microbik.ru
1
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ
INTERNATIONAL LEGAL REGULATIONS

OF THE RIGHT TO INFORMATION
З.А.Охрименко,

ведущий специалист отдела организационно-правового обеспечения международного сотрудничества и правовой информатизации

Национального центра правовой информации Республики Беларусь
Zoya Akhrymenka

Main Specialist of the Department of organizational and legal support for international cooperation and legal informatization

National Center of Legal Information of the Republic of Belarus
В статье проводится анализ международно-правовых актов, регламентирующих право на информацию, доступ к ней, свободу информации. Также рассматривается новый аспект применения данного права посредством его реализации как права на экологическую информацию.

The article reviews a wide range of international legal documents regulating the issue of the right to information, access to information and freedom of information. Also, the article states the notion for the right to ecological information – as a new way of realization of the right to information.
Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление [1]. Понятие информации рассматривалось еще античными философами.

Право на информацию во всем мире является одним из основополагающих прав личности. Оно получило свое закрепление в международных актах – в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года,
в Декларации Рио-де-Жанейро 1992 года и др.

Информация и информационные права личности помимо удовлетворения потребностей человека в развитии, образовании, культуре и общении являются гарантией реализации других общепризнанных прав и свобод.

В международном праве складывается взаимосвязанная система общепризнанных прав и свобод личности в информационной сфере. Право человека на информацию конкретизируется закреплением в международном праве такого правомочия, как право на получение экологической, медицинской, культурной, юридической информации [2].

Ограничения прав человека на информацию в глобальном информационном пространстве могут быть установлены государствами только в целях, предусмотренных международным правом и в соответствии с его принципами. В осуществлении правового регулирования информационной деятельности государства должны исходить из единства информационного пространства.

Реализация международно-признанного права на информацию напрямую зависит от правовых норм, регламентирующих информационные стандарты и режим использования объектов информационной инфраструктуры, средств массовой информации и коммуникации. Для международного информационного обмена должны использоваться открытые стандарты, то есть опубликованные для общественности, формируемые широким кругом заинтересованных лиц и не являющиеся интеллектуальной собственностью коммерческих структур.

Следует констатировать очевидную за последние 30 лет либерализацию права и политики в сфере доступа к информации [1]. В 40 государствах приняты законодательные акты по доступу к государственным информационным ресурсам, в других, имеющих соответствующий законодательный опыт, странах действующие законы о доступе к информации были подвергнуты существенным изменениям в связи с развитием информационных технологий и общей тенденцией к обеспечению прозрачности функционирования властных институтов [1].

Право на информацию (право получать доступ, распространять информацию) закреплено на международном уровне в ряде международных пактов, конвенций, договоров.

Впервые вопрос о свободе информации был поднят в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1946 г. 59 (I) «О созыве международной конференции по вопросу о свободе информации», где говорится о том, что «свобода информации является основным правом человека и представляет собой критерий всех видов свободы» [11]. Согласно документу под свободой информации подразумевается «право повсеместно и беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать информационные сведения».

Основы права на информацию как одного из основных прав человека заложила Всеобщая декларация прав человека, закрепившая в ст. 19, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ [4].

Другим важным источником, закрепившим право на информацию на международном уровне, стал Международный пакт о гражданских и политических правах, в ст. 19 которого отмечено об особых обязанностях и ответственности, которые возникают в связи с реализацией права на информацию, и ограничениях на пользование данным правом, которые могут быть введены законами государств с целью обеспечения уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения [10].

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1990 г. № 45/76 «Вопросы, касающиеся информации» подтверждает приверженность принципам свободы информации, а также призывает уменьшить диспропорции между развитыми и развивающимися странами и различными последствиями таких диспропорций, которые сказываются на возможностях государственных, частных или иных средств массовой информации и отдельных лиц в развивающихся странах распространять информацию и информировать о своих мнениях и знакомить со своими культурными и этическими ценностями посредством эндогенной продукции культурного назначения, а также обеспечивать разнообразие источников информации и свободный доступ к ней, признавая в этом контексте призыв к тому, что в ООН и на различных международных форумах именуется «новым международным порядком области информации и коммуникации, рассматриваемым как развивающийся непрерывный процесс» [3].

В ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод информационные права выступают как составная часть свободы выражения мнения. Они должны реализовываться «без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ» [7]. По мнению Европейского суда по правам человека, это не означает, что на государство возлагается обязанность собирать и распространять информацию по собственной инициативе, речь идет о доступе к информации, а не о праве на информацию в собственном смысле.

В Рекомендациях Совета Европы «О защите данных и свободе информации» подчеркивается, что демократические режимы характеризуются обращением в обществе максимального объема информации и информационные права, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны трактоваться предельно широко, подразумевая свободу поиска информации и, как следствие, обязанность властей обеспечивать доступность информации по вопросам, имеющим общественное значение (с учетом соответствующих ограничений) [13].

Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию
1992 года в качестве принципа закрепила следующее положение: «Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан – на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты» [12].


В ст. 1 Декларации принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», принятой на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного сообщества (Женева, 2003 год – Тунис, 2005 год), закрепляется, что «мы, представители народов мира, собравшиеся в Женеве 10–12 декабря 2003 года для проведения первого этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, заявляем о нашем общем стремлении и решимости построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать отдельным лицам, общинам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека» [5]. В ст. 4 участники форума подтверждают признание в качестве необходимого фундамента информационного общества провозглашенное в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. В ст. 24 говорится, что обеспечение каждому возможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям и вносить в эти области свой вклад является необходимым элементом открытого для всех информационного общества. Также данный документ закрепляет, что совместному использованию и расширению глобальных знаний в целях развития может способствовать устранение барьеров на пути достижения равноправного доступа к информации для осуществления деятельности в области экономики, в социальной сфере, политике, здравоохранении, культуре, образовании и науке, а также упрощение доступа к информации, являющейся публичным достоянием, в том числе путем обеспечения универсального дизайна и использования ассистивных технологий [5].

Участники форума рассматривают информацию как публичное достояние, говоря, что информация, относящаяся к публичному достоянию, должна быть легкодоступной в интересах развития информационного общества и защищена от незаконного присвоения [5].

Стоит отметить и закрепление на международном уровне права на доступ к экологической информации. Важнейшая роль в регламентации получения экологически значимой информации принадлежит Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) [9]. Документ был принят под эгидой Экономического и Социального Совета ООН на IV Конференции Комитета экологической политики Европейской экономической комиссии 23–25 июня 1998 г.
в г. Орхусе (Дания). Именно Орхусской конвенцией установлены условия получения экологической информации: обязанность государственных органов предоставлять экологическую информацию, форма и сроки ее предоставления. Принципиально важно, что экологической в соответствии с нормами данной конвенции признается не только собственно информация о природной среде и ее отдельных элементах – воде, воздухе, почве и тому подобном, загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья людей, но и информация, которую мы условно можем назвать экологически значимой, то есть о «деятельности или мерах, включая административные, в области окружающей среды, политике, законодательстве, планах и программах, которые оказывают или могут оказать влияние на состояние окружающей среды». При этом необходимо подчеркнуть, что экологическая информация должна соответствовать ряду предъявляемых к ней требований: достоверности, полноте, своевременности, подготовленности к использованию, наличию необходимой формы, доступности и проверяемости.

