microbik.ru
1
Крымский государственный медицинский университет им. С. И. Георгиевского


Кафедра нормальной анатомии человека.



3.2. Методические разработки по учебным занятиям
для преподавателей



УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой




д. м. н., профессор В.С Пикалюк

(Ф.И.О., звание)




(подпись)

« » 200 г.



Тема:

Артериальная система.



Дисциплина:

Анатомия человека с основами гистологии



Факультет:

фармацевтический




Курс:

1

Семестр:

1

Специальность:

клиническая фармация



Куратор темы:

к. м. н., доцент Н.А. Новосельская

(Ф.И.О., должность, подпись, дата)

г. Симферополь

  1. Актуальность темы.


Объяснить студентам, что артериальная система обеспечивает доставку кислорода к органам и тканям, что обеспечивает их бесперебойную работу. Пусковым механизмом патогенеза многих заболеваний являются нарушения в работе сердца или периферических сосудов. Поэтому врачам любого профиля необходимо знание строения сердца и основных звеньев сосудистого русла.


  1. Цель обучения.


Опираясь на материалы лекционного курса объяснить студентам общие закономерности и частные особенности артериальных сосудов различных органов, систем и областей. Научить студентов обобщать эти данные для понимания особенностей кровоснабжения жизненно важных органов.


    1. Учебно-целевые задачи.




      1. Студент должен знать:






Аорту, её отделы топографию отделов.



Магистральные сосуды, идущие к областям (верхние и нижние конечности), органам и системам.



Топографию поверхностно расположенных сосудов.



Понятие о париетальных и висцеральных ветвях.



Особенности кровоснабжения жизненно важных органов.




      1. Студент должен уметь:






Найти и показать аорту и её отделы, место бифуркации.



Найти и показать сосуды, отходящие от дуги аорты, проследить ход общих сонных артерий до места деления.



Найти и проследить ход магистральных сосудов (подключичная, подмышечная и т.д.; наружная подвздошная, бедренная и т.д.)



Найти и показать висцеральные ветви грудной и брюшной части аорты.



    1. Учебно-воспитательные задачи.






Необходимо воспитать в студенте гуманное, уважительное отношение к трупному материалу, понимание взаимосвязи и взаимообусловленности приобретения анатомических знаний и успешного обучения.



Научить студентов строго относиться к своему внешнему виду, корректному поведению на кафедре, уважительному взаимоотношению.



  1. Междисциплинарная интеграция.




Дисциплина

Студент должен знать

Студент должен уметь

1. Хирургия.

Места поверхностного расположения артерий.

Найти и показать на таблицах, скелете и трупе место прохождения лицевой, лучевой, бедренной, подключичной артерий, где их можно прижать к кости для остановки кровотечения.

2. Терапия.

Особенности кровоснабжения внутренних органов.

Найти и показать на трупе и на таблицах висцеральные ветви грудной и брюшной части аорты.



  1. Организационная структура занятия.






п/п

Этапы обучения

Время

в мин.

Уровень

усвоения

Методика проведения



Организационная часть:













постановка целей и мотивация

5 мин.




Устное изложение.




Контроль исходного уровня знаний.

Вопросы исходного уровня:

  1. Назвать и показать отделы сердца.

  2. Какая кровь находится в правом предсердии и правом желудочке?

  3. Какая кровь находится в правом предсердии и правом желудочке?

  4. Какой сосуд выходит из левого желудочка и какую он несёт кровь?

  5. Какой сосуд выходит из правого желудочка и какую он несёт кровь?

  6. где и какими сосудами заканчивается большой круг кровообращения?

  7. Чем отличаются артериальные и венозные сосуды?

20 мин.

II


Устный опрос, письменный или компьютерный тестовый контроль





Основная часть:

50 мин










  1. Объяснение преподавателя

10 мин

II

Устное изложение с демонстрацией препаратов





Приступая к рассмотрению артериальной системы, следует повторить строение сердца, сосуды большого и малого кругов кровообращения, отличия артериальных сосудов от венозных. Затем на демонстрационном препарате показать аорту, её отделы. Начать объяснение следует с ветвей дуги аорты. Проследить ход общей сонной артерии до места деления и продемонстрировать области кровоснабжения наружной и внутренней сонных артерий. Далее прослеживается ход подключичной артерии, её переход в подмышечную артерию, а затем в плечевую артерию до места деления на локтевую и лучевую артерии. Дать проекцию сосудов на кожные покровы, отношение к костям, места определения пульса, прижатия артерий к костям для остановки кровотечения.

Переходя к рассмотрению брюшного и грудного отделов аорты, следует дать понятие о висцеральных и париетальных ветвях. Затем, предварительно повторив основные черты строения органов грудной и брюшной, рассмотреть висцеральные ветви грудной и брюшной аорты. Причём важно сложить целостное представление об источниках кровоснабжения жизненно важных органов. Так, в грудной полости следует обратить внимание на кровоснабжение лёгких и сердца с перикардом. В брюшной полости на кровоснабжение печени, поджелудочной железы, желудка, кишечника, почки и половых желёз.

Показать на демонстрационном препарате место деления аорты на общие подвздошные артерии, проследить их ход до деления на наружную и внутреннюю подвздошные артерии. Объясняя внутреннюю подвздошную артерию, разделить её ветви на пристеночные и висцеральные и рассматривать последние в порядке расположения органов таза в зависимости от пола.

Далее прослеживается ход наружной подвздошной артерии до сосудистой лакуны и выхода на бедро, обратив внимание на возможность остановки кровотечения прижатием артерии к лобковой кости. Рассматриваются магистральные сосуды нижней конечности – бедренная, надколенная, передняя и задняя большеберцовые, обращается внимание на анастомозы между ветвями смежных артерий и образование сети коленного сустава. Демонстрируются общие принципы кровоснабжения кисти и стопы, обратив внимание на различия в расположении артериальных дуг в связи с вертикальной осью нагрузки на стопу




  1. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

40 мин

II


Проконтролировать правильность восприятия материала по изучению артериальной системы и правильность записей в рабочих тетрадях (правильность написания анатомических терминов, схем, рисунков и обозначений к ним).



Заключительная часть:













итоговый контроль уровня знаний

Вопросы итогового контроля:

  1. Назвать и показать отделы аорты, ветви дуги аорты.

  2. Какая артерия кровоснабжает наружные отделы головы и шею? Показать ее ход.

  3. Какая артерия кровоснабжает головной мозг и глазницу; через какой канал она идёт?

  4. Где начинаются правая и левая подключичные артерии?

  5. Какая из ветвей подключичной артерии участвует в кровоснабжении головного и спинного мозга, где она идёт?

  6. Проследить ход и назвать магистральные артерии верхней конечности, их области кровоснабжения.

  7. Какие артерии, в основном, образуют поверхностную дугу кисти; их функциональное значение.

  8. Какие артерии называются париетальные, а какие висцеральные?

  9. Назвать и показать висцеральные ветви грудной аорты.

  10. Назвать и показать висцеральные непарные ветви брюшной аорты, органы, которые они кровоснабжают.

  11. Назвать и показать висцеральные парные ветви брюшной аорты, органы, которые они кровоснабжают.

  12. Найти и показать место деления брюшной аорты, назвать сосуды, на которые она делится.

  13. Какая артерия, в основном, кровоснабжает органы малого таза?

  14. Проследить ход и назвать магистральные сосуды нижней конечности, их области кровоснабжения.




I

Устный опрос, письменный тестовый или компьютерный контроль.




подведение итогов занятия

3 мин.




        1. Объявить оценки исходного уровня знаний студентов.

        2. Объявить уровень усвоения текущего материала студентами (выставить оценки текущего контроля).

        3. Проверить правильность заполнения рабочих тетрадей.




задание по самоподготовке
к следующему занятию

2 мин.




  1. Объявить тему следующего занятия.

  2. Рекомендовать список дополнительной литературы по этому вопросу.




Итого:

90

минут или

2

академических часа

  1. Место проведения занятия.


Секционная комната, препаровальный зал


  1. Оснащение занятия.


Таблицы, муляжи, влажные препараты, труп.


  1. Источники информации.


Основная:

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. анатомия человека., СПб.: Гиппократ, 2001 – 704 с.

  1. анатомия человека в 2 томах. т. 1 // Под ред. М.Р. Сапина., М.: Медицина,

1996 – 544 с.

  1. Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников. Атлас анатомии человека. Учебное пособие в 4-х томах, т. 1, М..: Медицина, 1989 – 344с.

  2. Лекция.

Дополнительная:

  1. О.В.Федотов, О.М.Очкуренко, К.М.Фенчин. Морфологiчний словник медичноi термiнологii. Киiв: Вища школа, 1985 – 312 с.

  2. И.И. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. т. 1, Учебник для мед. вузов – СПб.: Спецлит, 2001 – 500 с.

  3. Р.П. Самусев, Н.И. Гончаров. Эпонимы в морфологии. Справочное пособие, М.: Медицина, 1989 – 352 с.

  4. Анатомия человека //Под ред. С.С. Михайлова. М.: Медицина, 1999 ­– 735 с.

  5. А. Андронеску. Анатомия ребенка. Бухарест: Меридиане, 1970 – 363 с.

  6. С.Ю. Кравчук. Анатомiя людини, в 2 томах, т. 1, Чернiвцi, 1998 – 296 с.

  7. Т.Г. Казаченок. Анатомический словарь. Минск: Высшая школа, 1984 – 400 с.

  8. Міжнародна анатомічна номенклатура //Під ред. І.І. Бобрика, В.Г. Ковешнікова. Київ; Здоров,я, 2001 – 328 с.