microbik.ru
1

Меры поддержки малого и среднего бизнеса в 2010 году



В канун 2010 года Правительство РФ одобрило Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год (протокол от 30.12.2009 N 42) (далее - Основные направления). Для осуществления конкретных шагов был утвержден План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 год (далее - План по реализации основных направлений). Что ждет малый бизнес в текущем году? На какие меры поддержки со стороны государства он может рассчитывать в ближайшем будущем?



Основные направления антикризисной политики - 2010



Основные направления определяют меры, которые Правительство РФ планирует предпринять в 2010 году для поддержки оживления экономики, обеспечения устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде.

Этот документ основан на следующих исходных данных по итогам 2009 года:

- российская экономика вышла из острой фазы кризиса;

- улучшилась ситуация на рынке труда, уменьшились масштабы безработицы;

- в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлилось - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале;

- произошло оживление мировой экономики, в первую очередь, в Юго-Восточной Азии, выросли цены на мировых рынках углеводородов и иных товаров российского экспорта;

- резко замедлилась инфляция;

- положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста - инвестиционной и кредитной активности.

По мнению Правительства РФ, необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Смещение акцентов не означает прекращения реализации собственно антикризисных мер - в течение всего 2010 года принятые Правительством РФ решения будут реализовываться.

Основные приоритеты антикризисных действий Правительства РФ. Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства РФ в 2010 году станут:

1) поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

2) поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;

3) активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

Поддержка оживления экономики включает в себя:

- расширение кредитования предприятий, реструктуризацию задолженности реального сектора;

- поддержку внутреннего спроса;

- расширение базы экономического роста - развитие малого и среднего бизнеса;

- реструктуризацию экономики моногородов.

Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста, в первую очередь, за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет.

В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести сместится в сторону производственного сектора и поддержки инновационной деятельности компаний.

В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе ОАО "Российский банк развития", а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры ОАО "Российский банк развития" малый бизнес получит не менее 100 млрд. руб. кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. руб.

Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.

Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.

К модернизационным мерам относятся:

- диверсификация экономики, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств;

- стимулирование инновационной активности в экономике;

- развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики;

- формирование "длинных денег" в экономике;

- модернизация финансовой системы;

- развитие человеческого капитала;

- реструктуризация государственного сектора экономики, активизация приватизации, а также реформа бюджетной сети;

- осуществление постепенного перехода к политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного экономического развития.

Будет продолжена деятельность по развитию страхования, в том числе в части создания экономической мотивации и необходимой законодательной базы для введения новых видов страхования. Планируется завершить работу по введению страхования в отраслях, где оно призвано заменить лицензирование, выстроить систему страхования от последствий чрезвычайных ситуаций.

Развитие экономики в 2010 году. Сравнительно благоприятная для российской экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация антикризисных мер Правительством РФ обусловит в 2010 году закрепление положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей.

По мнению Правительства РФ, в 2010 году возобновится рост инвестиций в основной капитал - на 2,9%. Кроме роста инвестиций в сырьевом секторе ожидается, что инвестиции дополнительно вырастут за счет их наращивания в сельском хозяйстве, транспорте и связи.

Рост инвестиционного и внешнего спроса будет опорой для восстановления индекса промышленного производства, который вырастет в 2010 году на 2,8%.

Будет продолжена тенденция последовательного снижения темпов инфляции. В первой половине 2010 года инфляция будет оставаться достаточно низкой (6-7% в годовом выражении) в связи с сохранением высоких спросовых ограничений и прогнозируемым укреплением обменного курса. В целом за год инфляция может составить 6,5-7,5%.

В связи с замедлением темпов роста инфляции в 2010-2012 годах и более сильным ростом экономики реальная заработная плата вырастет в целом за 2010-2012 годы на 6,5%, а реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году вырастут на 3%. Значительный вклад при этом будет вносить рост доходов пенсионеров.

В целом за 2010 год потребительский спрос вырастет на 3,3%. В последующие годы рост спроса будет поддержан ростом заработной платы и восстановлением кредита.

Темп прироста ВВП составит около 3,1%, в то же время в российской экономике есть потенциал быстрого возврата к траектории роста в 5-6%.

Таким образом, Правительством РФ определены ориентиры для отечественной экономики, в том числе и для малого бизнеса.

Какие же конкретные шаги необходимо сделать для достижения данных целей?



План по реализации основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики на 2010 год



2 марта 2010 года Правительством РФ был утвержден План по реализации основных направлений, который состоит из трех разделов:

1) поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

2) поддержка оживления экономики;

3) модернизационные меры.

Мы рассмотрим меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также сроки принятия соответствующих документов для реализации данных мер.

С целью поддержки оживления экономики, в том числе развития малого и среднего бизнеса, предусмотрены следующие меры:

- увеличение государственной поддержки малого и среднего предпринимательства будет определено принятием нормативно-правового акта (по плану - в марте 2010 года);

- государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих инновационную деятельность и производство высокотехнологичной продукции, а также поставляющих указанную продукцию на экспорт, будет определена в ведомственном акте совместно Минэкономразвития и Минфином;

- реализация программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства ОАО "Российский банк развития". Программа принята, будет отслеживаться ее выполнение;

- внесение изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части совершенствования механизмов лицензирования. По сроку принятие/внесение федерального закона в Госдуму планируется в мае 2010 года;

- внесение изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и отдельные законодательные акты РФ планируется в ноябре 2010 года;

- освобождение от налогообложения средств, выделенных субъектам малого и среднего предпринимательства для оказания финансовой поддержки в рамках федеральных (региональных, муниципальных) программ власти. Планируется внесение изменений в налоговое законодательство в мае 2010 года;

- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе патента; изменения будут внесены в августе 2010 года;

- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих реализацию высокотехнологичных проектов модернизации экономики, осуществляющих инновационную деятельность или производство высокотехнологичной продукции, путем предоставления в аренду федерального недвижимого имущества по льготным ставкам, для чего планируется принять Постановление Правительства РФ в апреле 2010 года;

- привлечение субъектов малого бизнеса к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий. Для реализации этих мер будут привлечены Минэкономразвития и Минэнерго, сроки - июнь 2010 года - январь 2011 года.

Для субъектов малого и среднего бизнеса также интересны будут меры по модернизации финансовой системы, предлагаемые Правительством РФ, такие как разработка нормативно-правовой базы для введения новых видов страхования в отраслях в целях замены лицензирования, развитие системы противопожарного страхования, реализация мер по повышению доступности финансовых услуг, в том числе кредитов, для населения и предпринимателей.

Вот такие конкретные меры планируются со стороны Правительства РФ для поддержки и развития малого и среднего бизнеса в 2010 году. Приоритетным направлением со стороны государства является поддержка предпринимателей, осуществляющих инновационную деятельность и производство высокотехнологичной продукции, а также поставляющих указанную продукцию на экспорт. Это согласуется с декларируемым властями курсом на модернизацию экономики. Для предпринимателей, занимающихся высокотехнологичными проектами, также предусмотрены льготы в виде предоставления в аренду помещений из федеральной собственности по льготным ценам.

Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемая через ОАО "Российский банк развития", работает уже достаточно давно, и предприниматели, которые в ней заинтересованы, должны обращаться в региональные банки, сотрудничающие в рамках данного проекта.
Для справки. "Российский банк развития" создан как банк со 100%-м государственным участием. Организационно-правовая форма - открытое акционерное общество. В 2007 году 100% акций банка переданы в качестве взноса в уставный фонд государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Приоритетным направлением деятельности является кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе через финансирование банков-резидентов по программам кредитования малого и среднего бизнеса. Кредиты выдаются оптом: в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса кредитует региональные банки, которые, в свою очередь, выдают ссуды предприятиям. Клиентским расчетно-кассовым обслуживанием банк не занимается, с частными лицами не работает. Как сказано на сайте банка, основная его деятельность направлена на финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в производственной и инновационной сферах, способствующих развитию реального сектора экономики, созданию рабочих мест и росту налоговых поступлений.
Что касается привлечения субъектов малого бизнеса к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий, то данная работа будет проводиться в рамках реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", который вступил в силу с 27 ноября 2009 года.

Особое внимание хотелось бы обратить на расширение перечня видов предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе патента. С 1 января 2009 года перечень видов деятельности на патенте был увеличен до 69 наименований. Видимо, данный список предполагается продолжить и сделать УСНО на основе патента основным налоговым режимом для индивидуальных предпринимателей. Напомним, на что следует обратить внимание при выборе данного налогового режима:

- патент существует в рамках упрощенной системы налогообложения, и все ограничения, предусмотренные для "упрощенки", распространяются и на патент;

- применять патент могут только индивидуальные предприниматели;

- применение патента - это право предпринимателя, а не его обязанность;

- виды деятельности для применения патента ограничены и прописаны в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ;

- патент действует только на территории того субъекта РФ, в котором он выдан;

- можно одновременно применять два и более патента, в том числе на территории разных субъектов РФ;

- при работе на патенте можно иметь наемных работников, но не более пяти человек.

Также отдельного внимания заслуживает положение об освобождении от налогообложения средств, выделенных субъектам малого и среднего предпринимательства для оказания финансовой поддержки в рамках федеральных (региональных, муниципальных) программ власти. Такие программы действуют на местах. Но, по мнению Минфина и исходя из действующих положений налогового законодательства, например, субсидии от государства в рамках областной целевой программы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства являются внереализационными доходами "упрощенца". Соответственно, они должны быть включены в налогооблагаемую базу при расчете налога при УСНО.

Свое мнение по данному вопросу Минфин высказал в ряде писем, в которых рассматриваются вопросы предоставления субсидий в разных формах:

- Письмо от 18.01.2010 N 03-11-11/04 - субсидии от государства в рамках областной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства";

- Письмо от 27.01.2010 N 03-11-11/18 - грант на создание собственного бизнеса победителю конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров, работ, услуг из областного бюджета;

- Письмо от 08.02.2010 N 03-11-11/26 - предоставление финансовой помощи от некоммерческой организации на создание и ведение собственного дела начинающим субъектам малого предпринимательства области, прошедшим тренинг "Начни свое дело".

Исходя из действующего налогового законодательства, а также с учетом позиции Минфина средства, полученные "упрощенцами" в рамках различных программ поддержки малого бизнеса, признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения и подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Таким образом, если соответствующие поправки будет приняты, по итогам 2010 года "упрощенцы" смогут пересчитать налоговую базу, исключив средства, полученные в рамках федеральных (региональных, муниципальных) программ власти по поддержке малого и среднего бизнеса.

Хотелось бы верить, что все эти меры поддержки малого и среднего бизнеса окажутся эффективными и сами предприниматели почувствуют реальную помощь.