microbik.ru
1 2 ... 6 7


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»


Кафедра Безопасность жизнедеятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Благовещенск 2012 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Рабочая программа дисциплины

2. Методические рекомендации для проведения самостоятельной работы

3. Содержание курса лекций по дисциплине:
Тема 1. Здоровье населения и окружающая среда.

Тема 2. Адаптация и гомеостаз, толерантность.

Тема 3. Биологическое действие параметров микроклимата.

Тема 4-5. Влияние химических факторов производственной среды на физиологические функции организма человека.

Тема 6. Характеристика действия на организм человека вредных производственных факторов.

Тема 7. Влияние антропогенных факторов окружающей среды на физиологические функции организма человека.

Тема 8. Йод как фоновый показатель оценки риска нарушения здоровья человека в обеспечении безопасности.

Тема 9. Питание как фактор воздействия на организм человека.

Тема 10. Медико-биологическая характеристика шума, ультразвука, инфразвука.

Тема 11. Человек как колебательная система. Действие вибрации на организм человека.

Тема 12. Медико-биологические свойства неионизирующих излучений.

Тема 13. Медико-биологические основы электробезопасности.

Тема 14 – 15. Медико-биологические основы радиационной безопасности.

Тема 16 –17 Медико-биологическое обеспечение условий труда.

Тема 18. Медицинские осмотры и лечебно-профилактическое питание.
4. Методические указания для проведения практических занятий
Тема 1- 2. Идентификация травмирующих и вредных производственных факторов, их оценка безопасности.

Тема 3. Вредные вещества, воздействие и нормирование

Тема 4. Оценка токсичности промышленных ядов

Тема 5. Расчетные методы определения ОБУВ

Тема 6 – 7. Определение уровня шума на рабочих местах

Тема 8. Методика оценки тяжести трудового процесса

Тема 9. Методика оценки напряженности трудового процесса

Тема 10. Оценка энергозатрат мышечной деятельности человека

Тема 11 – 12. Мероприятия по оценке состояния здоровья работников

Тема 13 - 14. Оценка профессионального риска для здоровья работников

Тема 15 - 16. Гигиенические критерии и классификация условий труда при воздействии аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД)

Тема 17 - 18. Расчетные методы определения доз ионизирующих излучений и контроля защиты от внешнего облучения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»






Утверждаю




Проректор по УР

_______В.В. Проказин




«_______» _______________ 2012 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для специальности 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Квалификация выпускника инженер
Курс 3/2

Семестр 5/3

Лекции 36/6 (час.)

Практические (семинарские) занятия 36/4 (час.)

Экзамен 5/3

Самостоятельная работа 30/92 (час.)

Общая трудоемкость дисциплины 102 (час.),

Составитель Мирошниченко А.Н., доцент, канд. мед. наук

Факультет инженерно-физический

Кафедра безопасности жизнедеятельности

2012 г.

Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«__» _____________20____ г., протокол № ______________

Заведующий кафедрой ________________________________


Рабочая программа одобрена на заседании учебно-методического совета направления (специальности) 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
«____» _____________20___ г., протокол № _____
Председатель ________________________

(подпись, И.О.Ф.)


Рабочая программа переутверждена на заседании кафедры от ____________ протокол № _________

Зав.кафедрой _________________________ __________________

подпись, дата И.О.Ф.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебно-методического управления_______________

(подпись, И.О.Ф.)

Председатель учебно-методического совета факультета

__________________

(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.







СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО

Заведующий выпускающей кафедрой

__________________

(подпись, И.О.Ф.)

Директор научной библиотеки

_______________

(подпись, И.О.Ф.)

«__» _____________20___ г.

«__» _____________20___ г.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Целью освоения дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у студентов представления о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях их воздействия на организм человека и принципах санитарно-гигиенического нормирования.
Задачи изучения дисциплины - формирование у студентов знаний, умений и навыков оценки:

- действия травмоопасных и вредных факторов среды обитания на организм человека;

- медико-биологического воздействия на человека физических, химических, психофизиологичес­ких и биологических факторов среды обитания;

- принципов санитарно-гигиенической регламентации этих факторов;

- мероприятий по предупреждению профессиональных и иных заболеваний.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная дисциплина входит в цикл ОПД.00. Общепрофессиональные дисциплины. ОПД. Ф.00. Федеральный компонент. ОПД. Ф.10. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности.

Федеральный компонент.

Взаимосвязь человека со средой обитания, сенсорное и сенсомоторное поле, классификация условий труда; системы компенсации неблагоприятных внешних условий, краткая характеристика нервной системы, анализаторов человека и анализаторных систем, свойства анализаторов чувствительность, адаптация, тренируемость, сохранение ощущения, болевая чувствительность. Естественные системы обеспечения безопасности человека; принципы установления ПДУ воздействия вредных и опасных факторов, физические критерии и принципы установления норм.

Основы промышленной токсикологии - сведения о токсичности веществ, классификация ядов, классификация отравлений, степени отравления и их формы, количественная оценка кумулятивных свойств промышленных ядов, хроническая интоксикация, биологическое действие промышленных ядов, элементы токсикометрии и критерии токсичности, классификация вредных веществ по степени опасности. Факторы, определяющие воздействия ядов на организм человека - физико-химические свойства ядов, факторы “токсической ситуации”, факторы, характеризующие пострадавшего, комбинированное действие ядов, нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны и природной среде.

Профессиональные заболевания. Медико-биологические особенности, обусловленные воздействием физических факторов на организм человека: микроклимат и теплообмен человека с окружающей средой, механические колебания (вибрация), акустические колебания (шум), ультразвук, инфразвук, электромагнитное, электрическое и магнитные поля, электрический ток, статическое электричество, лазерное излучение, УФ-излучение, ИК-излучение, ионизирующие излучения - характер воздействия, критерии оценки. ПДУ, нормирование физических факторов среды обитания; сочетание действия вредных факторов среды обитания.

Преподавание учебной дисциплины основывается на знаниях таких дисциплин как:

ЕН.Ф.01 Высшая математика (основы математической статистики); ЕН.Ф.03 Физика (единицы измерения); ЕН.Ф.04 Химия (Основные понятия и законы неорганической и органической химии; химическая связь; строение веществ; химические системы; химическая термодинамика и кинетика; реакционная способность веществ; теория строения органических соединений, типы изомерии, связь химических свойств со структурой молекул); ЕН.Ф.05 Экология (взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы); ЕН.В.02. Основы токсикологии. Дисциплина по выбору»; ЕН.Ф.06 Физиология человека; ОПД.Ф.07 Электротехника и электроника (основы электрических измерений и используемая аппаратура; терминология и символика); ОПД.Ф.08 Надежность технических систем и техногенный риск (надежность как комплексное свойство технического объекта; основы теории риска; анализ риска; управление риском, допустимый риск).

Данная учебная дисциплина является базовой для дальнейшего изучения дисциплин:

СД.01 Природопользование (основы климатологии, гидрологии; основы рационального использования природных ресурсов; социально-экономическое развитие жизни общества); СД.02 Источники загрязнения среды обитания (источники загрязнения, виды и состав загрязнителей в основных технологических процессах современной промышленности; характеристика основных газообразных загрязняющих веществ и механизм их образования; источники шума, радиации, электромагнитных волн в техносфере); СД.04 Безопасность труда (опасные и вредные производственные факторы; производственная гигиена и санитария; нормирование уровней техногенного воздействия; основные направления снижения риска и последствий проявления опасных и вредных производственных факторов); СД.06 Мониторинг среды обитания (экологический мониторинг; методы контроля энергетических загрязнений: оценка электромагнитной, радиационной и акустической обстановки, виды и типы приборов измерения уровня энергетических загрязнений); СД.07 Теория системного анализа и принятия решений (основные принципы системного анализа и теории принятия решений); СД.12 Законодательство в БЖД (правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности; система стандартов безопасности труда; законодательная база по охране окружающей среды).
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения и изучения дисциплины «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности» студент должен:

знать:

- общие закономерности воздействия физических факторов на человека;

- основные профессиональные и региональные болезни;

- задачи и принципы гигиенического нормирова­ния опасных и вредных факторов среды обитания.

уметь:

- основные закономер­ности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания;

- комбинированное действие нескольких вредных веществ;

- сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.д.).

владеть:

-методами использования норм вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания для сохранения и поддержания здоровья человека.

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 102 часа.



п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек.

Прак. зан.

Сам. раб.

1

Введение. Виды взаимодействия человека со средой обитания. Естественные системы защиты человека

5/3

1-4

6

6

6/18

Собеседование

Тесты

Контрольные работы

2

Вредные вещества, их воздействие на организм

человека. Основы промышленной токсикологии.

5/3

5-9

10

10/2

6/18

Собеседование

Тесты

Контрольные работы

3

Промышленная пыль

5/3

10-14

6

6

6/18

Собеседование

Тесты

Контрольные работы

4

Воздействие физических факторов на

организм человека

5/3

15-16

8

8/2

6/20

Собеседование

Тесты

Контрольные работы

5

Сочетанное воздействие факторов производственной среды на организм человека.

5/3

17-18

6

6

6/18

Собеседование

Тесты

Контрольные работы



5. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Содержание разделов дисциплины



следующая страница >>