Закрепление права на информацию нашло свое отражение также при создании международных органов. Так, на тридцать четвертой сессии Генеральная Ассамблея ООН постановила сохранить Комитет по обзору политики и деятельности ООН в области общественной информации, который был учрежден в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН
от 18 декабря 1978 г. № 33/115C и стал называться Комитетом по информации [8]. В резолюции от 18 декабря 1979 г. № 34/182 Генеральная Ассамблея ООН изложила мандат Комитета по информации:

a) продолжать изучение политики и деятельности ООН в области общественной информации в свете развития международных отношений, в частности в течение двух последних десятилетий, и настоятельной необходимости установления нового международного экономического порядка и нового международного порядка в области информации и связи;

b) оценивать и развивать предпринимаемые усилия и прогресс, достигнутый системой ООН в области информации и связи;

c) содействовать установлению нового, более справедливого и эффективного международного порядка в области информации и связи, призванного укреплять мир и международное понимание и основанного на свободной циркуляции и более широком сбалансированном распространении информации, и представлять рекомендации по данному вопросу Генеральной Ассамблее.

Департамент общественной информации (ДОИ) был создан в 1946 году в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 13 (I) с целью содействия глобальной осведомленности и пониманию работы ООН [6].
В своей работе Департамент использует радио, телевидение, печать, Интернет, видеоконференции и другие средства массовой информации. Он ежегодно отчитывается о своей работе перед членами Комитета по информации Генеральной Ассамблеи ООН, который собирается раз в год, должен контролировать работу ДОИ и обеспечивать его руководство в части политики, программ и мероприятий. Департамент призван знакомить мировую общественность с идеалами и деятельностью ООН, взаимодействовать и крепить партнерские связи с различными аудиториями, а также осуществлять поддержку мира, развития и прав человека для всех.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информации, являющейся важным фактором общественной жизни, во многом определяющим перспективы успешного осуществления социально-политических и экономических преобразований информационного общества. Право на информацию признается неотъемлемым правом каждого человека, что закреплено в целом ряде международных документов. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.
Список использованных источников


  1. Бачило, И.Л. Информационное право: учеб. / И.Л. Бачило,
    В.Н. Лопатин, М.А. Федотов. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. – C. 22–50.

  2. Копылов, В.А. Информационное право: учеб. пособие / В.А. Копылов. – М.: Юристъ, 1997. – C. 21–57.

  3. Вопросы, касающиеся информации: Резолюция Генер. Ассамбл. ООН, 11 дек. 1990 г., № 45/76 // ООН [Электронный ресурс]. – 2012. –
    Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/569/81/IMG/NR056981.pdf?OpenElement. – Дата доступа: 27.09.2012.

  4. Всеобщая декларация прав человека: Резолюция Генер. Ассамбл. ООН, 10 дек. 1948 г., № 217 А (III) // Там же. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml/. – Дата доступа: 26.09.2012.

  5. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» / Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R, 12 дек. 2003 г. // Там же. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/wsis_dec.pdf. – Дата доступа: 27.09.2012.

  6. Департамент общественной информации ООН // Там же. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/hq/dpi/about.shtml. – Дата доступа: 27.09.2012.

  7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 г. // Европейская конвенция о защите прав человека [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm. – Дата доступа: 27.09.2012.

  8. Комитет по информации ООН // ООН [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/coi/about/bg.shtml. – Дата доступа: 27.09.2012.

  9. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) // Там же. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml. – Дата доступа: 27.09.2012.

  10. Международный пакт о гражданских и политических правах: резолюция Генер. Ассамбл. ООН, 16 дек. 1966 г., № 2200 А (XXI) // // Там же. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. – Дата доступа: 27.09.2012.

  11. О созыве международной конференции по вопросу о свободе информации: резолюция Генер. Ассамбл. ООН, 14 дек. 1946 г., № 59 (I) // Там же. – 2012. – Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/035/16/IMG/NR003516.pdf?OpenElement. – Дата доступа: 26.09.2012.

  12. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию: Конференция ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро,
    3–14 июня 1992 г.
    // Там же. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml. – Дата доступа: 26.09.2012.

  13. Recommendation № 1037 (1986) on data protection and freedom of information // Parliamentary Assembly, Council of Europe [Electronic resourse]. – 2012. – Mode of access: http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/AdoptedText/ta86/EREC1037.htm. – Date of access: 26.09.2012.