microbik.ru
1 2 ... 4 5
Методические рекомендации и планирование

по подготовке к ЕГЭ 2011 по обществознанию
Составитель: учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №22» г. Новотроицка Оренбургской области

О. Ф. Свистунова


Календарно-тематический план подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию

1. Раздел 1-2. Общество. Человек

2. Раздел 3. Познание

3. Раздел 4. Экономическая сфера общественной жизни

4. Раздел 5. Социальная сфера жизни общества

5. Раздел 6. Политическая сфера жизни общества

6. Раздел 7. Духовно-нравственная сфера жизни общества

7. Литература

Введение
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с программой по обществознанию и включают содержательную часть и проверочные тесты. Значительная часть тестовых заданий - это реальные варианты ЕГЭ прошлых лет. Проведенный анализ сдачи ЕГЭ выявил ряд проблем, тем, вопросов наиболее слабо усвоенных выпускниками. Поэтому в первую очередь раскрытию этих вопросов уделено первостепенное внимание.

По каждому блоку подготовлены презентации.


Календарно-тематический план подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию


Тема раздела

Кол-во часов

Темы занятий. Дата проведения

Практикум

Раздел I. Человек


3

- Взгляды мыслителей о мире и человеке

- Человек, индивид, личность

- Деятельность человека

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел II. Общество

4

- Общество как система

- Мыслители об обществе

- Цивилизация. Этапы цивилизационного развития общества

- Общественный прогресс. Гражданское общество.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел III. Познание

3

- Познание мира человеком: научное и ненаучное познание, самопознание.

- Сознание и самопознание. Истина и ее критерии.

- Мировоззрение. Менталитет.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел IV. Экономическая сфера жизни общества

4

- Экономические системы

- Национальная экономика и мировая экономика

- Экономическая деятельность

- Глобализация. НТП.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел V. Социальная сфера жизни общества

4

- Социальное познание. Исторический процесс и его участники.

- Социальные отношения. Социальные нормы. Нации и национальные отношения.

- Социальные институты и группы

- Социальные статусы и роли. Социальная мобильность

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел VI. Политическая жизнь общества.

5

- Политическая система. Понятие «государство». Происхождение государства. Политические режимы.

- Государство и власть. Формы государственного управления. Выборы и избирательная система.

- Россия: основы федеративного устройства. Демократия.

- Система органов государственной власти РФ. Местное самоуправление.

- Основы судебной власти в России

- Политическая деятельность и политическая культура.

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел VI. Право и общество.

6

- Право и основные понятия о праве. Роль права в жизни общества.

- Отрасли права. Правовая грамотность.

- Нормы права и его система. Стандарты прав человека.

- Правоотношения и юридические факты. Правоотношения и юридическая ответственность

- Правовое государство и гражданское общество

- Конституционное право. Конституция РФ

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

Раздел VII. Духовная жизнь общества

3

- Духовная сфера. Наука и образование. СМИ.

- Религия и мораль в обществе

- Духовная деятельность. Внутренний мир человека. Духовная культура

Тесты и задания КИМов по изучаемой теме

По каждому разделу практикум по написанию эссе


1. Раздел 1-2. Общество. Человек

Человек и общество

Этот раздел имеет ключевое значение для изучения всего курса обществознания. В силу этого необходимо усвоить само понятие общества как сложной, но в тоже время целостной динамической системы.

1. Понятие общества

Выделяют широкий смысл понятия общества:

  • обособившаяся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанная с ней часть материального мира;

  • совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

  • продукт совместной деятельности людей;

  • человечество в целом.

Узкий смысл - разные группы людей обладающих едиными чертами и признаками (рабовладельческое, американское, научно-техническое и д.р.)
2. Общество представляет собой целостную систему, способную к саморазвитию, изменениям.
Подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная, правовая.
Социальные институты - устойчивая совокупность людей.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными общностями в процессе экономической, социальной, политической, духовной жизни и деятельности.

Изменение общественной системы - переход общества из одного состояния в другое.

По направленности изменений - прогресс, регресс.
Факторы общественного развития:

  • природный;

  • социальный.


Изменения происходят в форме: эволюции и революции.
Взаимосвязь общества и природы:

  • человек выделился из природы, является ее частью;

  • тесно взаимодействует с ней, преображая ее.


Изменения во взаимоотношении общества и природы - техногенные революции.

Выделяются:

  • революция неолитическая - переход от экономики собирательства к производящей экономике;

  • промышленная революция - переход от ручного труда к машинному;

  • постиндустриальная революция - наука, знания, человек становится важнейшим фактором развития.


В истории развития общества ученые выделяют качественно отличные этапы.

Этап 1.

- дикость,

- варварство,

- цивилизация.

(Л.Г. Морган, Ф.Энгельс)
Этап 2.

- первобытно-общинная,

- рабовладельческая,

- феодальная,

- капиталистическая,

- коммунистическая.

общественно-экономические формации (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин)
Этап 3.

- доиндустриальная,

- индустриальная,

- постиндустриальная.

теория стадий (Д. Белл)
Общественный прогресс - совокупность поступательных изменений в обществе, его развитие, переход с более низкого уровня развития на более высокий.

Регресс - попятное движение.

Стагнация - застой.

Модернизация - переход от отсталых к современным эффективным формам организации всех сторон жизни общества.

Виды модернизации:

  • экономическая,

  • политическая,

  • социальная,

  • духовная.


Критерии прогресса:

  • развитие разума (Ж. Кондорсе, А.Тюрго);

  • прогресс научных знаний, морали, религии;

  • приближение общества к правовому устройству (Ф.Шеллинг);

  • развитие свободы (Гегель);

  • смена общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин);

  • целостность современного мира, противоречия.


Мир характеризуется:

  • разнообразием (различаются по природно-климатическим условиям, уровню развития обществ, этническому составу и т.д.);

  • целостностью (единством и взаимозависимостью) стран особенно в условиях усиливающейся глобализации мира, появления глобальных проблем.


Глобальные проблемы - проблемы, затрагивающие интересы всего человечества, от которых зависит само существование мира и которые возможно решить силами всего человечества.
Главные глобальные проблемы:

  • проблема войны и мира;

  • сохранения природной среды;

  • проблема бедности и богатства в мире;

  • демографические проблемы;

  • терроризма.


Становление современной цивилизации. Формационный и цивилизационные подходы.

Для формационного подхода характерны:

  • убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;

  • экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии общества;

  • общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является развитие производительных сил, совершенствование производственных отношений;

  • вера в неизбежность смены одной ОЭФ на другую.


Цивилизации - это крупные социокультурные системы со своими закономерностями.

Признаки цивилизации:

  • единое пространство;

  • единая система ценностей;

  • единые нормы морали;

  • специфический образ жизни;

  • психологическое осознание своего цивилизационного единства, единая ментальность;

  • характерный способ социального развития: эволюция, революция, традиция;

  • единая экономическая система.

Функции:

  • реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории;

  • дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций.


Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

  • человек является единственным творцом истории, изучение истории - это познание человека через формы его деятельности;

  • ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;

  • равенство цивилизаций, каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.


Современный мир состоит из множества цивилизаций, относящихся к двум общим типам обществ: индустриальному (западному) и традиционному (восточному).
Черты традиционного общества:

  • «непрерывность», плавность исторического процесса, отсутствие четких граней между эпохами;

  • неприменимость европейской концепции прогресса;

  • стремление общества не к подчинению природы, а к слиянию с ней, к гармонии;

  • основа экономики - общинно-государственная собственность на землю, коллективный труд, слабое развитие частной собственности;

  • низкий уровень социальной мобильности;

  • общество подчинено государству, личность - обществу;

  • харизматичность лидера, правителя;

  • общественная жизнь строится на традициях, обычаях, нормах жизни предшествующих поколений;

  • важная роль религии в жизни общества.


Западная цивилизация:

  • скачкообразное неравномерное развитие, часто революционным путем (революции не только политические, но и в экономической, социальной, духовной областях);

  • общественный прогресс очевиден, существуют критерии его оценки;

  • общество стремится максимально использовать природу в своих целях;

  • экономика основана на частной собственности, которая рассматривается как естественное и неотъемлемое право человека;

  • высокая социальная мобильность;

  • гражданское общество, правовое государство;

  • права и свободы граждан закреплены юридическими актами;

  • способность общества к быстрым и существенным изменениям;

  • наука, образование как важный фактор развития общества.


Индустриальная цивилизация. Постиндустриальное общество. Современные этапы НТР
Черты индустриальной цивилизации:

преобладание промышленного производства над сельским хозяйством;

  • массовый характер производства;

  • развитие товарно-денежных отношений, национальных и мировых рынков;

  • урбанизация;

  • высокая социальная мобильность, ликвидация сословных привилегий;

  • правовое государство; права и свободы граждан, закрепленные законом;

  • гражданское общество;

  • автономия личности, развитие индивидуализма;

  • рационализм в духовной сфере;

  • цивилизация техногенная, основанная на машинной технике и машинной технологии.

Научно-техническая революция определяет лицо современного мира.

К характерным чертам НТР относятся:

  • универсальность и всеобщность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира;

  • ускоряющиеся темпы научно-технических преобразований;

  • изменение роли человека в процессе производства, повышение требований к уровню его квалификации, увеличение доли умственного труда;

  • использование достижений науки и техники в первую очередь в военных целях;

  • использование военных технологий в народном хозяйстве.


НТР включает в себя:

  • науку, увеличилась доля занятых в ней, возросли расходы на научные исследования, выросло значение наукоемких производств;

  • технику и технологию, созданы технологии, направленные на сбережение ресурсов, новейшие электронные технологии;

  • производство, которое изменилось коренным образом на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации;

  • управление, в котором стали использовать компьютерные технологии сбора информации, ее обработки и принятия решений.


Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным).
К постиндустриальной цивилизации человечество начало переходить в последней четверти XX в.
Черты постиндустриального общества:

  • выдвижение на первый план сферы услуг;

  • индивидуализация производства и потребления;

  • развитие мелкосерийного производства;

  • ведущая роль науки, знаний и информации;

  • внедрение ЭВМ и информационных технологий;

  • стирание классовых различий, сближение размеров доходов разных слоев населения, рост среднего класса;

  • цивилизация является антропогенной, главной ценностью и целью ее является человек.


Биосоциальная сущность человека. Деятельность и ее виды

Человек появился на Земле в результате длительной эволюции и является ее вершиной.

Вместе с человеком появилась новая форма существования материи, высшая по сравнению с биологической - социальная. Но в то же время человек, являясь существом соци­альным, нормально функционирует, используя, а не нарушая законы природы. Природа в свою очередь удовлетворяет различные потребности человека.


следующая страница >>