microbik.ru
1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ТЕПЛОВОЙ И АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИТАЭ)
___________________________________________________________________________________________________________


Направление подготовки: 140700 Ядерная энергетика и теплофизика

Профиль(и) подготовки: Техника и физика низких температур, Теплофизика, Атомные электростанции и установки, Термоядерные реакторы и плазменные установки, Нанотехнологии и наноматериалы в энергетике

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ЭКОЛОГИЯ"


Цикл:

Математический и ествественнонаучный

--

Часть цикла:

вариативная

--

дисциплины по учебному плану:

ИТАЭ; Б.2.6

--

Часов (всего) по учебному плану:

72 час

--

Трудоемкость в зачетных единицах:

2

6 семестр – 2

Лекции

30 час

6 семестр

Практические занятия

--

--

Лабораторные работы

--

--

Расчетные задания, рефераты

--

--

Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)

42 час

--

Экзамены

--

--

Курсовые проекты (работы)

--

--



Москва - 2010

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение основных принципов сохранения качества окружающей среды.

По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:

  • к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и нести за них ответственность (ОК-4);

  • в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, к приобретению новых знаний, использовать различные средства и технологии обучения (ОК- 6);

  • к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

  • использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

  • анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6).

Задачами дисциплины являются:

  • познакомить обучающихся с основными параметрами, характеризующими качество экологической среды (экологическая система, экологическая нагрузка, предельно допустимая экологическая нагрузка, эвтрофикационные процессы, экологический потенциал, формирование экологического ландшафта);

  • познакомить обучающихся с нормативно-правовой документацией в области охраны окружающей среды;

  • дать информацию о системах обеспечения качества окружающей среды, используемых в современном мире;

  • научить принимать и обосновывать конкретные технические решения при разработке систем обеспечения качества окружающей среды.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части к вариативной части математического и естественно-научного цикла Б.2 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Техника и физика низких температур», «Теплофизика», «Атомные электростанции и установки», «Термоядерные реакторы и плазменные установки», «Нанотехнологии и наноматериалы в энергетике» направления 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика».

Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: физика, химия.

Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы для выполнения бакалаврской выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации, изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

  • основные принципы охраны окружающей среды и методы рационального природопользования (ОК-1, ПК-3, ПК-4);

  • основные подходы к разработке систем очистки промышленных выбросов и экологического мониторинга (ПК-4);

  • источники научно-технической информации в области охраны окружающей среды (ОК-1, ОК-6, ПК-6).

Уметь:

  • самостоятельно разбираться в нормативных методиках расчета и применять их для решения поставленной задачи (ОК-7, ПК-4);

  • выбирать аппараты очистки промышленных выбросов и сбросов на основании научно-технической информации (ОК-4, ОК-7);

  • анализировать информацию о новых технологиях защиты окружающей среды (ОК-1, ПК-3).

Владеть:

  • навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-2);

  • терминологией в области экологии (ОК-1ОК-2, ПК-4);

  • навыками поиска информации о состоянии окружающей среды (ПК-6);

  • навыками применения полученной информации при разработке систем экологического мониторинга (ОК-1, ПК-3).

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.



п/п

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)


лк

пр

лаб

сам.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Экология:основные определения

4

6

2

--

--

2

Тест на знание терминологии

2

Влияние энергетики на окружающую среду

4

6

2

--

--

2

Устный опрос

3

Промышленная токсикология

4

6

2

--

--

2

Устный опрос

4

Атмосфера

16

6

8

--

--

8

Контрольная работа №1

5

Гидросфера

14

6

6

--

--

8

Контрольная работа №2

6

Литосфера

10

6

6

--

--

4

Контрольная работа №2

7

Экологический мониторинг

6

6

2

--

--

4

Устный опрос

8

Организационно-правовые основы экологии

6

6

2

--

--

4

Устный опрос




Зачет

8

6

--

--

--

8

Устный опрос




Итого:

72




30







42




4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения

4.2.1. Лекции

6 семестр

1.Экология: основные понятия и определения.
Основные понятия экологии. Биосфера. Биогеоценоз. Техносфера. Ноосфера. Экологические факторы. Закон толерантности. Структура и основные характеристики экологических систем: глобальных, региональных, локальных. Традиционные направления экологии - факториальная экология, популяционная экология, биогеоценология.

