microbik.ru
1
Методическая разработка внеклассного мероприятия

Познавательно-игровая программа «Покормите птиц зимой»
Пояснительная записка.

В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования школьников. От этого зависит дальнейшее отношение ребенка к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и природоохранное значение. С одной стороны, дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, приобретают навыки творческой самостоятельной работы, а, с другой, активно участвуют в мероприятиях по их охране.

Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо постоянно подкармливать их в течение зимы. Именно такие мероприятия как классные часы, беседы, экологические акции проводятся с целью привлечения школьников к проведению биотехнических мероприятий, способствующих увеличению численности и видового состава зимующих птиц Белгородской области.
Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц.
Задачи:

1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».

3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Методы обучения, используемые при проведении мероприятия: рассказ, поиск информации о зимующих птицах, наблюдение за повадками птиц, изготовление кормушек, плакатов.
Необходимые условия для проведения мероприятия: место проведения внеклассного мероприятия - актовый зал, который оборудован сценой для выступающих, кулисами, где во время выступления остальные участники ожидают своего выхода. На сцене достаточно места для декораций к мероприятию. Зал должен вмещать большое количество школьников, позволять свободное передвижение учащихся для выхода на сцену.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация; музыкальное сопровождение: фонограмма с голосами птиц, Антонио Вивальди «Времена года» «Зима».
Наглядные пособия: иллюстративный материал (фотографии птиц, рисунки, плакаты о зимующих птицах); раздаточный материал (памятки «Как устроить кормушку»), строительный материал для кормушек (коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч); готовые кормушки для демонстрации.
Методические советы на подготовительный период.

1. За две недели до проведения внеклассного мероприятия педагог дает задание школьникам собрать материал о зимующих птицах Белгородской области (интересные факты из жизни зимующих птиц, загадки, стихотворения), находит музыкальное оформление мероприятия, готовит презентацию.

2. На подготовительном этапе младшие школьники распределяют обязанности между собой, индивидуально подходят к выбору ролей действующих лиц, выбирают ведущих праздника. Ученики разучивают стихотворения, сценки, песни. На уроке технологии воспитанники заранее изготавливают кормушки, шапочки с изображением птиц, декорации для сцены, подготавливают костюмы.

3. В подготовительный период в школе среди учащихся начального звена проводятся следующие конкурсы: конкурс рисунков и фотографий «Как я кормлю птиц»; конкурс плакатов на тему «Покорми птиц и сделай зиму ярче!», который направлен на привлечение внимания как можно большего количества людей к миру пернатых и к проблемам охраны природы; конкурс «Зимние учеты Следопытов», направленный на пропаганду идей охраны видового разнообразия местных зимующих птиц и эффективный способ сбора информации о колебаниях численности популяций птиц; оформляется выставка кормушек, выставляется коллекция заготовленных кормов.

4. Подготовка актового зала. Педагог совместно с учащимися расставляет декорации, украшает сцену, подготавливает и устанавливает видео и музыкальное сопровождение мероприятия (компьютер, мультимедийный проектор).
Сценарный план мероприятия

1. Вступление

2. Игра: «Разгадай загадку и узнай птицу». Краткие сведения о зимующих птицах

3. Инсценировка сказки «Галка»

4. Игра: «Отгадай название птицы»

5. Чтение стихотворения «Мы кормушку смастерили»

6. Мастер-класс по изготовлению кормушки

7. Правила укрепления кормушек

8. Игра «Угощения для птиц»

Сценарий мероприятия

I. Вступление.

На фоне музыки Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходят двое ведущих и начинают свой рассказ под музыку.

1-й ведущий: Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой.

Повязалася сосна.

- Дорогие наши первоклассники, учителя и гости мероприятия сегодня мы совершим путешествие в сказочный зимний лес.

2-й ведущий:

- Сказочно прекрасен лес в ясный день. Особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы увидим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса.

- И сегодня мы расскажем вам о птицах, которые проводят с нами зиму.

1-й ведущий:

- Ребята, а для чего нужны птицы?

Ответы учащихся : создают красоту, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.

2-й ведущий:

- Вы наверняка много о них знаете и легко узнаёте птиц по описанию. Поиграем?

Ведущие проводят игру со зрителями «Разгадай загадку и узнай птицу». В игре участвуют: главные герои-зимующие птицы, рассказчики).

II. Игра: «Разгадай загадку и узнай птицу»

1-й ведущий:

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей)

(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходят два ученика. Один из них рассказчик, а у другого на голове шапочка-воробей. Начинает чтение стихотворения «Воробей», затем продолжает рассказчик. После выступления уходят под музыку за кулисы).

Воробей

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Рассказчик 1: На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи. По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не пойму. Может, вы, ребята, объясните причину такому явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло).

