microbik.ru
1 2 3


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Кафедра мировой и национальной экономики

Одобрено Ученым советом

Протокол №___4____

«20» _декабря_2011г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИКАХ МИРА

для аспирантов 2-го года обучения (очная форма)

специальность 08.00.14 «Мировая экономика»
Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

Протокол от 07 декабря 2011г.
СОГЛАСОВАНО:

Проректор по научной работе

П.А. Кадочников

Проректор по учебной работе

А.А. Вологдин

Москва, 2011

Разработчик программы: к.э.н., доцент Волков Р.Ф.

Рецензент: к.э.н., профессор кафедры финансов и валютно-кредитных отношений Масюкова Т.Д.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Организационно-методический раздел 4

  2. Распределение учебных часов по дисциплине 4

  3. Содержание дисциплины 5

  4. Перечень контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы 14

  1. Контрольные вопросы 15

  2. Литература по дисциплине 17

  3. Глоссарий 19

  4. Материально-техническое обеспечение дисциплины 20

1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить аспирантов с особенностями функционирования институциональной организации в различных экономиках мира.

Задачи дисциплины. Успешно освоивший учебный материал аспирант должен обладать навыками грамотного экономического мышления и анализа, позволяющего ему:

- продолжать более углубленное изучение поставленных проблем, вести самостоятельные теоретические и практические изыскания;

- в целом понимать ключевые аспекты экономической политики государства на макро- и микроуровне в контексте излагаемой в дисциплине тематики;

- уметь использовать базовые инструменты, способы и методы экономического анализа в своей практической деятельности;

- быть готовым к усвоению последующих экономических дисциплин и знаний, предлагаемых программой обучения асптрантов в ВАВТ.

Место дисциплины в системе социогуманитарного образования: согласно учебному плану, составленному в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского образования (аспирантура), дисциплина «Особенности институциональной организации в различных экономиках мира» относится к обязательным дисциплинам, которые аспирант должен прослушать и освоить в ходе своего обучения в аспирантуре ВАВТ.

Требования к уровню усвоения. Аспиранты должны владеть понятийным аппаратом, уметь анализировать развитие экономической ситуации как на микро-, так и на макроуровне, уметь дать оценку проводимой государством экономической политики в контексте развития институциональной организации в различных экономиках мира.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ




Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия в том числе

Самост. работа

лекции

семинары

1

Истоки и основные течения институционализма

4

2




2

2

Методология институциональной экономики

4

2




2

3

Понятие и основные классификации институтов

6

2




4

4

Модели поведения человека в институциональной экономике

6

2




4

5

Трансакционные издержки

7

2




5

6

Теория прав собственности

7

2




5

7

Экономическая теория организаций

6

2




4

8

Фирма как экономическая организация

8

2




6

9

Группы интересов как институциональные инноваторы

8

2




6

10

Институциональные изменения

6

2




4

11

Теория контрактов

2

-

2

-

12

Теория институтов и организаций: структура взаимодействия

2

-

2

-

13

Теория фирмы и типология фирм

2

-

2

-

14

Внелегальная экономика и последствия существования

2

-

2

-

15

Норма как базовый элемент институтов

2

-

2

-




Итого:

108

10

10

88




Общая трудоемкость:

3 зачетных единицы


Итоговый контроль - зачет
Оценка успеваемости аспирантов
Работа на лекциях предполагает активное участие аспиранта в этом процессе: посещение лекций, конспектирование и ответы на вопросы, задаваемые лектором в процессе изложения и освоения материала. Претендовать на оценку «отлично» могут только аспиранты, посетившие все лекции и имеющие написанный ими конспект по всем прочитанным на лекциях темам и вопросам, возможно дополненный ими в процессе самостоятельного изучения учебной литературы.

Работа на семинарах предполагает активную работу аспиранта в процессе обучения: выступление с докладами, тематика которых доводится до сведения преподавателем, ведущим семинары, подготовленными в письменном виде (они могут быть написаны от руки, набраны на компьютере или отксерокопированы с учебника или другой учебной литературы); ответы на вопросы преподавателя и выступления с места по тематике семинара; активную работу в аудитории и наличие знаний по пройденным и проходимым темам. Аспиранты, претендующие на оценку «отлично», должны посетить все семинарские занятия.

Домашнее задание выполняется аспирантом по заранее утвержденной руководителем семинарских занятий теме и форме, изложенной в данной программе дисциплины. Если аспирант хочет взять тему домашнего задания, не числящуюся в списке предложенных тем, он обязан утвердить её у преподавателя, ведущего семинары. Домашнее задание должно быть сдано в обязательном порядке в письменном виде в руки преподавателю или на кафедру методисту с пометкой «Ф.И.О. преподавателя, дата сдачи задания» на последнем семинаре, то есть минимум за две недели до экзамена.