Антропогенная экология как наука, изучающая экосистемы типа "чело­век -окружающая среда". Инженерная экология как наука об инженерных методах исследования и защиты экосистем типа "человек-окружающая среда". Антропогенные факторы - особоопасные, опасные и вредные, их общая характеристика. Влияние антропогенных факторов на человека и окружающую среду. Вероятностный характер антропогенных факторов. Концепция риска.
2. Влияние энергетики на окружающую среду.

Энергетика и окружающая среда. Воздействие на окружающую среду тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций. Энергетическое загрязнение биосферы.
3. Промышленная токсикология.

Основные принципы и задачи промышленной токсикологии. Токсикологическое основы нормирования загрязняющих веществ в окружающей среде. Оценка вредных веществ. Токсичность. Опасность. Отдаленные эффекты. Концентрации. Дозы. Коэффициент кумуляции. Степень кумуляции.
4. Атмосфера.

Экология атмосферы. Состав, строение и функции атмосферы. Антропогенные источники загрязнения воздуха. Нормирование содержания и поступления загрязняющих атмосферу веществ. Методы очистки промышленных выбросов в атмосферу.
5. Гидросфера.

Экология гидросферы. Состав и запасы воды. Источники загрязнения воды. Эвтрофикация воды. Нормирование содержания и поступления вредных веществ в водные объекты. Требования к сточным водам промышленных предприятий. Методы очистки воды.
6. Литосфера.

Экология литосферы. Антропогенные воздействия на литосферу. Нормирование содержания вредных веществ в почве. Основы рационального природопользования. Структурная схема обращения с отходами производства и потребления.
7. Экологический мониторинг.

Системы экологического мониторинга. Цели и задачи экологического мониторинга. Структура системы экологического мониторинга (СЭМ). Уровни СЭМ (объектовый, региональный, глобальный). Геоинформационные системы как интеграторы экологической информации.
8. Организационно-правовые основы экологии.

Организационно-правовые основы экологии. Экологическая экспертиза. Экологический аудит. Экологическая сертификация. Международное сотрудничество и международный опыт в решении экологических проблем.
4.2.2. Практические занятия

Практические занятия учебным планом не предусмотрены.

4.3. Лабораторные работы

Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

4.4. Расчетные задания

Расчетные задания учебным планом не предусмотрены.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы

Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций и учебных фильмов.

Самостоятельная работа включает подготовку к тестам, устным опросам и контрольным работам, подготовку к зачету.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, контрольные работы, устные опросы.

Аттестация по дисциплине – дифференцируемый зачет.

Оценка за освоение дисциплины, рассчитывается из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за контрольные и устные опросы) + 0,5(оценка на зачете).

В приложение к диплому вносится оценка за зачет.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Литература:

а) основная литература:

1. Электронный учебник «Инженерная экология» – М.: МЭИ, 2008.

2. Инженерная экология: Учебник / Под ред. проф. Медведева В.Т. – М.: Гардарики, 2002.-687с.

б) дополнительная литература:

1. Е.В. Федорова. Основы экологии: Учебное пособие. – М.: Издательство МЭИ, 2008.-48с.

2. Е.В. Федорова. Основы медико-экологических знаний: Учебное пособие. – М.: Издательство МЭИ, 2008.-184с.

7.2. Электронные образовательные ресурсы:

а) лицензионное программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://ecology.alpud.ru

б) другие:

учебный фильм «Загрязнение атмосферного воздуха», видеофильм «Вода»

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и показа учебных фильмов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140700 Ядерная энергетика и теплофизика и профилю «Техника и физика низких температур», «Теплофизика», «Атомные электростанции и установки», «Термоядерные реакторы и плазменные установки», «Нанотехнологии и наноматериалы в энергетике».


ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

д.б.н., профессор Малышев В.С.

"СОГЛАСОВАНО":

Директор ИТАЭ

д.т.н., профессор Комов А. Т.
"УТВЕРЖДАЮ":

Зав. кафедрой

к.т.н. Кондратьева О.Е.