microbik.ru
1 2 ... 9 10
Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области
ГОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»


Оценка психологической готовности и подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью

(усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей)

Методические рекомендации

для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.


Ростов-на-Дону

2010 год
Оценка психологической готовности и подготовка граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью (усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей).
Методические рекомендации для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.- Ростов-на-Дону, 2010.


Настоящие методические рекомендации разработаны с целью восполнить имеющийся информационный дефицит в области сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предлагают программу оценки и подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью.

Предназначены для специалистов органов опеки и попечительства, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

Общая редакция: Фенева Л.Н. . – заведущая сектором координации органов опеки и попечительства Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Фатьянова Н.И.- ведущий специалист Министерства общего и профессионального образования Ростовской области
Автор-составитель: специалист ОЦППРиК Беляева Г.П.







Содержание

Введение

  1. Необходимость отбора и подготовки кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

  2. Программа оценки психологической готовности и подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью

    1. Оценка психологической готовности кандидата к принятию ребенка на воспитание в семью

      1. Подходы к оценке

      2. Психологическое обследование

      3. Параметры обследования

      4. Диагностические методики

      5. Процедура оценки

Продолжительность проведения обследования

    1. Психолого-педагогическая подготовка кандидата

      1. Проведение психологического тренинга «Школа принимающего родителя»

      2. Индивидуальная подготовка кандидата

3.Заключение уполномоченной организации об оценке психологической готовности гражданина к приему ребенка на воспитание в семью

3.1.Структура заключения

3.2.Факторы, способствующие эффективному замещающему родительству

3.3. Факторы риска замещающего родительства

3.4. Заключение о психологической неготовности кандидата стать усыновителем, опекуном, попечителем, приемным родителем

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета кандидата в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Психологическое обследование кандидатов в замещающие родители: параметры и диагностические методики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Цветовой тест отношений

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Семейная социограмма

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Программа психологического тренинга для подготовки граждан к приему ребенка в семью «Школа принимающего родителя» (с 8-ю Приложениями)

Литература
Введение

В настоящее время произошли серьезные изменения в социальной по­литике Российской Федерации в сфере защиты детства. Решение проблемы сиротства стало одним из приоритетов. Несмотря на при­нимаемые органами государственной власти всех уровней меры, в России не снижается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примерно 80 % из них - социальные сироты. Масштабы, которые приняло явление социаль­ного сиротства, порождают риск снижения качества будущих поколений и вызывают стратегические проблемы, разрешение которых может потребовать значительных бюджетных затрат. В связи с этим сокращение числа детей-си­рот и детей, находящихся в детских домах и интернатах, является одной из базовых задач демографической политики государства.

Сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреж­дениях, достигается за счет организации профилактической работы с семьями и детьми, предусматривающей создание условий для сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи, а также за счет развития вариативных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное устройство обеспечивает ребенку реализацию права жить и воспитываться в семье, позволяет предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию детей, возникающую при длительном пребывании в интер­натных учреждениях, обеспечивает им возможность сформировать привя­занность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство.

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью восполнить имеющийся информационный дефицит в области сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предлагают программу оценки и подготовки граждан, желающих принять ребенка в семью.

Программа разработана специалистами ОЦППРиК на основе областного Положения о психолого-педагогическом сопровождении устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. При разработке программы использованы методические материалы ряда регионов страны, имеющих значительный опыт в профилактике социального сиротства и в создании системы семейного жизнеустройства детей-сирот.

Программа прошла двухлетнюю апробацию в Ростовской области. Ее разработке предшествовала серия проблемных семинаров, в которых приняли участие педагоги-психологи ППМС-центров и детских домов РО, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением замещающих семей.

Данная программа может быть использована для оценки и подготовки кандидатов на любую форму семейного жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья.
1.Необходимость отбора и подготовки кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.
В течение последних десятилетий убеждение, что ребенок должен воспитываться в семье, а не в казенном учреждении, стало основой организации помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в большинстве стран мира. Однако представление о том, что это должна быть за семья и как должна быть организована работа по подбору замещающей семьи, существенно менялось.

Поиск модели работы, в частности, по подбору семьи, все еще продолжается.

Изначально установка была следующая: ребенка, оставшегося без попечения родителей, может взять каждый желающий, если нет явных противопоказаний (крайняя бедность, тяжелое физическое или психическое нездоровье, асоциальный образ жизни).

В 90-е годы в России ситуация резко изменилась, появилась огромная масса детей, которые мало походили на идеализированный образ «бедной сиротки», который обычно рисуют себе люди, мечтающие взять в семью ребенка, так называемые «социальные сироты».

Ребенок, который оказывается вне кровной семьи не по воле объективных чрезвычайных обстоятельств, а изымается из семьи, поскольку родители о нем не заботятся, имеет ряд особенностей. Он живет в хаотичной, агрессивной среде, нередко становится жертвой физического и сексуального насилия, порой не имеет представления о нормах человеческого общежития, отстает в развитии. Его поведение может пугать, шокировать.

Наряду с этим количество людей, желающих стать замещающими родителями, значительно увеличилось. В это время впервые заговорили о необходимости создания профессиональных замещающих семей.

Специалисты органов опеки и попечительства столкнулись с тем, что если устраивать ребенка в семью в русле прежнего подхода (формальные показатели), то нет никаких гарантий, что устройство окажется удачным, и семья сможет справиться с воспитанием приемного ребенка, не вернет его (или он сам не сбежит).

Для изменения сложившегося положения и успешного развития се­мейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стало очевидным требование отбора и подготовки потенциальных усыновителей, опекунов, приемных родителей.

О необходимости специализированной подготовки замещающих родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного устройства. Однако в нашей стране кандидаты в замещающие родители в своем большинстве не проходили специальной подготовки.

Стандартизированная общероссийская программа подготовки и оценки замещающих родителей находится в стадии разработки, в то же время имеется определенный практический опыт, накопленный инициативными группами, общественными и государственными организациями.
2.Программа оценки психологической готовности и подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью
Цель программы: повышение качества замещающего родительства.

Задачи:

  • осуществить информационную и психолого-педагогическую подготовку граждан, намеренных стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями;

  • оценить психологическую готовность кандидатов в замещающие родители к принятию ребенка в семью;

  • подготовить для органов опеки заключение о семейных и личностных ресурсах кандидатов.

Программа адресована специалистам (педагогам-психологам, социальным педагогам), работающим с замещающими семьями.
Программа включает в себя процедуру проведения следующих этапов сопровождения замещающих семей:

  • Оценка психологической готовности кандидата к принятию ребенка на воспитание в семью (психологическое обследование кандидата и членов его семьи).

  • Психолого-педагогическая подготовка кандидата (супругов).

  • Заключение о готовности (неготовности) кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители.

Выделение этапов оценки и подготовки достаточно условно, так как это два взаимопроникающих процесса.

 Отвечая на вопросы психолога, рассказывая  о себе и своей семье,  человек впервые задумывается о том, что обычно находится  вне осознания – о распределении семейных ролей, о внутрисемейных коалициях, о своих слабых и сильных сторонах.

 Это позволяет ему полнее дать себе отчет в мотивах своего решения,  осознать некоторые скрытые конфликты, предвидеть будущие сложности, 

что в определенном смысле готовит потенциального родителя к более эффективному приему.

Во время тренинга или при проведении индивидуальной подготовки психолог обращает внимание на умение кандидата быть терпимым к чужому мнению, контролировать свои эмоции, сотрудничать и т.п. Это позволяет более точно оценить личностные ресурсы кандидата.

Поэтому приведенная последовательность первых двух этапов не является обязательной, может меняться, или этапы могут проходить параллельно.
2.1. Оценка психологической готовности кандидата к принятию ребенка на воспитание в семью.

Орган опеки и попечительства знакомит кандидата с его правами, обязанностями и ответственностью, организует обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний. В случае отсутствия или недостаточности организационных, кадровых, технических и иных возможностей орган опеки и попечительства заключает договор с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации), об осуществлении полномочий органов опеки и попечительства в части подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах

Граждане, выразившие желание стать замещающими родителями (далее по тексту - кандидаты), проходят в органах опеки и попечительства оценку соответствия требованиям, установленным законодательством РФ (жилищные и социально-бытовые условия, материальные условия, состояние здоровья и др.).

Кандидаты могут обратиться в организацию для подготовки и оценки психологической готовности к приему ребенка как по направлению органа опеки и попечительства, так и самостоятельно.

      1. Подходы к оценке

Представление о принципах и параметрах обследования, позволяющего адекватно оценить психологические ресурсы кандидатов, менялось в течение последних десятилетий.

Наметились следующие подходы к оценке.

Подход, ориентированный на оценку личности

Первым шагом на пути от формального отбора стало использование психологической оценки личности потенциального кандидата. С помощью различных интервью (стандартизированных и произвольных), тестовых и проективных методик специалисты служб устройства пытались ответить на следующие вопросы:

Что  за человек берет ребенка?

 Как  его личностные  особенности будут влиять на отношения с ребенком? 

Что в его характере или в личном опыте может помочь, а что помешать

успешному воспитанию? 

Оценка личности обычно включала в себя и оценку мотивов, которые  побуждают человека взять ребенка в семью. 

Недостатки:

Процедура длительна и сложна.

Применение тестирования наталкивается на правовые сложности.

Неясны объективные критерии оценки.

Содержит в себе опасность психотравмы для  кандидата, ведь он обра-щается в службу устройства, чтобы взять ребенка, а не для того, чтобы его  рассматривали под «психологическим микроскопом».

 

Подход с основой на анализ семейной системы

Следующим шагом в неформальной оценке кандидатов стал подход с опорой на анализ семейной системы. Ребенок, попадая в замещающую семью, взаимодействует не просто со взрослым, который занимается его воспитанием, а строит отношения со всей семьей в целом, т.е. имеет дело с системными процессами.

Рассматриваемые вопросы:

Что за семья берет ребенка?

Каковы ее особенности и как они могут помочь или помешать воспита-нию  конкретного ребенка? 

Какие изменения могут произойти в семейной системе после  помеще-ния  ребенка?

Недостатки:

Процедура длительна,  сложна и, к сожалению, субъективна.

Непонятно, где проходит граница между «достаточно хорошей» и  «недостаточно хорошей» семьей.

 Сохраняются проблема отказа и опасность психотравмы кандидата. 
Подход, ориентированный на оценку способности выполнения  работы по воспитанию (с конца 1980-х гг.)

Осознание всех указанных проблем привело к созданию принципиально нового подхода – с ориентацией на выполнение задач.

Рассматриваемые вопросы:

Что он умеет как воспитатель и чего не умеет? 

С чем справится и с чем нет?

 Чему он может научиться?

Чем службы сопровождения могут ему помочь

Оцениваются в данном подходе не качества человека, а его компе-тентность как воспитателя.  

Недостатки:

Требует разработки процедуры оценки, определение критериев.

Подходит не для всех форм устройства (в основном, для профессионального родительства).
Подход, ориентированный на оценку психологической готовности к приему ребенка на воспитание в семью

Подход носит интегративный характер и ставит целью объединить ряд сильных сторон первых трех подходов. Было введено понятие психологической готовности, которое включает ряд составляющих: мотивационную, когнитивную и эмоционально-волевую готовности.

Рассматриваемые вопросы:

Каков уровень психологической готовности к приему в когнитивной, мотивационной, эмоционально-личностной и воспитательной сферах кандидатов?

В чем сильные стороны и каковы проблемные зоны потенциальной замещающей семьи?

Недостаток:

Продолжает оставаться проблемой подбор адекватного инструментария, уменьшающего долю субъективизма.
В предлагаемой программе при психологическом обследовании используется интегративный подход, ориентированный на оценку психологической готовности и анализ семейной системы. Кроме того, оцениваются внешне социальные связи семьи и ее готовность взаимодействовать со службами сопровождения.


      1. Психологическое обследование

Подготовка кандидата и оценка его психологической готовности к приему ребенка на воспитание в семью осуществляется организацией как по направлению органа опеки и попечительства, так и в случае самостоятельного обращения.

В соответствии с интегративным подходом желательным является участие в психологическом обследовании всех членов семьи кандидата, особенно при наличии в семье кровных или приемных детей (в обследовании принимают участие дети от 7 до 18 лет).

Задачи психологического обследования:

  • Мотивировать кандидата на дальнейшее сотрудничество со специалистами организации, обосновывая необходимость процедуры психологического обследования.

  • Обозначить пути дальнейшего сотрудничества с кандидатом по его подготовке и дальнейшему сопровождению.

  • Получить общие сведения о кандидате (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

  • Получить информацию об индивидуальных личностных и семейных особенностях потенциальных замещающих родителей с помощью комплекса психодиагностических методик (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).




      1. Параметры обследования

Выбор интегративного подхода в оценке определяет и выбор параметров обследования.

Параметры обследования:

  • Мотивация к приему, согласованность мотивов приема у супругов.

  • Отношение членов семьи и ближайшего окружения к приему.

  • Стабильность и качество супружеских отношений.

  • Степень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности кандидатов (семья, карьера, брак).

  • Семейные ценности.

  • Способность семьи справляться со стрессовой ситуацией.

  • Отношение к биологической семье будущего приемного ребенка.

  • Степень открытости семьи (способность принимать помощь, взаимодействовать с ближайшим окружением, степень готовности к сотрудничеству со службами сопровождения).

  • Степень личностной зрелости кандидатов (способность контролировать эмоции, критически оценивать свои сильные и слабые стороны, самоотношение).

  • Актуальное функциональное состояние кандидата.

  • Уровень агрессии (сформированность установок социального сотрудничества).


При отсутствии детей:

  • Наличие опыта воспитания чужих детей, в том числе, имеющих эмоциональные и поведенческие проблемы.

При наличии кровных или усыновленных детей в семье:

  • Представление об особенностях семейных взаимоотношений у детей.

  • Особенности воспитания (эмпатия, уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей детей, количество и качество требований).

При наличии приемных детей в семье:

  • Родительские навыки (получение удовольствия от воспитания, эмпатия, способность индивидуально подходить к детям и реагировать соответствующим образом).

  • Степень удовлетворенности ребенка пребыванием в семье (система отношений к членам семьи, самоотношение, актуальное эмоциональное состояние, степень адаптации в социуме – детский сад, школа).

  • Наличие положительной динамики в развитии ребенка.



      1. Диагностические методики.

Для оценки указанных выше параметров предлагается использовать диагностические методики, представленные в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

  • Стандартизированное интервью (В.Н Ослон., Д.С.Райкус, Р.К.Хьюз)

  • Семейная социограмма (Э.Г.Эйдемиллер, И.М. Никольская)

  • Цветовой тест М.Люшера

  • Цветовой тест отношений ЦТО (А.М.Эткинд)

  • Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер)

  • Hand-test (Э.Вагнер, в адаптации Т.Н.Курбатовой)

  • Тест «Рисунок семьи» (Г.Т.Хоментаускас).



Как видно из перечня параметров и выбранных для их диагностики методик, основная нагрузка при обследовании ложится на стандартизированное интервью и проективные методики, а не на использование опросников.

Следующая цитата выражает наше представление о сути обследования: «Важно не психологическое суждение, а человеческое понимание и сочувствие. Не тесты в их различных видах, вариантах позволяют понять другого человека, а только вживание в его судьбу, в то, как можно с ней справиться. Потому что лишь такое вникание пробуждает любовь и сочувствие. Все, чем занимаются психологические и психологизированные тесты – противоположность любви, потому что в этом случае человек превращается в выносящего приговор судью. Это делает его высокомерным и чванливым» (Кениг, 2006).

Перечень предложенных методик носит рекомендательный характер. Главное - ориентироваться на указанные параметры, а уже каким путем вы придете к их оценке - не столь важно. Например, затруднения кандидата в пожилом возрасте или с низким образовательным уровнем при работе с опросником АСВ вполне дают основание для замены этой методики беседой соответствующей направленности на языке, понятном кандидату.

В ПРИЛОЖЕНИЯХ 3,4,5 даны описания процедуры проведения и интерпретации данных трех используемых при диагностике методик – стандартизированного интервью, ЦТО и семейной социограммы. Эти методики доработаны с учетом конкретной цели обследования. Остальные методики используются в их классическом варианте.


      1. Процедура оценки.

Оценка психологической готовности семьи проводится в атмосфере доброжелательности и сотрудничества. Кандидаты являются не столько объектами, сколько участниками оценки. Психолог помогает кандидатам провести исчерпывающий самоанализ и реалистично посмотреть на самих себя и на роль замещающего родителя. Цель процедуры оценки заключается в том, чтобы кандидаты пришли к обоснованным выводам относительно своих интересов, сильных сторон и уязвимых мест и приняли взвешенные решения о том, в какой форме они будут участвовать в программе семейного устройства детей-сирот.

При проведении стандартизированного интервью специалист не должен задавать членам оцениваемой семьи вопросы обязательно в том порядке, который представлен в данных рекомендациях, и прилежно записывать ответы. Эффективное проведение предполагает диалог, в ходе которого поднимаются все перечисленные темы. Перечень вопросов следует использовать всего лишь как своего рода памятку, чтобы не забыть обсудить все важные аспекты и оценить необходимые личностные и семейные характеристики.


      1. Продолжительность проведения обследования.

Подготовка к проведению диагностики на семью занимает 1-2 часа и включает разработку индивидуальной программы обследования в зависимости от количества членов семьи, наличия детей (кровных или приемных), формы предполагаемого семейного жизнеустройства, особенностей жизненной ситуации семьи.

Например, в семье кандидатов имеются кровный ребенок, двое усыновленных, двое подопечных, и супруги собираются брать еще двоих приемных детей, причем с тяжелым заболеванием. Такое обследование, проводимое одним специалистом, требует тщательной подготовки, подбора методик, продумывания процедуры проведения, внесения корректив в содержание интервью.

Для проведения диагностики требуется время из расчета 1-2 часа на каждого члена семьи.

Количественная и качественная обработка результатов занимает от 2-х до 3-х часов на ребенка и от 3-х до 6-ти часов на взрослого.

Временные затраты на проведение психологического обследования рассчитываются на основании:

- проекта норм времени для расчета трудозатрат на выполнение видов работ педагогическими работниками государственных (муниципальных) образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, рекомендованный Минобразования РФ;

- трехлетнего опыта проведения диагностических обследований кандидатов в замещающие родители на базе ОЦППРиК.


    1. Психолого-педагогическая подготовка кандидата.

Психолого-педагогическая подготовка кандидатов может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме.


      1. Проведение психологического тренинга «Школа принимающего родителя».

Групповая подготовка кандидатов проходит в форме психологического тренинга «Школа принимающего родителя» (далее по тексту - ШПР) (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

Цели тренинга ШПР:

  • Профилактика вторичного сиротства.

  • Подготовка и оценка психологической готовности кандидатов в замещающие родители к принятию ребенка в семью.

Задачи:

  • Создать условия для осознания потенциальными родителями своих чувств, мотивов и ожиданий в процессе принятия решения взять ребенка.

  • Помочь кандидатам оценить сильные и слабые стороны своей воспитательской позиции, прогнозировать возможные последствия некомпетентного родительского поведения.

  • Помочь осознать проблемы, которые могут возникнуть с приемным ребенком, и ощутить ответственность.

  • Дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе тренинга для наиболее полной оценки его личностных качеств.

  • Вооружить кандидатов знаниями о специфике развития и потребностей детей, имеющих опыт нахождения в неблагополучной семье, пребывания в интернатном учреждении.

  • Дать представление о последствиях для ребенка жестокого обращения.

В тренинге используются мини-лекции, групповые дискуссии, кейс-метод, ролевые игры, метод мозгового штурма, психологический рисунок, психогимнастика.
Группа формируется из граждан, выразивших желание стать замещающими родителями (усыновителями, опекунами, приемными родителями), а также тех, кто еще не принял окончательного решения о принятии ребенка на воспитание в семью. Желательно, чтобы супружеские пары приходили на занятия в  полном составе, включая обоих супругов.

Направление из органов опеки является желательным, но не обязательным условием включения в группу.

Оптимальное количество участников занятий – от 10 до 15 человек.

Режим работы: 4 занятия по 5-6 академических часов. Частота встреч – 2-4 раза в месяц.

Занятия должны по возможности проводиться двумя ведущими. Ос-новной задачей второго ведущего  является не только ассистирование в  проведении тренинга, но и наблюдение за процессом работы группы для  лучшего знакомства с кандидатами.

Опыт показывает, что как группы не похожи одна на другую, так и  занятия в разных группах отличаются по стилю, темпу, настроению и др. 

Например, имеет значение состав группы по форме семейного устройства, предварительно выбранной  кандидатами. Хотя темы, предложенные в тренинге, полезны любому замещающему родителю, существует тем не менее определенная специфика в проведении для усыновителей и опекунов (приемных родителей). Так, будущих усыновителей больше интересуют психологические особенности младенцев и детей младшего возраста, медицинские вопросы, проблема тайны усыновления и т.п. Для опекунов более актуальными являются проблемы с обучением опекаемых детей, поведенческие отклонения у подростков, вопросы дисциплинирования, последствия травматического опыта жестокого обращения и многое другое. 

Поэтому ведущим надо уметь учитывать особенности каждой  конк-ретной группы и в зависимости от этого гибко планировать занятия. На  одних темах ведущие могут остановиться более подробно, другие только  обозначить. 

Если ведущие не укладываются во временные рамки занятия, они  могут перенести  часть тем на другое занятие. 



следующая страница >>