Контрольная работа по дисциплине является итоговой и является обязательным условием допуска к зачету. Аспиранты, не написавшие контрольную работу вместе с семинарской группой, должны написать её в индивидуальном порядке.

Итоговый зачет проводится в письменной форме из расчета 45 минут астрономического времени на написание ответов на два поставленных перед аспирантом вопроса.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Истоки и основные течения институционализма

1. Истоки институционализма.

2. Старый институционализм в прошлом и настоящем.

3. Новая институциональная экономика и неоклассика.

Литература

Основная:

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. - М., 2000. Тема 1.

2. История экономических учений. Под ред. Автономова В., Ананьина О., Макашевой Н. - М., 2000. Гл. 19, 38.

3. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1.

4. Розмаинский И.В., Холодилин К.А. История экономического анализа на Западе. – СПб., 2000. Гл. 3, 8.

5. Сэмюэлс У. Институциональная экономическая теория // Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Гринуэя Д., Блини М., Стюарта И. Т. 1.– СПб.: Экономическая школа, 2002.

Дополнительная:

1. Hodgson, Geoffrey M. What is the essence of institutional economics? // Journal of Economic Issues, Jun 2000, Vol. 34. Issue 2.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1994.

3. Нуреев Р.М. Институционализм: прошлое, настоящее, будущее. // Вопросы экономики. - 1999. - №1. - С.125-131.
Тема 2. Методология институциональной экономики

1. Методология старого институционализма.

2. Методология новой институциональной экономики.

3. Возможности и пределы институциональной экономики.

Литература

Основная:

1. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. - М., 2000. Тема 1.

2. Сэмюэлс У. Институциональная экономическая теория. // Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Гринуэя Д., Блини М., Стюарта И. – СПб: Экономическая школа, 2002. Т. 1.

3. История экономических учений. Под ред. Автономова В., Ананьина О., Макашевой Н. - М., 2000. Гл. 19, 38.

4. Интервью с Рональдом Коузом. // Квартальный бюллетень клуба экономистов. - Минск, 2000. Вып. 4.

Дополнительная:

1. Nee V. Norms and Networks in Economic and Organizational Performance // The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998), pp. 85-89.

2. Greif, Avner. Historical and Comparative Institutional Analysis // The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998).

3. Stanfield, James Ronald. The scope, method, and significance of original institutional economics // Journal of Economic Issues; Lincoln; Jun 1999. Vol. 33. Issue 2.
Тема 3. Понятие и основные классификации институтов

1. Институт как базовое понятие.

2. Институты и правила.

3. Типология институтов.

Литература

Основная:

1. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М., 2003. Гл. 4.

2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: 1994.

4. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. - М., 2000. Тема 2.

5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997.

Дополнительная:

1. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. – СПб., 1996.

2. Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики. // МЭиМО. - 1995. - №7.

3. Шаститко А.Е. Институты как общественные блага. // Вестник МГУ. Сер. Экономика. - 1996. - №5.
Тема 4. Модели поведения человека в институциональной экономике

1. Модель экономического и социологического человека.

2. Типологии рациональности и следования своим интересам.

3. Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме.

Литература

Основная:

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. – СПб., 1998.

2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1.

3. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении. // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. Гальперина В.М. - СПб.: Экономическая школа, 1999.

4. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления. // THESIS Вып.3. 1993.

5. Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. - 1997. - №7.

6. Брунер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества. // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993.

7. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа. // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993.

Дополнительная:

1. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – СПб., 1996.

2. Hodgson, Geoffrey M. The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory. Cambridge Journal of Economics 2003, 159-175.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1994.
Тема 5. Трансакционные издержки

1. Экономическая природа трансакционных издержек.

2. Классификации трансакционных издержек.

3. Трансакционные издержки и институты.

Литература

Основная:

1. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. - М., 2002, Гл. 6,7.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997.

3. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 3.

4. Малахов С. В защиту либерализма (к вопросу о равновесии трансакционных издержек и издержек коллективного действия). // Вопросы экономики. - 1998. - №8.

5. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. - М.: Дело, 2001.

Дополнительная:

1. Менар К. Экономика организаций. - М.: ИНФРА-М, 1996

2. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – СПб., 1996.

3. Вольчик В.В. Эффективность рыночного процесса и эволюция институтов. // Известия вузов Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2002. - №4.

4. Demsetz H. The Firm in Economic Theory: A Quiet Revolution. American Economic Review, 1997, vol. 87, No 2, pp. 426-429.


следующая страница >>