microbik.ru
1
Методическая разработка по теме:

"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности

детей дошкольного возраста."
А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

«Решение сенсорных задач, - пишет Н. А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».

Дидактические игры давно применялись в целях сенсорного воспитания детей (Ф. Фребель, М. Монтессори и др.). Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцовой, Е. И. Тихеевой, Е. И. Радиной и др. Но не было достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности.

В конце шестидесятых годов психологи и педагоги (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) разработали проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Особо ценно то, что за основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности. У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.

Особую роль играют музыкальные произведения. Они должны отвечать эстетически требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Педагогическая ценность музыкально-дидактических пособий и игр в том, чтобы они открыли перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Основной источник самостоятельной музыкальной деятельности – это музыкальные занятия, где ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «уголков». Где необходим набор технических средств: проигрыватель, пластинки, диски, кассеты, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые, звуковысотные), в том числе сделанные своими руками, различные пособия – самоделки иллюстрированные. «нотные тетради», дирижерская палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактильном, практически незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особу непринужденную обстановку.

У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, мы должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка. Наиболее эффективны здоровье сберегающие технологии, так как музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние ребенка, вызывает реакции, связанные с изменениями кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие ребенка, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Поэтому на музыкальных занятиях актуально и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме, привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка можно разнообразить с пользой для здоровья.

Например: начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемешать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен заниматься дыхательной артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах. А танцевальную композицию совместить с музыкотерапией.

Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий с использованием музыкально-дидактических игр позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни и необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Здесь важно привлечь к участию родителей, медицинских работников, физ. инструктора.

Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием интегрированных здоровье сбегающих технологий помогает обеспечить бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.


Использованная литература:

1. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: 1976.

2. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 1960.

3. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. – К.: 1987.

4. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. К., Сов. школа, 1958. – 87с.: ноты.

5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.

6. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.