответ)

Одним из интереснейших заповедных участков является меловой бор в «Стенках -Изгорье», расположенный в Новооскольском районе. Он был открыт в 1926году Козо -Полянским, который обратил внимание на группу сосен, вытянувшихся вдоль бровки склона с непривычным для местного ландшафта видом. Этот же учёный первым предложил ввести здесь заповедный режим в 1931 году. Однако лишь в 1945году одно из примечательных урочищ Новооскольского района, на площади 267га вошло в состав Центрально - Черноземного государственного природного заповедника имени профессора Алёхина, а ныне он представляет собой часть заповедника «Белогорья». Расположен участок на левом склоне долины реки Оскол, в 9-10км к югу от Нового Оскола. Участок характеризуется близким соседством разнообразных комплексов: нагорная дубрава с сохранившимися по гребням меловыми соснами, степи на склонах, в том числе ковыля; заболоченные ольшаники. Общая площадь лесного массива 80га, из которого около половины занято дубовым лесом. Помимо дубов, имеются породы деревьев: липа, клен, вяз, яблони. Подлесок состоит из лещины, бересклета и густой травы. Меловые сосны расположены в верхних частях склонов. Это деревья с мощными стволами, диаметром 60-80см, высотой 16-18метров. Возраст 17ти взрослых деревьев достигает 200-250 лет, под тенью ветвей прячутся волчеягодники Софии. Этот участок отличается высоким биологическим разнообразием, только сосудистых растений здесь произрастает, более 16 видов не встречается ни в одном из заповедников России. На

участке много редких видов насекомых: среди них жук - олень, занесенный в Красную

книгу, (презентация)

Учащиеся отвечают по заполнению таблицы на экране верный ответ.

Помимо главных охраняемых территорий заповедников, заказников и национальных парков существуют и другие, дополнительные - это уникальные природные комплексы или объекты, получившие названия памятников природы. Примером памятника природы может служить дуб - великан, расположенный под Белгородом, у села Дубовое, посаженный, согласно легенде, в 1654 году (презентация) Или Бекарюковский бор у села Маломихайловки, где на высоком берегу реки Нежеголь растет реликтовое растение -меловая сосна, (презентация)

3 Заключение:

И так ребята, мы с вами познакомились с некоторыми особо охраняемыми территориями. Теперь вернёмся к вопросу , который был задан в самом начале урока: «Почему, по мнению Пришвина М. М.. охранять природу - значит охранять Родину?» (отвечают) - Что мы понимаем под охраной природы?( это не только специальная мера, но и бережное отношение к природе своего края, своей страны ) Закончить урок хочется стихотворением Р. Рождественского:

Леса топорщатся и степь клубится,

Жара изводит и снега блестят.

Богаты мы,

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят!

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы,

Неужто внуки

Лишь по Красной книге

Узнают, как Богаты были мы?

И вот для того, чтобы этого не произошло, давайте будим относиться с любовью ко всему

тому, что нас окружает.

4 Домашнее задание: (деференцированное)

На оценку «3» -параграф № 42, нанести в контурную карту 10 заповедников страны.

На оценку «4» - параграф № 42, нанести в контурную карту более 10 заповедников, более

10 национальных парков страны.

На оценку «5» - параграф № 42, нанести в контурную карту более 10 заповедников, 10 биосферных заповедников, более 10 национальных парков, сообщение об одной из особо охраняемых территорий (по выбору)

5 Подведение итогов, выставление оценок учащимся.

6 Рефлексия ( предлагается выбрать листочки с деревьев, которые соответствовали
состоянию ребят на уроке:

зеленый - соответствует комфортному состоянию, ученику было интересно; красноватый - не совсем; жёлтый - не интересно).