microbik.ru
1 2 ... 6 7
ЖИЛИНА ИРИНА ИВАНОВНА

воспитатель

ГБОУ детский сад компенсирующего Vвида №174 г.Москвы

Методическая разработка

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

В методической разработке представлено обоснование целесообразности применения проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками логопедическом группы, использования ЭОР в работе с дошкольниками; описаны проекты, проведенные воспитателем в средней, старшей и подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи, и практический материал к проектам.

В РАЗДЕЛЕ «ВИДЕО» можно ознакомиться с:

  1. Презентацией из опыта работы воспитателя по теме

  2. Некоторыми отчетными презентациями к проведенным в группе проектам: Видеоклипы, озвученные детьми – «Наш район – Ховрино» (старшая группа), «Что мы знаем о России?» (подг.группа).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель работы:

Внедрение детской проектной деятельности, организуемой воспитателем, родителями и специалистами ДОУ, в образовательный процесс, как инструмента мотивированного развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи работы:

- развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР;

- повышение познавательной и творческой активности воспитанников посредством осуществления различного вида проектов (с активным использованием продуктивных видов деятельности и ИКТ);

- повышение педагогической компетенции родителей воспитанников.

Актуальность и новизна авторской разработки:

При осуществлении проектной деятельности в группе активно используются электронные образовательные ресурсы (демонстрация дошкольникам познавательных презентаций, видеороликов). Большинство демонстрируемых образовательных детских презентаций авторские – созданы воспитателем и учителем-логопедом группы в соответствии с познавательными запросами детей и целями определенного проекта.

При транслировании родителям и педагогам ДОУ результатов проектной деятельности наряду с традиционными видами отчетности (выставки детских работ, оформление альбомов, стенгазеты, конкурсы плакатов и др.) также используются материалы с использованием информационно-коммуникационных технологий (отчетные презентации, клипы и рисованные мультфильмы, которые озвучивают сами дети).

При проведении традиционных занятий и дидактических игр активизация интеллектуальной инициативы детей, имеющих ОНР, затруднена. Известно, что большая часть выпускников групп для детей с ОНР, поступая в первый класс, на собеседовании показывают хорошие результаты. Но при дальнейшем обучении этих детей часто выявляется низкая познавательная активность (проявляется так называемый «синдром натасканности»).

Практика показала, что в результате осуществления проектной деятельности у большинства дошкольников с ОНР наблюдается значительное повышение познавательной и мотивационной активности при усвоении новых знаний и заметная положительная динамика в общении со сверстниками и взрослыми.

Авторский опыт был представлен в публикациях:

Статья «Развитие речи детей с ОНР через продуктивные виды деятельности»/Сборник СОУО МЦ СО «Коррекционно-образовательная работа с детьми в Северном округе» (из опыта работы образовательных учреждений Северного округа)», М., 2004.

Статья «Поиск эффективных форм работы с родителями по повышению их педагогической компетенции» /Сборник СОУО МЦ СО «Содержание деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы образовательных учреждений Северного округа)», М., 2009.

Статья «Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием ЭОР "Как собаки помогают людям" (лауреат конкурса «Презентация к уроку-2012», проводимого в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок») http://festival.1september.ru/articles/605677/

Данная методика была опробирована при организации и проведении детской проектной деятельности в ГБОУ д/с компенсирующего вида №174 (для детей с тяжелыми нарушениями речи) воспитателями и специалистами учреждения.
Методика была высоко оценена учителями-логопедами САО и методистами лаборатории коррекционной педагогики (МЦ СОУО г.Москвы) на окружном семинаре «Повышение познавательной активности дошкольников с ОНР» (23.03.2011г.) и рекомендована к публикации.

Список использованной литературы

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию //Дошкольное воспитание. – 2003. – №3. – С. 20-24.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда, 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода//Воспитатель ДОУ. – 2008. – №8. – С. 77-83.

Данюкова А. Вы любите проекты// Обруч. – 2001. – №4. – С.11-13.

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

Иванова Н.В. Кто угадает? Загадки обо всем. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.

Кучерова Л.В., Никитина О.В. Играя, учимся. Экологическое образование и воспитание детей. – Саратов: ТОО «Водолей», 1998.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Савенкова А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. – 2005. – №12.

Савенкова А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики //Дошкольное воспитание. – 2000. – №2.

Дурейко Л.И. Как уберечь себя от беды. – Минск,2001.

Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «АКАЛИС», 1996.

Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений, изд. 2-е доп. и перераб. – М.: ТЦ сфера, 2003.


