microbik.ru
1 2

Учебно-методический центр по гражданской обороне


и чрезвычайным ситуациям Ивановской области

Утверждаю:



Начальник УМЦ по ГО и ЧС

Ивановской области

Тютюнников А.Г.
'' ____'' ____________2006 г.


Методическая разработка


для проведения занятий со слушателями УМЦ.

Тема № 13.

''Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС.

Содержание и разработка плана действий по предупреждению и

ликвидации ЧС''.


Обсуждена на методическом

совещании УМЦ по ГО и ЧС


и рекомендована для использования

в учебном процессе

протокол №____

от ''___'' ________________ 200_ г.

г. Иваново

2006 г.

Учебные цели:


  1. Изучить основные требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

  2. Довести основные разделы, их содержание и практическую отработку ''Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС''.


Время – 2 часа
Метод – практические занятия
Место – учебный класс

Учебные вопросы и расчет учебного времени



1. Вступление – 3-5 мин.

2. Первый учебный вопрос: цели и виды планирования; требования к планирующим мероприятиям защиты населения от ЧС. Структура и содержание основных планирующих документов – 35 мин.

  1. Второй учебный вопрос:

план действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Порядок его разработки, согласование и доведение до исполнителей– 45 мин

4. Заключение. Подведение итогов занятия – 5 мин.
Учебно-материальное обеспечение.

  1. Федеральные законы РФ: ''О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера'' - №68-ФЗ-94 г.; ''О гражданской обороне'' - № 28-ФЗ-98 г. с доп. №122-ФЗ-2003г.

  2. Постановление Правительства № 794-2004г. ''О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

  3. Структура и содержание ''Плана действия по предупреждению и ликвидации ЧС (ОАО «Ивтекмаш», приложение №5).

  4. Оперативное управление мероприятиями РСЧС (книга 2, Москва – 2002 г.).

  5. Защита населения и территорий в ЧС ГУП, ОБЛИЗДАТ, г. Калуга 2001 г.

  6. Видеофильм ''Действия населения при химически опасных авариях''. (№ 7)

  7. Сборник образцов документов по ГО ЧС, К. г. Москва-2004г.


Организационно - методические указания:

  1. Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями УМЦ с целью изучения основных требований к планируемым мероприятиям по защите от ЧС.

  2. Практические занятия являются основным видом занятий и проводятся с целью отработки основных мероприятии (способов) защиты от современных средств поражения (ССП) – организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на повышение ПУФ ОЭ в военное время. Главным на практических занятиях, должна быть практическая работа каждого слушателя (с приборами, схемами, приказами и распоряжениями на проведение мероприятий по ГО). На практическую работу отводится ¾ времени обучения – согл. постан. Правит. РФ №547-03.

  3. При изложении 1-го вопроса, преподаватель может задать вопрос – в чем заключается сущность защиты населения и территорий от ЧС, т.е. добиться правильного понимания ''защита населения и территорий''.

  4. При отработке 2-го вопроса, необходимо добиться понимания в разработке ''плана действий''; ответственных руководителей за его разработку; требований предъявляемых к планируемым мероприятиям.


Вступление.

1) В федеральном законе №68-ФЗ-94г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» - ЧС – определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Последствия ЧС природного и техногенного характера могут быть весьма значительными, которые парализуют функционирование объектов экономики и существенно нарушают жизнедеятельность населения на обширных территориях.

Практика показывает, что затраты на предупреждение аварий и уменьшение риска и их возникновение могут в 10-15 раз меньше, чем средства необходимые для ликвидации их последствий.

2) В России решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС входит в полномочия РСЧС (ЕГС).

Важнейшим фактором, влияющим на функционирование этой системы, является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития ЧС природного и техногенного характера и военного времени.

Анализ многих аварий и катастроф, включая крупнейшие, показывает, что значительная часть опасностей и рисков возникает не только за счет стихийных бедствий и эксплуатации техники, но и за счет человеческого фактора.

Опыт предупреждения и ликвидации ЧС показывает, что в настоящее время испытывается острая потребность в специалистах высшей квалификации, владеющих современными знаниями, практическими навыками, методами и способами решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

В настоящее время предъявляются высокие требования к подготовке кадров МЧС, особенно руководящего звена.

Это обусловлено, прежде всего, непрерывным возрастанием роли и значения защиты населения и территорий РФ от ЧС.

Статистические данные показывают, что тенденция увеличения количества аварий на опасных ОЭ сохраняется, их последствия становятся все более масштабными, а риск возникновения крупных аварий постоянно возрастает, гибнут тысячи неповинных людей, материальные ущербы составляют миллионы долларов.

Одна из главных причин сложившегося положения – чрезмерно высокий износ оборудования, низкий уровень дисциплины, ослаблен контроль многих руководителей.

Проблемы защиты населения и окружающей среды от промышленных аварий и катастроф становятся приоритетной сферой национальной безопасности, а задачи их предупреждения – есть и будут актуальными.

В связи с этим, важное социальное и экономическое значение имеет планирование и осуществление мероприятий по предупреждение и ликвидации возможных последствий ЧС.

I УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
Цели и виды планирования, требования к планированию мероприятий защиты населения и территорий от ЧС.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ ''О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера'' № 68-ФЗ-94 г. к основными целями планирования относятся:

Первое - защита населения от опасностей;

  • предупреждение возникновения и развития ЧС;

  • снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

  • обеспечение гарантированного уровня безопасности личности;

  • всеобщее обучение населения действиям в ЧС и др.


Второе – Для достижения перечисленных целей руководители организаций, предприятий, учреждений в мирное время в пределах своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами осуществляют следующие виды и методы планирования:

В зависимости от срока, на который рассчитан плановый период или сроков, на которые разрабатывается план, целесообразно выделить перспективное (долгосрочное) и текущее (оперативное) планирование.

Под перспективным планированием понимается разработка планов и программ на максимальный период (т.е. на перспективу) как правило = 10-15 лет.

Текущее (оперативное) планирование предполагает разработку планов на период до 1 года – 5 лет.

Указанные сроки, которые определяют виды планирования, носят условный характер. Это обуславливается, прежде всего, уровнем, на котором осуществляется планирование целям, а также реальным временем необходимым для реализации целей и задач.

К первому виду планирования относятся разработки целевых программ (комплекс научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ в области защиты населения и территорий), т.е. Федеральные целевые программы. К ним относятся:

''Дети Чернобыля''.

''По защите населения РФ от воздействия последствий Чернобыльской катастрофы''.

''Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2005 года'' и др.

По второму виду планирования, как правило, планирование осуществляется в рамках планов: ''ГО'', ''Планов действий'', по ПУФ; «План основных мероприятий на 200_ мобплан», разрабатываемых органами управления на всех уровнях. При этом, в данные планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но и предусматриваются организационные и экономические меры.

К последнему, прежде всего, относятся, мероприятия по:

  • созданию систем оповещения об угрозе возникновения ЧС;

  • созданию и подготовке сил реагирования на ЧС;

  • созданию фондов средств индивидуальной защиты;

  • созданию фонда средств коллективной защиты;

  • подготовке мест временного размещения эвакуируемого населения;

  • созданию запасов финансовых и материально-технических средств и др.

Следует отметить, что типовой порядок организации планирования мероприятий по предупреждению ЧС на всех уровнях осуществляется с учетом оценки состояния безопасности территорий, т.е.

  1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС.

  2. Выявление возможных источников ЧС природного и техногенного характера, потенциально опасных объектов и территорий, катастроф, аварий и стихийных бедствий.

  3. Определение степени опасности выявленных объектов для населения и территорий (размеры возможных зон ЧС, ущерба, потерь населения при авариях на каждом этапе из этих объектов).

  4. Прогнозирование возможных последствий возникновения источников ЧС на территории объекта (объектов эк.) в планируемый период.

  5. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям снижения риска ЧС, а именно:

  • мониторинг окружающей среды и диагностика состояния зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;

  • прогнозирование ЧС;

  • повышение техногенной и эксплуатационной надежности производственных процессов.

  1. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по смягчению последствий ЧС, в том числе:

  • защита населения и его первоочередное жизнеобеспечение в условиях ЧС;

  • инженерная защита территорий и населенных пунктов;

  • локализация зон воздействия поражающих факторов источников ЧС;

  • подготовка объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;

  • подготовка систем управления сил и средств к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

  • информация населению о возможных ЧС и подготовка его к действиям в условиях ЧС.

  • подготовка к проведению АСДНР и др.

  1. Разработка годовых (и перспективных) планов предупреждения и ликвидации ЧС.

  2. Организация работы по реализации планов и мероприятий предупреждения ЧС.

Важной целевой функцией РСЧС, важнейшим направлением деятельности ее органов управления и сил является ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Третье – Методы планирования

Самым простейшим методом планирования является «табличное планирование» - суть его заключается в определении:

а) очередности выполнения мероприятий;

б) сроков их проведения;

в) ответственных за выполнение и учет выполнения.


№ п/п

Содержание мероприятий

Дата выполнения

Ответств.

Исполн.

Отметка

Вып.

начало

Конец

1

2

3

4

5

6

1

2

Оповещение и сбор рук. состава объекта

И т.д. см. «План ГО»

5.00

6.30

О.Д.

Вып.

Нач. отдела по ГО ЧС ____________________
Логическим развитием и усовершенствованием «табличного планирования» является линейно-графическое планирование, основанное на построении линейных графиков.

В этих графиках помимо сроков начала и окончания работ, получают графическое представление об их продолжительности, они изображаются ленточно-диаграммного заполнения календарных сеток, которые могут быть детализированы по дням, неделям и т.д.

Пример графика:


№ п/п


Наименование мероприятий


Объем ед. изм.

Время на их выполн.

Начало проведения и окончание меропр.

Исполн.

минуты

часы

Посл. сутки недели

30 40 60

1,2,24

2 3….10

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Оповещение и сбор рук. состава О.Э. и т.д.

25

14.30













Нач. отдела по ГО ЧС ____________________
Кроме указанных графиков планирования мероприятий, существует сетевой метод планирования, который позволяет планирование, не как простую совокупную, а как единое взаимосвязанное целое.

В их основе лежит моделирование взаимосвязанных работ посредством специальной графической композиции, называемой сетевым графиком, сетевой моделью и состоит из двух элементов:

1. Событие –

2. Связь – изображается без масштаба времени
Пример сетевого планирования:

t










– событие – оно обозначает какую-то операцию, в результате которой осуществля6ется переход к другому;

– связь между событиями.

После уяснения вопросов планирования и их отражения графически, целесообразно каждому слушателю выдать «План ГО О.Э. (или лучше иметь свой «План ГО»).

После удовлетворительного ответа по заданным вопросам и изучения «основных мероприятий ГО, выполняемых по степеням готовности и временные показатели их выполнения».

Дать время на отработку приказа на выполнение мероприятий ГО «общей готовности». После обсуждения приказов и уяснении его сути переходим к следующему учебному вопросу
Б). Требования, предъявляемые к планирующим мероприятиям.
Преподаватель задает вопрос слушателям: - «Какие требования предъявляются к планированию мероприятий?»

При планировании мероприятий по защите от ЧС рассматриваются такие требования как:

  • своевременность разработки и доведение до исполнителей;

  • реальность достоверности;

  • конкретность;

  • целеустремленность.


следующая страница >>