microbik.ru
1
Макарецкая Т.Д.,

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ» В БЕЛАРУСИ
Происходящие в настоящее время в мире cоциально-экономические процессы предполагают объективную необходимость рассмотрения экономики в качестве зависимого компонента от окружающей природной среды, в рамках которой она функционирует и развивается. Данное положение обусловлено рядом факторов.

Во-первых, практическая реализация традиционной экономической модели развития общества привела к таким проблемам, как рост загрязнения окружающей среды, дефицит и исчерпаемость природных ресурсов, разрушение озонового слоя, изменение климата и потепление, снижение биологического разнообразия на планете и др.

Во-вторых, помимо экологического человечество столкнулось в последние десятилетия с экономическим, финансовым, продовольственным кризисами. При этом доминирующая часть средств вкладывалась в финансовые активы, недвижимость, добычу природных ресурсов, а экономическое развитие осуществлялось за счет чрезмерного использования природных ресурсов, истощения и деградации экологической системы.

В-третьих, используемые в настоящее время оценочные показатели (например, ВВП, прибыль, рентабельность) не учитывают негативного антропогенного влияния на окружающую среду, а потому не могут дать полного представления о реальной эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

В-четвертых, для осуществляемой в настоящее время экономической деятельности характерно не только загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов, но и обесценивание природного капитала.

В-пятых, современный технологический уклад является высокоуглеродным и экорасточительным.

Именно поэтому в последнее время в экономической науке сформировалось новое направление, которое называется «зеленой экономикой».

Концепция «зеленой» экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития, однако сейчас все более распространено признание того, что достижение устойчивости почти полностью зависит от создания правильной экономики. По экспертным оценкам ЮНЕП, «зеленая экономика» трактуется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднения [1].

Для развития Республики Беларусь на принципах «зеленой экономики» необходимо осуществление ряда мероприятий.

Во-первых, переход от экологического к эколого-экономическому управлению: если первый подход связан с постановкой задач, включая ограничения и рамочные условия их реализации, то эколого-экономическое управление позволяет выбрать наиболее эффективные пути их решения.

Во-вторых, более активное внедрение стандартов ИСО серии 14000 и на их основе осуществление экологической сертификации продукции, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье населения; систем управления окружающей средой предприятий и организаций; территории; повышение компетентности персонала в выполнении работ и услуг в области охраны окружающей среды.

В-третьих, экономическим критерием функционирования предприятия должна быть не просто рентабельность, но и в обязательном порядке учет в денежной форме экологических результатов его хозяйственной деятельности.

В-четвертых, оптимизация методов и инструментов государственного эколого-экономического управления, усиление действенности экономических средств воздействия. Актуальным является повышение ставок платежей в сфере природопользования, распространение экологического налога на все виды продукции, потребление которой связано с неблагоприятным воздействием на окружающую среду (техника, топливо, продукция бытовой химии, удобрения и др.). Кроме того, разработка и внедрение механизмов экологического страхования и торговли правами на загрязнение позволит расширить использование методов стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды [2].

Целесообразным представляется также использование системы залогов-возмещений, согласно которой залог взимается с экологически “грязных” продуктов и возмещается, как только этот продукт надлежащим образом уничтожается. Это позволит избежать нелегальных сбросов загрязняющих веществ, поскольку залог больше расходов на захоронение отходов.

В-пятых, создание стимулов для привлечения в природоохранные проекты деловых кругов. Это предполагает дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, льготное налогообложение экологического предпринимательства, предоставление льгот фирмам, осуществляющим комплексную переработку отходов, стимулирование потребления экологичной продукции, экологизацию малого и среднего бизнеса и др.

На пути к «зеленой экономике» Беларуси предстоит предпринять целый ряд шагов по повышению заинтересованности в экопроектах не только бизнеса, но и общественности. По экспертным оценкам, только 5 процентов населения республики заботится об охране окружающей среды, в то время как в Германии этот показатель достигает 75 процентов [3].

Практическое использование в Беларуси предлагаемых мероприятий позволит более полно учитывать экологический фактор при принятии управленческих решений, реализовать требования «зеленой экономики» и, значит, повысить эффективность государственного регулирования экономики и деятельности субъектов хозяйствования.

Литература

1. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности (обобщающий доклад для представителей властных структур) [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.unep.org/ greeneconomy/ GreenEconomyReport / tabid/29846/Default.aspx. - Дата доступа 20.02.2012.

2. Макарецкая, Т.Д. Продажа прав на загрязнение окружающей среды как метод эколого-экономического регулирования деятельности предприятий / Т.Д.Макарецкая// Науч. труды Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь: в 2 ч. / Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь; редкол.: А. Н. Морозевич [и др.]. – Минск, 2010. – Ч.1. - С. 102- 109.

3. Станет ли белорусская экономика "зеленой"? [Электронный ресурс]. – 17 янв. 2012. – Режим доступа: www. health.ej.by/ecology/ 2012/01/17/stanet_li belorusskaya_economika_ zelenoy_.html. - Дата доступа: 04.02.2012.