microbik.ru
1

Локальные нормативные акты
при переходе на новую систему оплаты труда



Крауш Валентина Александровна,

заместитель директора, Институт бюджетных решений

Опубликовано в «Справочнике руководителя управления образованием»

№2 2009 год


Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня.
Поэтому переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) в общеобразовательном учреждении должен быть оформлен рядом локальных нормативных актов
Локальные нормативные акты представляют собой документы, содержащие нормы трудового права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
При переходе на НСОТ это, в первую очередь, положения, регулирующие деятельность совета самоуправления учреждения, вопросы стимулирования и оплаты труда, а также приказы, утверждающие указанные положения.
Работодатель условно свободен в выборе названий локальных нормативных актов и структуре регулирования обозначенных вопросов. Примерный перечень документов, необходимых учреждению для перехода на новую систему оплаты труда, включает в себя:

  1. Положение о системе оплаты труда.

  2. Положение об органе самоуправления ОУ (управляющем совете, попечительском совете, совете самоуправления, совете школы и т.д.).

  3. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ.

  4. Локальный нормативный акт, регулирующий проверку тетрадей, особенности нормирования и учета дополнительной работы.

  5. Штатное расписание.


Данные документы должны быть введены в действие соответствующими приказами руководителя ОУ. Кроме того, при переходе на новую систему оплаты труда в соответствии с новыми актами необходимо внести изменения в действующие документы: Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего распорядка.
Также за два месяца до перехода на новую систему оплаты труда с работниками необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам.
Остановимся подробнее на указанных документах.
Приказ о переходе на новую систему оплаты труда определяет дату этого перехода и распределяет обязанности по обеспечению подготовки к введению новой системы оплаты труда. В преамбуле приказа указываются наименования нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней, в соответствии с которыми происходит переход на новую систему оплаты труда.
Положение о системе оплаты труда может быть утверждено отдельным приказом либо является приложением к Коллективному договору с работниками. Данный документ конкретизирует нормы муниципального нормативного акта о новой системе оплаты труда в той части, которая относится к компетенции учреждения. В частности, данный акт определяет структуру фонда оплаты труда работников учреждения, порядок расчета заработной платы всех категорий работников и ее структуру. Положением может определяться методика распределения стимулирующих выплат, указывается наименование органа самоуправления, осуществляющего этот процесс. Обращаем внимание, что в связи с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2008 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» ранее разработанные положения о системе оплаты труда нуждаются в корректировке.
Положение об органе самоуправления ОУ (управляющем совете, попечительском совете, совете самоуправления, совете школы и т.д.) является основным документом, регламентирующим деятельность данного органа. При подготовке положения следует определить основные цели создания органа самоуправления, и соответственно поставленным целям планировать структуру совета и его полномочия.
В самом общем виде положение об органе самоуправления включает следующие части: общие положения, порядок формирования органа самоуправления, компетенция органа самоуправления, организация деятельности органа самоуправления. В документе важно определить количество членов органа самоуправления и их состав, процедуры и сроки выборов. Также положение определяет задачи и функции органа самоуправления и вопросы, по которым он полномочен принимать решения.
Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда может быть принято отдельным документом либо утверждено одновременно с Положением о системе оплаты труда. Примерная структура Положения включает в себя три части:

  • Общие положения.

  • Порядок установления размера выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работникам учреждения.

  • Регламент участия органа самоуправления в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников.


Общие положения регламентируют виды стимулирующих выплат, установленные в данном учреждении (например, «ежемесячные поощрительные выплаты по результатам труда (премии и надбавки) и разовые поощрительные выплаты по результатам труда (премии)»). Указывается, что распределение выплат стимулирующего характера работникам производится директором учреждения по согласованию с органом самоуправления и профсоюзным органом.
Вторая часть Положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда устанавливает собственно порядок определения размера выплат. Это самая интересная часть документа, на подготовку которой следует обратить особое внимание. Здесь указывается, кто, в какие сроки и по какой схеме проводит оценку достижений работников. Как правило, этим занимается орган самоуправления на основании определенных критериев, порядок утверждения которых также следует указать.
Регламент участия органа самоуправления в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников определяет права и обязанности органа самоуправления по участию в распределении стимулирующих выплат, а также перечень документов по данному вопросу и сроки их предоставления.
Локальный нормативный акт, регулирующий проверку тетрадей, особенности нормирования и учета дополнительной работы принимается в том случае, если данные вопросы не урегулированы другими локальными актами учреждения, например положением о системе оплаты труда. В документе следует перечислить виды дополнительной работы, осуществляемой работниками учреждения в целях обеспечения образовательного процесса, и параметры ее оплаты.
Внесение изменений в Устав учреждения и Коллективный договор необходимо в целях легитимизации деятельности органа самоуправления учреждением и новой системы оплаты труда. Поскольку Устав является главным определяющим правовым документом и для ОУ, и для его учредителя, соответственно изменены должны быть все положения Устава об организации образовательного процесса, о функциях педсовета, родительского комитета, попечительского совета, ученических советов и др., если  этими положениями предусматриваются иные правила и процедуры, нежели те, которые вводятся в связи с созданием органа самоуправления и переходом на НСОТ.
Как правило, это такие разделы Устава, как:

  • Основные характеристики образовательного процесса.

  • Структура финансовой и хозяйственной деятельности.

  • Порядок управления учреждением.

  • Перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ.


В случае, если учреждением подготовлен отдельный документ, определяющий компетенцию, процедуры формирования и организации деятельности органа самоуправления (Положение об органе самоуправления), в Уставе учреждения устанавливаются только основополагающие положения (принципы) с одновременной отсылкой к указанному положению.
В противном случае возможно полное детальное изложение в тексте самого Устава компетенции, процедур выборов, назначения, кооптации деятельности, состава и функций комитетов (комиссий) органа самоуправления. При достаточно подробном регулировании данных вопросов в Уставе отпадает необходимость в принятии отдельного локального нормативного акта. Однако в дальнейшем это может усложнить внесение изменений в организацию деятельности органа самоуправления в связи с необходимостью государственной регистрации изменений в Устав.
При внесении изменений в Устав учреждения необходимо также обратить внимание на раздел «Перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ». В данном разделе следует указать все те локальные нормативные акты, решение о подготовке которых было принято в целях перехода на новую систему оплаты труда.
При подготовке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками следует обратить внимание на Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, которые рекомендуют типовую форму дополнительного соглашения.

Часто возникают вопросы по поводу формы штатного расписания. Форма Штатного расписания, как нам пояснили в Росстате, утверждается руководителем учреждения. Директорам муниципальных образовательных учреждений школ мы можем порекомендовать запросить новую форму у своих учредителей.
Практика показывает, что руководители образовательных учреждений испытывают большие сложности при подготовке проектов локальных нормативных актов, поскольку в штате этих учреждений отсутствуют квалифицированные юристы. А локальные нормативные акты, которые руководители учреждений готовят собственными силами, могут вызывать вопросы при проведении проверок контролирующими органами. Одним из возможных решений данной проблемы является адаптация существующих модельных локальных нормативных актов под конкретные нужды каждого учреждения, муниципалитета или региона.
У руководителей образовательных учреждений возникает много вопросов не только по разработке локальных нормативных актов, но и по внедрению новой системы оплаты труда в учреждении в целом. Органы управления образованием не имеют физической возможности консультировать каждое подведомственное образовательное учреждение по всему спектру поступающих вопросов. Решением проблемы могла бы стать организация кустовых обучающих семинаров для руководителей образовательных учреждений.
Дополнительную информацию вы можете получить на сайте Института бюджетных решений : www.budget-decision.ru и по электронной почте: info@budget-decision.ru
Список актуальных нормативных правовых актов, регламентирующих переход на НСОТ.

1. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты туда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

2. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях. Утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 г. № 818.

3. Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. Утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 г. № 822.

4. Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме. Утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 г. № 424н

5. Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений. Утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 г. № 425н.

6. Перечень должностей, профессий работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «Образование». Утвержден Приказом Рособразования от 10.07.2008 г. № 812.

7. Примерное положение об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «Образование». Утверждено Приказом Рособразования от 05.09.2008 г. № 1169.

8. Письмо Рособразования от 28.08.2008 г. № 1686/12-16 «О новой системе оплаты труда».

9. Приказ Рособразования от 11.09.2008 № 1200 «О переходе подведомственных Рособразованию учреждений на новые системы оплаты труда»

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 апреля 2008 г. N 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.10.2008 N 589н)

11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.11.2008 N 666н "Об утверждении разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера"

12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 апреля 2008 г. N 158н «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.10.2008 N 588н)

13. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2008 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»

Профессиональные квалификационные группы работников утверждены приказами:

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 г. № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 г. № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 г. № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 № 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок»