microbik.ru
1
Ф КГМУ 4/3-08/01

ПП КГМУ 4/01

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра введения в клинику


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов


Тема: Этика в медицине
По дисциплине: КН 3217- Коммуникативные навыки

Специальность –5В110100 « Медико- профилактическое дело»

Курс: 3

Составитель: ассистент Сабекова О.Ж.


Караганда 2012


Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры

Протокол № __ от ___ ______ 2012


зав. кафедрой проф. д.м.н._______________ Молотов-Лучанский В.Б.

Тема: Этика в медицине

Цель: изучить основы знаний в области этики партнерских взаимоотношений в медицине, с профессионалами различных специальностей

Задания:

При составлений клинического случая отразить следующие вопросы

  1. Этика как раздел философии

  2. Этические модели в медицине

  3. Врачебная деятельность как часть общекультурной традиции человечества

  4. Требования к этике научных медицинских исследований

5. Понятие о профессиональной этике



Форма выполнения: Представление и разбор клинического случая студентом.

Требования к выполнению задания
Сроки сдачи: согласно графика описанного в силлабусе



Критерии оценки: оценка выставляется в соответствий с общепринятыми критериями описанными в силлабусе
Рекомендуемая литература:

На казахском языке:

Основная:

  1. М. А. Асимов. Коммуникативтіқ даәдылар Алматы, Оқулық Эверо, 2009. - 176 б

  2. А. Нурмақов. Медициналық деонтология мен этика : ІV курс студенттерінін (бакалавриат) тәжірибелік сабақтарына арналған - Алматы : Эверо, 2011. - 162 б.

  3. Бап-Баба, Сәбет. Жалпы психология (жантану негіздері) : Жоғары оқу орындары студенттеріне арналған дјріс баяндар жинағы. - Алматы : Дарын, 2005. - 352 с

Дополнительная:

  1. Н. Ізімбергенов Хирургиялық деонтология - [б. м.], 2009. - 162 б

  2. Нурмақов, Аман Жјмелулы. Дәрігер қызметінін қупиялары : (Медицинылақ деонтология туралы кейбір пікірлер) - Алматы : Б.и., 1994. - 32 с

  3. Сыздыкова А.Қ. Жеке адамнын іс-әрекеті. Әлеуметтік-психологиялық қарым-қтынас негіздері : Оку-әдістемелік куралы –Қарағанды 2005 - 73 c

На русском языке:

Основная:

  1. М.А. Асимов, С. А. Нурмагамбетова, Ю. В. Игнатьев. Коммуникативные навыки : Учебник Алматы : Эверо, 2009.

  2. В. А. Белогурова. Культура речи медицинского работника : учеб. пособие- М. : Мед. информ. агентство, 2010. - 208 с

  3. Б.Д. Карвасарский Клиническая психология : Учебник / СПб. : Питер, 2007. - 960 с. - (Национальная медицинская библиотека)

  4. ред.Ратников В.П. Конфликтология : Учебник для вузов /- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 512 с

  5. А. А. Комкина Основы медицинской психологии : учебно-методическое пособие / КГМУ. - Караганда, 2009. - 121 с


Дополнительная:

  1. А. Кэмпбелл, Г. Джиллетт, Г. Джонс Медицинская этика : Учеб. пособие. Пер. с англ. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2004. - 400 с

  2. Присяга и этический кодекс врача Республики Казахстан. - Алматы : Б.и., 2007. - 14 с

  3. Яровинский, М.Я Медицинская этика (биоэтика) : учеб.пособие /. - М. : Медицина, 2006. - 448 с. - (Учеб.лит.для студентов мед.вузов)

  4. Курт Абрахам Психологические типы людей и их характеристики : пер. с англ. . - М. : Амрита-Русь, 2009. - 304 с

  5. Агапова, Софья Григорьевна. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык) /- Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 284 с. - (Высшее образование)

  6. Гиблин, Лэс. Как обрести уверенность и силу в отношениях с людьми : Пер. с англ. - Минск : Попурри, 2003. - 192 с. - (Успех)

  7. Касаткин, Сергей Федорович. Техника обратной связи. Мастер общения- СПб. : Питер, 2002. - 192 с. - (Сам себе психолог)

  8. Вагин, Игорь Олегович, Глущай А.И. Поднимись над толпой! Тренинг лидерства - СПб. : Питер, 2002. - 188 с. - (Сам себе психолог)

  9. Л. И. Ларенцова, Л. М. Барденштейн Синдром эмоционального выгорания различных специальностей: психологические аспекты- - М. :Медицинская книга, 2009. - 142 с

  10. Максимов, Андрей Маркович. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения /- М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 304 с. - (Практическая психология)

  11. Пиз, Аллан. Язык телодвижений : Как читать мысли окружающих по их жестам /- М. : Эксмо, 2002. - 272 с. - (Психологический бестселлер)

  12. Рыбалка, Светлана Викторовна. Язык мимики, взглядов и жестов /- Ростов н/Д, Донецк : Феникс, Кредо, 2007. - 223 с. : ил. - (Энциклопедии для всех)



Контроль
Вопросы для контроля:

  1. Понятие этики взаимоотношений

  2. Этика Парацельса, Гиппократа

  3. Пациентцентрированная этика

  4. Этические аспекты врачебной деятельности

  5. Этика руководителя и специалиста

  6. Факторы, определяющие морально-психологический климат во врачебном коллективе

  7. Факторы, способствующие установлению благоприятной атмосферы в коллективе

  8. Этикет и этика межличностных отношений во профессиональной среде

  9. Командная психология

  10. Правила работы в команде

  11. Коллегиальность и индивидуализм профессионалов


Тесты для контроля
Квалифицированное и беззаветное выполнение врачом своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этического и правового регулирования медицинской деятельности – это

    • ответственность перед совестью

    • врачебная тайна

- врачебный долг

    • врачебная мораль

    • врачебная обязанность


?

Назовите одну из профессиональных обязанностей врача

  • быть всегда в хорошем настроении

- систематическое профессиональное совершенствование

  • всегда улыбаться

  • с уважением относиться к старшим

  • читать газеты

?

Что из ниже перечисленного не относится к преступлениям?

  • неоказание помощи

  • злоупотребление властью и служебным положением

  • незаконное врачевание

- грубое отношение к больным

  • должностной подлог

?

Первое и основное положение клятвы Гиппократа

+ не навреди

  • действенное и результативное лечение

  • гуманность

  • создание доверительных отношений между врачом и пациентом

  • врач должен быть опытным

?

Одно из положений клятвы Гиппократа

  • врач должен быть опытным

- врач должен соблюдать врачебную тайну

  • врач должен все время самосовершенствоваться

  • врач всегда должен вылечивать больного

  • врач должен быть высокообразованным

Этика профессионального общения – это

+ сумма выработанных наукой, практикой, мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм, правил

  • свод законов

  • способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия между людьми

  • свод правил, установленных Конституцией РК от 1995 года

  • нет верного ответа

?

Этика профессионального общения служит для

  • взаимопонимания и взаимодоверия между коллегами

  • повышение эффективности контактов

  • улучшение конечных результатов совместных действий

- все вышеперечисленное верно

  • подпороговых ощущений

?

При представлении коллеги пациенту врачи, состоящие в дружеских отношениях, обращаются друг к другу

  • по фамилии

  • в третьем лице

- по имени отчеству

  • неполным именем

  • нет верного ответа

?

Врач приобретет высокий авторитет, если будет строить взаимоотношения с коллегами

  • на основе личных симпатий

  • выделяя лучших из массы, не обращая внимания на других сотрудников

+ если будет предельно объективен в отношении коллег

  • от третьего лица

  • на основе постоянной критики персонала

?

Профессиональный такт - это

- проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности, приличия при общении

  • прямая постановка вопроса, без учета отношения к нему сотрудника

  • стремление оказать помощь

  • невмешательство в дела других

  • нет верного ответа

?

К тактичному поведению относится

  • назойливость

  • бесцеремонность

  • «перегибы»

+ стремление обойти вопросы, которые могут вызвать неловкость собеседника

  • стремление доказать свою правоту любой ценой

?

Медсестра помогает санитарке подмывать тяжелобольную. Заметив проходящего мимо молодого врача, говорит ему: «Могли бы помочь!». На что врач бросает на ходу: «Надо было учиться в вузе – тогда не выполняли грязную работу». Оцените поведение участников диалога

- нарушена этика профессиональных отношений с обеих сторон

  • грубо нарушена субординация медсестрой

  • врач позволил себе недопустимое высказывание

  • позиция врача правильна и единственно возможна

  • медсестра просто высказала просьбу, а врач неправильно отреагировал

?

Молодой врач назначил пациенту слишком высокую дозу лекарственного средства. У медсестры вызывает сомнение правильность назначения. Она должна
- сказать об этом врачу

  • высказать сомнение пациенту

  • пожаловаться заведующему отделением на некомпетентность врача

  • не выполнять назначение врача

  • выполнить назначение без пререканий

?

Определите проблему нравственного выбора в следующих ситуациях

  • оказание врачебной помощи больному-наркоману

  • работа врача в условиях боевых действий

  • сестринский уход на дому за ВИЧ-инфицированным

- назначение лекарства фармацевтической фирмы, сотрудничающей с Вами

сверхурочная работа медицинской сестры по прос