microbik.ru
  1 ... 2 3 4 5

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ И СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Примеры тестов

  1. Для центральных органов иммунной системы характерна:

  1. ранняя закладка в эмбриогенезе;

  2. поздняя закладка, перед рождением;

  3. закладка на протяжении всего эмбрионального периода.

  1. Трансплацентарная передача материнских антител относится:

  1. к естественному пассивному иммунитету;

  2. естественному активному иммунитету;

  3. врожденному иммунитету.

  1. Белки системы комплемента у плода:

  1. проникают от матери, проходя через плацентарный барьер;

  2. проникают от матери, проходя через плацентарный барьер, и синтезируются плодом самостоятельно;

  3. синтезируются плодом самостоятельно, не поступая через плаценту.

  1. Укажите, какие иммуноглобулины способны проходить через плаценту:

  1. IgG и IgA;

  2. IgG;

  3. IgA, IgE, IgG.

  1. К моменту рождения кишечник ребенка:

  1. стерилен;

  2. заселен лактобациллами, кокками, дрожжевыми грибками;

  3. заселен бифидофлорой.

  1. У здоровых детей, находящихся на грудном вскармливании, кишечный биоценоз преимущественно представлен (более 90 %):

  1. бифидофлорой;

  2. бесспоровыми анаэробами;

  3. лактобациллами, энтерококками, эшерихиями, стафилококками, стрептококками.

  1. Становление иммунной системы — это:

  1. строгий линейный процесс;

  2. нелинейный процесс (существуют критические периоды развития);

  3. процесс, который у каждого протекает индивидуально (не существует никаких общих закономерностей).

  1. Назовите факторы, которые ребенок получает с материнским молоком:

  1. никаких иммунных факторов защиты в материнском молоке нет;

  2. только иммуноглобулины класса А (особенно секреторный IgA);

  3. Т- и В-лимфоциты, полиморфноядерные лейкоциты, макрофа­ги, иммуноглобулины (особенно А), неспецифические факторы защиты.

  1. Низкая резистентность ребенка раннего возраста к агентам, имеющим полисахаридные антигены (Haemophilus influenzae, пневмококки, менингококки), объясняется:

  1. дефицитом IgG2 и IgG4;

  2. дефицитом интерферонов;

  3. дефицитом IgE.

  1. Отношения в системе «мать–плод» можно охарактеризовать:

  1. как иммунный конфликт;

  2. толерантность;

  3. нейтральное существование.


Эталоны ответов к тестам:

1 — а; 2 — а; 3 — в; 4 — б; 5 — а; 6 — а; 7 — б; 8 — в; 9 — а; 10 — б.
Примеры ситуационных задач

1. Иванов Иван, 1 год. в анамнезе — рецидивирующие гнойные инфекции. При осмотре обнаруживается отсутствие миндалин, лимфатические узлы практически не пальпируются.

В иммунограмме отсутствуют В-лимфоциты, IgA, IgM, концентрация IgG сыворотки крови резко снижена.

Предполагаемый диагноз?
2. Петров Николай, 3 года. Анамнез: экзема, кандидоз полости рта, пневмоцистная пневмония, рецидивирующие гнойные инфекции.

В иммунограмме — концентрация сывороточных IgA и IgE повышена, IgG соответствует норме, концентрация IgM резко снижена.

Предполагаемый диагноз?
3. Сидоров Евгений, 4 года. В анамнезе — рецидивирующие лимфадениты, абсцессы кожи, пневмония.

В иммунограмме — фагоцитарный показатель несколько снижен, NST-тест — отрицательный.

Предполагаемый диагноз?
Эталоны ответов к ситуационным задачам:

1 — Х-сцепленная агаммаглобулинемия; № 2 — синдром Вискотта-Олдрича; № 3 — хронический гранулематоз.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Список сокращений 3

Иммунная система детского организма (Л. П. Титов, Е. Ю. Кирильчик) 4

Закладка и формирование органов иммунной системы 4

Формирование неспецифических механизмов резистентности
в онтогенезе 6

Формирование иммунологической компетентности. В-система
лимфоцитов плода 7

В-система лимфоцитов новорожденных 7

Т-система иммунитета плода и новорожденного 9

Формирование атопического статуса плода и новорожденного 9

Принципы гигиенической гипотезы и ранняя
профилактика аллергии 10

Особенности внутриутробных инфекций и инфекций первого
года жизни 11

Функционирование иммунной системы в постнатальном периоде 13

Иммунобиология лактации 13

Критические периоды развития иммунной системы детского
организма 15

Система «мать–плод». Иммунологические взаимоотношения матери
и плода (Т. А. Канашкова, Е. Ю. Кирильчик) 17

Роль фетоплацентарной единицы 18

Изменения в иммунной системе беременной 19

Основные меры профилактики во время беременности 20

Литература 22

Приложение 1. Параметры иммунного статуса здоровых детей 23

Приложение 2. Примеры тестов и ситуационных задач для самоконтроля уровня знаний 25




Учебное издание

Титов Леонид Петрович

Кирильчик Елена Юрьевна

Канашкова Татьяна Александровна

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, РАЗВИТИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИММУННОЙ
СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА


Учебно-методическое пособие


Ответственная за выпуск Е. Ю. Кирильчик

Редактор Н. В. Тишевич

Корректор Ю. В. Киселёва

Компьютерная верстка О. Н. Быховцевой


Подписано в печать 26.04.07. Формат 6084/16. Бумага писчая «Снегурочка».

Печать офсетная. Гарнитура «Times».

Усл. печ. л. 1,63. Уч.-изд. л. 1,43. Тираж 500 экз. Заказ 678.

Издатель и полиграфическое исполнение –

Белорусский государственный медицинский университет

ЛИ № 02330/0133420 от 14.10.2004; ЛП № 02330/0131503 от 27.08.2004.

220030, г. Минск, ул. Ленинградская, 6.






<< предыдущая страница