microbik.ru
1

Источник - http://mchs-orel.ru/meropriyatiya-po-minimizacii-iili-likvidacii-posledstvij-terrorizma/

МЕРОПРИЯТИЯ ПО МИНИМИЗАЦИИ И/ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИЗМА


Основная задача противодействия угрозе терроризма нацелена на своевременное предупреждение и предотвращение террористического акта, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций. Для выполнения данной задачи, прежде всего, необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий, а именно:

  • заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;

  • обеспечить органы управления самой современной базой данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористами химического и биологического оружия наличие специальных сведений, расчетов и программ — необходимое условие для своевременного обнаружения и определения характера поражения;

  • тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;

  • наладить эффективное взаимодействие объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • отработать систему управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия.

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ по объектам с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), целесообразно сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению жизни тысячам людей.

Нельзя забывать и о таком важном деле, как обучение всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, проведение разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов (ВОП).

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На государственном уровне — в мирное и военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминогенной обстановке — организуется разъяснительная работа представителями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России.

На региональном уровне — представителями региональных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от ВОП в период выполнения плановых задач.

На местном уровне — представителями местных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, назначенных для очистки местности (объектов) от ВОП на данной территории в период выполнения плановых задач по сплошной очистке и срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения осуществляется путем проведения совещаний с руководителями администраций муниципальных образований, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед и информации; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении ВОП; оформления фотостендов; проведения индивидуальных бесед; информирования населения о правилах безопасности при обнаружении подозрительных предметов, сумок, игрушек и т.д.

При проведении разъяснительной работы население информируется: о ВОП, которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках, типах; о возможных причинах, приводящих к взрыву; о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП; о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП; о порядке эвакуации населения из опасной зоны; о местах укрытия и лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения; об ответственности лиц за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищение ВОП.

Особо подчеркивается, что лица, обнаружившие ВОП, должны немедленно сообщить о его местонахождении в территориальный отдел (отделение) милиции по телефону 02, орган ФСБ или ГО и ЧС, военный комиссариат. Им запрещается подходить к взрывоопасному предмету, трогать его или сдвигать с места.

Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации террористического характера должна представлять собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых с целью максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и предотвращения возможного действия вторичного источника (взрыва заряда ВВ).

Основными задачами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера являются:

  • осуществление сбора, изучение, обобщение, оценка и предоставление информации о характере, масштабах, дальнейшем развитии и возможных последствиях чрезвычайной ситуации террористического характера;

  • определение видов, объемов и трудоемкости работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера, а также потребного количества сил и средств для их выполнения;

  • выдача экспертных заключений и предложений на использование тех или иных спасательных средств и инструментов, исходя из характера и масштабов чрезвычайной ситуации террористического характера;

  • ведение разведки и контроля в районе ЧС террористического характера;

  • проведение поисковых работ, в том числе с помощью служебных собак;

  • проведение спасательных работ по извлечению пострадавших из-под завалов;

  • оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной с элементами специализированной помощи;

  • проведение санитарной обработки личного состава спасательного центра и специальной обработки техники;

  • участие в обезвреживании взрывных устройств.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий террористической акции как чрезвычайной ситуации, вызванной применением террористами взрывчатых веществ, будет включать:

  • прогнозирование зоны поражения;

  • оповещение населения, личного состава ФСБ России, МЧС России, МВД России о произошедшей террористической акции;

  • инженерную, химическую разведку в зоне поражения;

  • эвакуацию населения из зоны поражения;

  • оказание первой медицинской и доврачебной помощи пораженным при террористической акции;

  • выбор рациональных способов ведения АСДНР;

  • контроль полноты проведения АСДНР.

В работе под организацией ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера следует понимать комплекс мероприятий по подготовке спасательной операции (АСДНР), включающей принятие решения, постановку задач подразделениям, планирование спасательной операции (АСДНР), организацию взаимодействия, управления и обеспечения.

В ее основе лежат продуманные, заблаговременно спланированные, во всех структурах и уровнях РСЧС, планы действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера.

Основополагающим мероприятием является обеспечение постоянной готовности сил и средств к немедленному реагированию на чрезвычайные ситуации, в том числе террористического характера, и эффективному выполнению поставленных задач по ликвидации их последствий.

Степень экстренности реагирования на чрезвычайные ситуации, исходя из опыта проведения спасательных работ, в общей постановке возможно подразделить на три уровня: внезапно экстренное, предварительно прогнозируемое, целенаправленно планируемое. Поэтому в различных реально сложившихся условиях при чрезвычайных ситуациях исключительно важным является планирование спасательной операции.

На основе накопленного опыта при планировании проведения спасательных операций целесообразно использовать зонально-территориальный метод, заключающийся в анализе кризисных особенностей соответствующего региона и оценке возможных спасательных действий. При этом при внезапно экстренном реагировании на ЧС подготовительную работу предпочтительнее проводить по параллельной схеме одновременно старшим командованием и нижестоящими звеньями. При целенаправленном планируемом реагировании на ЧС подготовительную работу целесообразно осуществлять по последовательной схеме сначала вышестоящим командованием, а затем в нижестоящих звеньях. При предварительно прогнозируемом реагировании на ЧС подготовительная работа может вестись по комбинированной схеме.

Организационно и методически спасательная операция содержит:

  • подготовительный этап, характеризующий деятельность спасательного центра на месте дислокации по подготовке к спасательной операции;

  • основной этап, определяющий деятельность выделенной группировки сил и средств в районе чрезвычайной ситуации террористического характера;

  • заключительный этап, регламентирующий вывод задействованных сил и средств из операции.

В зависимости от вида и масштабности чрезвычайной ситуации террористического характера спасательная операция может дополняться специальными этапами.

Научно-методическую основу подготовительного этапа операции составляет разработка плана проведения спасательной операции. В общей постановке данный план должен включать выполнение следующего ряда основных комплексов мероприятий:

первый — имеет информационно-аналитический характер и включает выявление и оценку возникающей опасности и информирование о ней;

второй — связан с локализацией и (или) подавлением очагов поражения, прекращением воздействия первичных поражающих факторов, если это окажется возможным;

третий — направлен на спасение людей, оказание им необходимой Помощи, прежде всего медицинской;

четвертый — связан с исключением возникновения вторичных поражающих факторов на объектах вторичной опасности;

пятый — посвящен защите и спасению материальных и культурных ценностей;

шестой — предусматривает меры по восстановлению минимально необходимого жизнеобеспечения.

В теоретически рекомендательном плане имеется много работ по определению и постановке принципов организации и проведения спасательных операций. Однако практическая реализация этих предложений в реальных условиях чрезвычайной ситуации требует постоянного совершенствования и развития. При этом основной особенностью является то, что в конкретных условиях обстановки при чрезвычайной ситуации спасательные работы должны выполняться в соответствии с разработанными типовыми технологиями, но при индивидуальной их корректировке в каждом случае, поскольку двух одинаковых чрезвычайных ситуаций не может быть в принципе.

Для планирования действий разрабатывается применительно к обслуживаемой территории План действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера. В этом разделе должны быть подробно описаны все действия с момента объявления готовности до момента возращения сил и средств в пункт постоянной дислокации после ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера.

Перечень исходных данных, необходимых для разработки плана действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера: зона ответственности сил и средств; перечень потенциально опасных объектов, школ, дошкольных детских учреждений, мест массового сбора людей, находящихся в зоне ответственности сил, и их характеристика; планы (схемы) основных потенциально опасных объектов и зон жилой застройки городов; данные, необходимые для организации взаимодействия; перечень организаций, учреждений, формирований, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; порядок перевозки тяжелой инженерной техники; порядок поддержания связи с различными структурами; порядок технического и тылового обеспечения в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера; другие данные, определяемые особенностями региона.

На карте должны быть отражены:

  • границы территории региона и административного деления субъектов РФ;

  • потенциально опасные объекты, школы, дошкольные детские учреждения, места массового сбора людей, находящихся в зоне ответственности сил, и их характеристика;

  • пункты постоянной дислокации своего центра и взаимодействующих спасательных формирований, силовых структур, участвующих в антитеррористической деятельности;

  • маршруты выдвижения;

  • основные показатели марша;

  • решение начальника на совершение марша (согласованное с ГИБДД и ВАИ) и проведение АСДНР;

  • основные вопросы организации управления, взаимодействия и обеспечения марша;

  • расчеты прохождения рубежей (пунктов): исходного и регулирования; организация комендантской службы на марше, в исходном районе, районе проведения АСДНР;

  • расчет сил и средств;

  • построение походного порядка колонны сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

  • схема организации связи;

  • позывные должностных лиц;

  • сигналы управления, оповещения и взаимодействия;

  • аэродромы, станции погрузки (выгрузки) на железнодорожный, морской (речной) транспорт и их характеристики, маршруты движения к ним, исходные районы перед погрузкой и районы сосредоточения после выгрузки, а также основной и запасные районы погрузки и выгрузки, временные показатели; посадочные площадки вертолетов;

  • метеоусловия.

Пояснительная записка подразделяется на разделы:

  • Выводы из оценки обстановки возможных террористических акций взрывного действия на объектах экономики или в жилых районах городов;

  • Порядок оповещения и приведения сил и средств в готовность;

  • Состав сил и средств, их возможности по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

  • Состав и оснащение сводных отрядов по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

  • Порядок управления силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

  • Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения действий сил и средств спасательного центра МЧС России при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера;

  • Расчеты и порядок погрузки сил и средств на железнодорожный, речной (морской) и воздушный транспорт.

Дополнительно разрабатываются:

  • инструкция по мерам безопасности и журнал инструктажа по технике безопасности;

  • план морально-психологического обеспечения;

  • расписание занятий с личным составом, журнал учета подготовки личного состава;

  • документы для проведения ТСЗ, ТСУ;

  • документы для организации караульной и внутренней службы при перевозке сил и средств и при расположении их лагерем;

  • схема охраны и обороны;

  • пропуск на право беспрепятственного движения колонны к месту ликвидации последствий чрезвычайной ситуации террористического характера (согласованный и подписанный с должностными лицами ВАИ и ГИБДД);

  • книга приема и сдачи дежурств по лагерю;

  • книга записи больных;

  • книга вечерней поверки;