microbik.ru
1
Массаж и самомассаж рук

Простейший беспредметный массаж — это сгибание - разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Массаж с предметами и приспособлениями

Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, максимальным).

Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, латекса, пластмассы, предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности мячи при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа. Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.

Массаж карандашами. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно вы­полнять с помощью хорошо знакомого детям предме­та — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый ка­рандаши.

Упражнения для массажа карандашами


Массаж грецкими орехами. С помощью грецкого оре­ха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ла­дони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круг­лой и продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами.
1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки.

3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

6. Раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

7. Удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.


Массаж шариками марблс — стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические (разноцветные, диаметром 1-2,5 см) шарики — хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук. Их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаясь в точности попадания

Массаж шариками марблс


А еще с шариками можно играть в интересные игры.

Массаж четками Традиционно четки изготовлены из пластмассовых или деревян­ных элементов круглой, оваль­ной, цилиндрической формы или из плоских пластин. Ребенок пе­ребирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмизированных текстов, сти­хов. Нужно научить ребенка пра­вильно держать четки: шарик ле­жит на первой (ногтевой) фалан­ге, большой палец — сверху.

Коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и от непрерывного монотонного движения. Упраж­нения и игры с четками способствуют развитию пальце­вой моторики и координации мелких движений.
Массажер «Каштан» используется в логопе­дической практике для коррекционных упражнений при речевых расстройствах у детей, на физкультминутках в ходе занятий для профилактики мышечного пальчико­вого утомления, для подготовки руки к письму, повышения рабо­тоспособности, снятия нервного напряжения.

Детям младшего возраста пред­назначен массажер «Каштан» с колокольчиком. Колокольчик звуком привлекает внимание ре­бёнка к своим рукам, развивая зрительно-двигательную коорди­нацию. Для детей старшего дош­кольного возраста с выраженны­ми моторными нарушениями желательно использовать модификацию массажера, оснащенную магнитом.
Иппликатор Кузнецова. Приспособление для стиму­ляции нервных окончаний на ладонях и кончиках паль­цев рук. Обычно имеет круглую форму. Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе. Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Методика применения очень проста. Иппликатор располагается на столе игольчатой стороной вверх. Ребенок прижимает ладони к иппликатору (в пре­делах болевой переносимости) в течение 40-60 секунд, после чего иппликатор снимают, давая рукам отдых в течение 1 мин., кисти рук массируют и поглаживают. За­тем процедура повторяется еще 3 раза. Курс проводится в течение 2 недель каждый день по 3-5 мин.
Массаж деревянными катушками.

Деревянные катуш­ки для наматывания ниток можно использовать как тре­нажер для развития мелкой моторики пальцев и для са­момассажа кистей рук и ладоней. Манипуляции с катуш­кой могут превратиться для ребенка в увлекательную, интересную забаву.

  1. Самомассаж ладоней катушкой в различных на­правлениях.






2. «Перевертыши». Приподнять катушку над столом, зажав ее боковыми поверхностями пальцев, перевернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.

3.«Круги». Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно, так чтобы катушка описала круг.

4.«Штанга». Поднять катушку усилием мышц среднего и указательного пальцев над столом как можно выше, как штангу. Большой, указательный пальцы и мизинец плотно прижаты к поверхности стола.

5.«Прижми к ладошке». Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Ребенок старается плотно прижать катушку к ладони, а потом максимально выдвинуть ее вперед.

6.«Заведи мотор». Удерживая катушку горизонтально за диски подушечками указательных и средних пальцев, вращать ее вперед, словно заводя мотор.
Массаж шариком для пинг-понга. Маленькие целлулоидные шарики тоже можно приспособить для массажа детских ладошек. Детям обычно очень нравится этот предмет: легкий, прыгучий, иногда привлекательно ярко окрашен­ный. Можно выполнять следующие упражнения.

  1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попере­менно.

  2. Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымян­ным, большим и мизинцем.

  3. Удержание шарика верхней фалангой пальцев, пе­редача шарика от одного пальца к другому.

  4. Прокатывание шарика по столу внутренней поверх­ностью ладони.

  5. Прокатывание шарика по столу в различных направ­лениях каждым пальцем правой и левой руки.

  6. Прокатывание шарика по межпальцевым поверхно­стям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.

  7. Перекатывание шарика по столу и отбивание внут­ренними поверхностями ладоней.

  8. Прокатывание шарика между двумя ладонями.

Приёмы массажа шариком для пинг-понга






Пальчиковые упражнения



Детей старшего дошкольного возраста можно заинте­ресовать играми с пальчиками, или, как говорят специа­листы, пальчиковой гимнас­тикой (пальчиковыми упраж­нениями).

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: бе­зымянными, средними, ука­зательными и большими.
«Черепашка»

  • Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней!

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки при­касаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть ука­зательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным спо­собом передвигать «домик че­репашки» средним, безымян­ным пальцами и мизинцем.
«Братцы»

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними еще два братца.

Ну а старший — не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: снача­ла мизинец и безымянный, затем — средний и указатель­ный. Большим пальцем «звать» братьев и «кор­мить» их кашей.


Если ребенок испытывает большие трудности при выпол­нении пальчиковых упражнений, ему можно помочь, исполь­зуя самодельное, но очень эффективное пособие.



Пример пособия для отработки пальчиковых поз

Возьмите лист ватмана. Расположите на нем в произволь­ном порядке обведенные фломастером и раскрашенные ладошки с различным расположением пальчиков. Пусть ребенок прикладывает ладошки к листу, копируя изобра­женные пальчиковые позы. Продвигаться от позы к позе можно по цепочкам цветных кружков, соединяющих изоб­ражения.
Удачи, успехов, удовольствия в совместных занятиях с ребёнком!