microbik.ru
1

Методика проведения занятия в группе 2 года обучения по теме: "Способы задания множеств"


По теме “Множество” второе занятие по программе.

Цели и задачи занятия:

Образовательные:

  • Обобщить и закрепить понятие “Множество”.

  • Научить задавать множества перечислением и выделение общего свойства элементов множества.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную потребность.

  • Воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.

Развивающие:

  • Развивать умения работать на персональном компьютере.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Вид занятия: Одинарное. Продолжительность – 35 минут.

Форма занятия: Игра “Незнайкина грамота”.

Данная форма вызывает интерес к предмету, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность, развивает практические знания и умения, способность самостоятельно работать на компьютере.

Оборудование и использование учебного материала

1. “Информатика в играх и задачах”. 2 класс в 4-х частях. Учебник-тетрадь, часть 3. Автор Горячев А.В.Автор выпуска Волкова Т. О – М.: “Баласс”, 1998.

3. Карточки со словами “Знайка”.

4. презентация к занятию

5. мультимедийный проектор

6. Персональный компьютер. Пакет прикладной программы “Мир информатики”, “Обобщение”.

Оформление доски

  • Запись темы занятия

План занятия



Название этапа занятия

Время в минутах

Методы и приёмы

1

Организационный момент

1 мин.

 

2

Актуализация знаний

2 мин.

Активизация учебного процесса через рассказ, слайд 1

3

Подготовка к восприятию

3 мин.

Повторение ТБ в кабинете, сл. 2-7 задание 1 , слайд 8


4

Изложение нового материала

3 мин.

Найди и исправь ошибку, сл. 9,

Дай названия множествам, сл. 10

5

Работа на компьютере

7-10 мин.

Обсуждение этапов практической работы.

Работа с демонстрационным материалом (карточки)

Практическая работа на компьютере, слайд 11

6

Физпауза

2 мин.

Игра «Найди лишнего»

7

Закрепление нового материала

5 мин.

3 мин.

5 мин.
3 мин.


Практическое выполнение заданий на выделение основных свойств предметов. Слайды 12-16

Игра «Я знаю…», слайд 17

Расставь слова по столбцам, слайд 18-19

Игра «Пирамида множеств», (дополнительно)

9

Подведение итога занятия

2 мин.

Анализ работы учащихся на занятиях. Слайд 20

I. Активация учебного процесса (слайд 1)

Учитель. Знайка построил ракету и собрался полететь на Луну. Незнайка тоже очень хотел побывать на Луне. Он пришел спросить Знайку, возьмет ли он его в полет.

Но Знайка ответил: “ Я бы тебя взял, но ведь ты ничего не знаешь. В полет можно брать только опытных и начитанных коротышек. Смотри, сколько я сам разных книжек прочитал”. Незнайка крепко задумался: “ Да, так много мне вовек не прочитать. Вот если бы найти нетолстую, но умную – преумную книжку».

Давайте поможем Незнайке познать науку о способах задания множеств и полететь на Луну. За хорошую работу я буду выдавать вам карточки со словом “Знайка”, что будет означать, что вы помогли выполнить Незнайке задание.

II. Подготовка к восприятию нового материала

1. Повторение ТБ в кабинете информатики (слайд 2-7) Фронтальная работа

2. Задание первое (слайд 8). Фронтальная работа

  1. Перечислить множество зверей на картинке. (тигр, заяц, лось, медведь, лошадь). А можно включить в это множество карася? (нет, карась не зверь, а рыба)

  2. Перечислить множество птиц на картинке. (петух, ласточка).

  3. Перечислить множество деревьев. (Деревьев на картине нет.)

Множество может включать совсем немного предметов, или очень-очень много предметов, или совсем не иметь предметов.

Учитель вручает карточки со словом “Знайка” самым активным ученикам.

III. Изучение нового материала

Множество является заданным, т.е. известным, если ясно, какие у него элементы. Чтобы задать множество, нужно перечислить все его элементы.

1. Задание второе. (слайд 9) «Найди и исправь ошибку» Коллективная работа

2. Задание 3 (слайд 10) «Дай названия множествам» Коллективная работа

Дети перечисляют дни недели и записывают “Дни недели”.

Дети перечисляют буквы алфавита и записывают в тетради “Буквы русского алфавита”.

Работа на компьютере

Задание (слайд 11) индивидуальная работа на ПК

Выполнить задание на компьютере. Программа “Мир информатики” 2 год обучения. “Обобщение”.

Возьмем несколько предметов. Например: красный мяч, красную ленту и красный помидор. Эти предметы можно объединить по одному общему для них признаку – цвету. Все они красные. Из предложенных предметов два (мяч и помидор) можно объединить в другую группу - по форме. Оба эти предмета круглые.

Часто предметы, объединенные в одно множество, можно назвать каким-то общим словом (понятием). Например: чашка, стакан и тарелка имеют общее свойство. Они предназначены для еды и питья. Объединить их можно одним понятием – посуда.

Обсуждаются этапы работы на компьютере.

Этапы работы:

  1. Необходимо выявить общее свойство предметов данного множества.

  2. Дополнить необходимыми предметами, прилагаемыми рядом справа, способом “протаскивании” нужной пиктограммы мышкой.

  3. Принцип самостоятельного выбора задания. Компьютер оценивает правильность выполнения задания.

Ученики составляют множество овощей, фруктов, животных, предметов по цвету, инструментов и геометрических фигур.

Учитель вручает карточки со словом “Знайка” выполнившим задание.

Физпауза

Игра «Найди лишнего»

Учитель называет какое- нибудь множество и начинает перечислять его элементы. Дети должны встать или хлопать в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом данного множества.

  • (дети закрыли глаза и хлопают в ладоши)

Мы идём по парку и видим деревья: березу, осину, розу, тополь, сосну, ромашку, клен, сирень, дуб, гвоздику, тюльпан.

  • Мы заходим в магазин и покупаем овощи: помидоры, картошку, апельсины, колбасу, морковь, редиску, яблоки, огурцы, макароны.



  • (дети встали и приседают) В спортивном зале мы видим спортивные принадлежности: мяч, брусья, гантели, кресло, теннисные ракетки, обруч, расчёску, стул, коньки, лыжи.

IV. Закрепление нового материала

1. Задание 5 (Слайд 12-16) коллективная работа

Ученики называют общее свойство предметов и дают название множеству.

Ответ:

  1. Овощи

  2. посуда

  3. Одежда

  4. красные овощи и фрукты

  5. Круглые овощи и фрукты

Учитель проверяет и оценивает несколько работ, награждает карточками со словами “Знайка”.

2. Задание 6 (слайд 17) Игра «Я знаю» Индивидуальная работа

3. Задание 7 (слайд 18-19) Самостоятельная работа

Расставь слова по столбцам и назови их.

4. Задание 8 Игра «Пирамида множеств» Самостоятельная работа (дополнительно)

Каждый из вас должен построить пирамиду множество. На нижнем этаже пирамиды будет жить самое толстое множество: в нем 12 элементов. На верхнем этаже – множество из одного элемента, а на чердаке – пустое множество.

V. Итог занятия

Кто и как помогал Незнайке. А все вместе помогли ему подготовиться к полету на Луну.