2-й ведущий

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клест)

(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходят два ученика. Один из них рассказчик, а у другого на голове шапочка-клест. Начинает чтение стихотворения «Клест», затем продолжает рассказчик. После выступления уходят под музыку за кулисы).

Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Рассказчик 2: Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

1-й ведущий:

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(Снегири)

(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходят два ученика. Один из них рассказчик, а у другого на голове шапочка-снегирь. Начинает чтение стихотворения «Снегирь», затем продолжает рассказчик. После выступления уходят под музыку за кулисы).

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы –

Красногрудому тепло.

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

…Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю.

Рассказчик 3: У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах.

2-й ведущий:

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходят два ученика. Один из них рассказчик, а у другого на голове шапочка-дятел. Начинает чтение стихотворения «Дятел», затем продолжает рассказчик. После выступления уходят под музыку за кулисы).

Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Рассказчик 4: Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый дятел, или дятел обыкновенный. Самый редкий вид дятлов в Карелии – это седой дятел. А есть ещё такая разновидность дятлов: черные (желна), они делают вход в своё гнездо прямоугольным. Вы знаете, что за один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков! А вы знаете, как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Он спит зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

1-й ведущий:

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…(Поползень)

Настоящий акробат –

Чистит все стволы подряд.

(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходят два ученика. Один из них рассказчик, а у другого на голове шапочка-поползень. Начинает чтение стихотворения «Поползень», затем продолжает рассказчик. После выступления уходят под музыку за кулисы).

Поползень

Голубая спинка,

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок.

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Свистнул: Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам, по плечу!

Рассказчик 5: Поползня трудно спутать с другими птицами. При посадке на дерево он садится не на ветку, как это делают другие птицы, а на отвесный вертикальный ствол дерева и сразу же начинает по нему очень быстро ползать вверх и вниз с одинаковой скоростью. Целый день поползень находится в движении, без устали ползая по деревьям и перелетая с дерева на дерево волнообразным полетом. Голос — звонкий крик и свистовая песня, которую можно передать примерно так: «твитт, твитт». Гнездо устраивает в дупле, вход в него обмазан глиной. В кладке 6-8 белых с красноватыми пятнами яиц.

2-й ведущий:

Сидит на суку, тараторит.

Со всеми птицами спорит.

Все ей вокруг интересно,

Всем эта птица известна.

Помнишь: где была? Далеко.

Кто это? (СОРОКА).)

(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходит ученица, на голове у нее шапочка-сорока. Начинает рассказ о себе. После выступления уходит под музыку за кулисы).

Сорока

Сороку - «белобоку» легко узнать. Это птица чуть больше галки, однако совсем на последнюю непохожая. Хвост сороки гораздо длинней, чем туловище. Кроме того, она выделяется контрастным оперением: на спине, шее и голове перья чёрного цвета с металлическим отливом, а на животе и крыльях (частично) белые. Сорока – птица оседлая. Сороки не особенно любят жить в глухих лесах, предпочитая селиться поблизости от населённых пунктов, где можно поживиться чем-нибудь вкусным или красивым. Их часто можно встретить в сельской местности, в рощах, парках и перелесках.

1-й ведущий

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица)
(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходят два ученика. Один из них рассказчик, а у другого на голове шапочка-синица. Начинает чтение стихотворения «Синица», затем продолжает рассказчик. После выступления уходят под музыку за кулисы).

Синица

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем

Твой веселый голосок.

Рассказчик 7: Самая крупная из синиц – белощёкая, желтогрудая птичка с чёрной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Уже с первыми осенними заморозками эти бойкие крикливые птички прилетают из окрестных лесов в города и деревни. Они вертятся по заборам, кричат в тополях. Синички вездесущи и любопытны, как дети. Ничто не ускользает от их цепкого взгляда. Голос синиц – звонкое «пинь- пинь- пинь». Чем ближе зима и холоднее становится погода, тем больше синиц является в город, в посёлок, в деревню. Все синички очень полезны. Каждому человеку надо брать их под свою опеку, особенно в голодное зимнее время. Сделайте кормушку у своего окна, в саду, на лесной опушке, сыпьте туда остатки корма, семечки, хлебные крошки – синицы доставят вам много удовольствия своим бодрым видом и звонким голосом.

2-й ведущий

Чёрные птицы

На ворону похожи,

На грача тоже.

Дружат с людьми –

Кто они? (Галки)

(Под музыку Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» выходит ученица, на голове у нее шапочка-галка. Начинает рассказ о себе. После выступления уходит под музыку за кулисы).