Содержание

Особенности использования метода проектирования в

воспитательно-образовательной работе с детьми,

имеющими ОНР 5

Использование ЭОР при осуществлении проектной деятельности

в группе для детей с ОНР 8

Проект в средней группе «Покормите птиц зимой» 11

Проект в средней группе «В поисках сокровищ» 17

Проект в средней группе «Сказки В.Г.Сутеева» 23

Проект в старшей группе «Из чего делают посуду?» 26

Проект в старшей группе «В дом чужого не пущу» 33

Проект в старшей группе «Домашние питомцы» 37

Проект в старшей группе «Лес – наше богатство» 48

Проект в подготовительной группе «Наш район Ховрино» 58

Проект в подготовительной группе «Как рождается книга?» 60

Проект в подготовительной группе «Как измерить время?» 68
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР
Каждый педагог, работающий в логопедической группе детского сада, знаком с тематическим принципом формирования лексики детей с ОНР. С.А. Миронова, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. предлагают проводить занятия по продуктивным видам деятельности в унисон с логопедическими занятиями. То есть, если учитель-логопед проводит с детьми занятия, например, по теме «Транспорт», то и воспитатель будет заниматься рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием по данной теме.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет Серафима Алексеевна Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности на основе единого тематического проекта, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, что подразумевает:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Специалистам, работающим с детьми логопедической группы, известно о низкой познавательной активности у этих дошкольников. Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, понять и запомнить полученные сведения метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог интригующе преподнесет проблему, мотивирует цели и активно привлечет к работе не только воспитанников, но и их родителей.

Проекты в разных возрастных группах

Начинать использование проектной деятельности целесообразно с ролево-игровых проектов. Такой проект можно начать уже во второй половине года в младшей группе для детей с ОНР. Это, по сути дела, творческая игра с определенным сюжетом. Дети могут подготовить и разыграть небольшую сказку. Либо это будет сюжетно-ролевая игра «Магазин», атрибутику для которой дети смастерят со своими родителями.

В средней группе малыши уже овладевают фразовой речью и могут быть вовлечены в творческие и информационно-практико-ориентированные проекты. Но роль педагогов, как и в младшей группе, остается пока ведущей. Воспитатель и учитель-логопед только начинают формирование начальных предпосылок поисковой деятельности у четырехлетних детей.

В старшей и подготовительной группах проекты служат для развития интеллектуальной инициативы дошкольников, развития у них умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого (а затем, по возможности, самостоятельно).

По изучаемой лексической теме




Экологической направленности

Знакомство с творчеством детских писателей




ПРОЕКТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ





Патриотического характера



Знакомство с основами безопасности


Направленные на социализацию в обществе

Математические


Работа над проектом в группе для детей с ОНР должна осуществляться при участии воспитателя и учителя-логопеда, а также приветствуется привлечение других специалистов (психолога, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре).

Информационно-практико- ориентированные

Исследовательско-творческие



ВИДЫ ПРОЕКТОВ



Ролево-игровые

Творческие


Виды проектов по срокам реализации

По продолжительности проект может быть:

- краткосрочный (одно или несколько занятий);

- средней продолжительности;

- долгосрочный ( на учебный год).

Этапы проектной деятельности:

  1. Выбор цели проекта.

  2. Разработка плана проекта.

  3. Практическая часть (выполнение проекта).

  4. Итог проекта (презентация).


Заканчивается проект всегда отчетом-презентацией (оформление альбома, стенгазеты, плакатов, фотовыставки; творческий отчет детей, спектакль, мультфильм, клип, открытое занятие, досуг, изготовление кормушек для птиц, макетов и др.).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР (ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ) ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет  с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания (исследования В.П. Беспалько, Ю.Б. Зеленской, О.И. Кукушкиной).

Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять в работе детьми с нарушениями речевого развития. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу педагогов является использование мультимедийных (электронных) презентаций. Они позволяют  привнести эффект динамичности, реалистичной наглядности в занятие, повысить мотивационную активность воспитанников.

Что такое детская электронная презентация?

Детская электронная (мультимедийная) презентация – выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучающая книжка с реалистичными картинками, которая может быть озвучена, оформлена анимацией, вставками познавательных видеороликов.

Преимущества электронных презентаций по сравнению с традиционными методами:

1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов.

Малышу, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому-то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни.

Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или работу гончара?

3. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.

4. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.

5. Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Это оправдано, ведь для дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно.

Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.

6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.   

Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми, имеющими ОНР

В использовании мультимедийных презентаций педагогами и родителями детей с недоразвитием речи можно выделить такие преимущества, как:

- информационная емкость;

-  доступность;

- наглядность;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность.      

Гармоничное сочетание традиционных средств обучения с применением презентаций (как в условиях группы, так и при домашнем закреплении материала) позволяет существенно повысить мотивацию детей к изучаемому учебному материалу.


следующая страница >>