Галка

Галки, птицы с чёрным оперением тела и серебристо-серой шеей, существенно уступают воронам в габаритах. Галки чаще выбирают для проживания крупные города, так как предпочитают гнездоваться: под крышами высотных домов, на водонапорных башнях и трубах, за рекламными щитами. Гнёзда обычно бывают не одиночными. Они предпочитают селиться несколькими семьями в одном месте. Таким образом, иногда даже десяток гнёзд оказывается совсем рядом друг с другом. Причём, галки строят жилище капитально, потому что используется оно не однократно, а несколько лет подряд.

III. Инсценировка «Галка»

На фоне музыки Антонио Вивальди «Времена года» «Зима» учащиеся показывают инсценировку «Галка». Главные герои: Галка-папа, Галка-мама, Галка-сын, Сорока и Синица. Дети одеты в костюмы, на голове у каждого шапочка с изображение птицы. Начинает рассказ ведущий.

«Галка»

Между деревьями летали галки и громко кричали.

— И что разлетались? — проворчала Сорока.— Спокойно посидеть не дают.

— У них упал Галчонок,— объяснила сидевшая рядом Синица.— Вот они и кружатся над этим местом, заставляя птенца взлететь.

— Тогда давай им поможем,— засуетилась Сорока.

— Они не любят, тетушка Сорока, когда подлетают к их гнездам и птенцам,— пропищала желтогрудая.— Галки набрасываются на чужого всей стаей и отгоняют его прочь.

А галки все летали и летали.

У этих птиц скромное оперение. Туловище все черное, только шея сзади и с боков серая.

— Совсем недавно у них в гнезде лежали голубовато-зеленые яйца

с бурыми пятнышками,— белобокая прыгнула на соседний сук,— а сейчас

вон какие большие птенцы выросли.

— Смотрите, Галчонок взлетел и сел на дерево,— улыбнулась Синица, внимательно следившая за птицами.— Молодцы галки, друг друга в беде не оставят. Поэтому они стараются держаться целыми стаями.

— Я про них загадку одну знаю,— перебила ее Сорока.— Вот послушай:

Весною на деревьях

Построена деревня.

Как ветер начинается —

Деревья все качаются.

Качаются деревья,

А с ними вся деревня.

— Так это загадка не про галок, а про грачей и ворон. Это они строят свои гнезда на деревьях,— пропищала Синичка.— Бывает, что галки занимают пустые гнезда грачей, но строят они свои дома в дуплах, норах, за карнизами, под крышей и в трубах.

— Пускай тогда загадка будет про всех,— махнула черным крылом Сорока.— Тем более что грачи, вороны и галки все вместе большими стаями летают. Ну что, у галок все затихло? Больше мне здесь делать нечего. Полечу-ка я дальше. Может, там что-нибудь интересное узнаю.

После выступления уходят под музыку за кулисы.

IV.Игра: «Отгадай название птицы».

Проводят игру ведущие. Они вызывают на сцену по три человека от класса, раздают маркеры и листы на которых написаны буквы.

1-й ведущий

- Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ (зяблик)

БИВХЕРАВСХАКСУТИ (беркут)

СИМОРЛУМСРЯПУКИА (оляпка)

По окончании работы каждый представитель от класса говорит вслух отгаданное название птицы.

V. Чтение стихотворения

2-й ведущий:

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

Выслушиваются ответы учащихся

Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

- А как можно помочь птицам?

Выходят на сцену чтецы и рассказывают стихотворение «Мы кормушку смастерили»

1-й

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели.

К нам синицы прилетели.

2-й

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

3-й

А в четверг со всех краёв —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей.

Голубь лакомился кашей.

4-й

А в субботу на пирог.

Налетело семь сорок.

Ребята уходят за кулисы

2-й ведущий:

- У кого из вас есть кормушки?

Учащиеся в зале поднимают руки

- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока. (Ведущий показывает кормушки, которые находятся на краю сцены на выставке)

VI. Показ мастер-класса по изготовлению самой простой кормушки

Ведущий берет большую коробку из-под сока, вырезает круглое отверстие, прикрепляет проволоку. Все свои действия он проговаривает вслух. Вот кормушка готова. Он демонстрирует ее зрителям)

VII. Правила укрепления кормушек.

1-й ведущий:

- Ребята, а вы знаете как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.

Ведущие по очереди рассказывают правила.

  • Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

  • В кормушке не должно быть снега.

  • Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

  • Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.

  • Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.


Игра «Угощение для птиц»

- Сейчас мы с вами немножко поиграем, для этого вам нужно из предложенных продуктов питания выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц. Если птицам для пищи подходит продукт, то вы громко хлопаете в ладоши, если – птицы этим не питаются вы громко топаете ногами.

  1. Рябина

  2. Апельсины

  3. Макароны

  4. Семечки

  5. Картофель

  6. Хлеб

  7. Котлеты

  8. Шоколадные конфеты

  9. Яблоки

  10. Пшено

  11. Чеснок

  12. Сало

  13. Кусочки сырого мяса


IV. Значение птиц.

Ведущий:

- Ребята, а какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу? (Выслушиваются мнения учеников)

1. Сейчас ваши товарищи расскажут о том, какую пользу приносят птицы человеку?

2. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

3. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

4. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

5. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

6. Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.

7. А кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.

8. Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.
Ведущий:

- В заключение мероприятия послушайте песню «Если б только все земляне всё живое берегли».
Исполняется песня:

Если б только- только- только

Если б только на планете

Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно - можно-можно,

То, наверно - верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а! И сороки - белобоки!

А-а! Синицы - краснощеки!

А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу - надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

Припев:
Итог мероприятия.

Если вам понравилось и не было скучно, то дружными аплодисментами провожаем наших участников мероприятия.
Советы организаторам мероприятия. Данное внеклассное мероприятие лучше проводить в актовом зале, вмещающее большое количество школьников, позволяющее свободное передвижение учащихся во время представления.

Методические советы на период ближайшего последействия.

В завершении внеклассного мероприятия школьники организованно вместе с классными руководителями выходят во двор школы, развешивают кормушки на деревьях, насыпают специальный корм для птиц. Выбирают ответственных за наблюдениями и учета количества птиц, посещающих кормушки………………, определяют темы творческих работ.

Кормушки, расположенные в общественных местах — отличное средство пропаганды охраны птиц. Они должны обращать на себя внимание, красиво и добротно сделаны. Располагать их нужно так, чтобы удобно было наблюдать за птицами, в тоже время не мешая им. Рядом с кормушкой можно установить стенд, аншлаг с какой-либо информацией о птицах и их охране. Сама кормушка в парке или сквере может быть выполнена на уровне малой архитектурной формы и служить украшением территории.
Литература

1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. — М.: «Просвещение», 1972. — 240 с.

2. Великанов Л.Л. « Энциклопедия для детей»; изд. «Аванта+», Москва, 1995г.

3. Жук Л.И. Я люблю эту землю. – Минск: Издательство ООО Красико-Принт, 2000г.-128с.

4. Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003г.

5. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Энциклопедический мир Владимира Даля. — Книга первая: Птицы. — Т. 1. — Ростов-на-Дону, 1996г. — 512 с.

6. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. – Волгоград.: Учитель, 2007г.-139с.

7. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997г.

8. «Птицы. Энциклопедия природы России» (под ред. В.Е.Флинта), Москва, 1996г.

9. ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005г.

10.Энциклопедия «Жизнь животных», том 6 «Птицы». Под редакцией профессора В.Д. Ильичева, профессора А.В. Михеева. Москва «Просвещение», 1986г.

11. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002г.-320с.
Предлагаю Вашему вниманию учебно – исследовательский проект, посвящённый проблеме зимующих птиц Алтайского края, а именно их образа жизни на основе справочной и детской художественной литературы, как человек может им помочь и как птицы помогают человеку. Для работы над проектом были выбраны (по желания) 9 учащихся, задания между которыми были распределены с учётом их индивидуальных особенностей. Реализация проекта осуществлялась во внеклассной деятельности после изучения соответствующих тем по литературному чтению и окружающему миру.
1.Исходный. (3 часа)
1 этап – постановка проблемы, цели и задач проекта.
2 этап – обсуждение возможных объектов изучения.
3 этап – обсуждение плана деятельности; определение источников информации, способов сбора, анализа и представления результатов.
2. Этап разработки. (16 часов)
4 этап – распределение индивидуальных заданий между участниками проекта. (1 – 8 задания раздаются на листочках индивидуально, 9 задание выполняется коллективно)
5 этап – отбор и систематизация необходимой информации, консультации для учащихся, определение форм и методов управления и контроля со стороны учителя.
6 этап – выполнение индивидуальных заданий самостоятельно и под руководством учителя.
7 этап - представление каждым учеником группы готового материала, правка, корректировка, фотографирование рисунков, кормушек.
8 этап – выполнение коллективного задания.
3.Этап реализации проекта . (8 часов)
Интегрирование и аккумулирование всей полученной информации. Подготовка наглядного материала, аудио ряда проекта. Изготовление проекта в виде презентации Power Point c помощью учителя.
4. Завершение проекта. (3 часа)
Представление и защита проекта в классе, внутришкольной параллели. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта.
В процессе работы над проектом ученики работали с электронными справочными ресурсами, читали художественные произведения В.Бианки, выполняли творческие задания по составлению рассказов и стихов, делали кормушки для птиц, вели наблюдения за птицами и фиксировали их . В результате чего детьми под руководством учителя разработана презентация, практическая ценность которой состоит в возможном её использовании на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеклассного чтения в различных УМК.
Работа над данным проектом увлекла не только детей, но и их родителей, которые оказывали помощь своим детям.