microbik.ru
1 2 ... 5 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
органам местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности

Организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 года №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» гарнизоны пожарной охраны определяются как совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Создание местных гарнизонов пожарной охраны на определенной территории с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории муниципальных образований позволяет решить многие вопросы связанные с реализацией первичных мер пожарной безопасности.

Создание муниципальной и добровольной пожарной охраны,

привлечение сил и средств
1 мая 2009 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 22 июня 2008 года № 122-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Регламент).

В соответствии со ст. 76 Регламента дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.

Указанные требования являются основанием органам местного самоуправления в части рационального размещения новых подразделений пожарной охраны и создания дополнительных условий (строительство и ремонт дорог, обеспечение средствами связи, внедрение беспроводной системы оповещения и др.) в целях реализации указанных положений Регламента.

В соответствии со статьей 11.1 Закона муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления (форма постановления Главы муниципального образования об утверждении Положения о муниципальной пожарной охране - приложение № 3), целесообразно на базе подразделений противопожарной службы создание единой пожарно-спасательной службы, способной комплексно реагировать на различные деструктивные события и чрезвычайные ситуации любого характера и масштаба. В таблице 1 представлен вариант нормирования общего количества технических и кадровых ресурсов подразделений пожарно-спасательной службы в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории населенного пункта.
Таблица 1
Проект нормативов основных ресурсов муниципальной пожарно-спасательной службы

№ п/п

Население, тыс.чел.

S1, кв.км.

N2

Количество ОПСА по видам

Р3

Численность л/с по должностям4

Общая

числ-ть л/с5

R1

R2

R3

ОПА6

СА

АПП

ОПА7

ПМ

ВС

ПС

ст.ПС

КО

ПНК

НК

1

до 3

<208

1

1

1

1

3

1

2

2

1

-

-

1

7

28

21

2

3 – 5

<20

1

1

1

1

3

1

2

2

-

1

-

1

7

28

21

3

5 – 10

<20

1

2

1

1

4

1

3

5

2

1

-

1

13

52

39

4

10 – 25

<20

1

2 – 3

1

1

1

5-6

1

4

8

2

1

1

1

18

72

54

5

25 – 50

<20

2

4

2

1

1 – 2

8-9

2

5

12

3

2

1

2

27

108

81

6

50 – 100

<20

2

5

2

2

2

11

2

7

15

4

2

2

2

34

136

102

20 – 40

3

5

2

2

3

12

2

7

15

4

2

2

2

34

136

102

7

100 -

150

20 – 40

3

6

3

2

2

13

3

8

18

3

3

3

3

41

164

123

40 – 60

3

6

3

3

3

15

3

9

18

3

3

3

3

42

168

126

8

150 – 200

20 – 40

4

7

3

3

3

16

3

10

20

6

3

3

3

48

192

144

40 – 60

4

7

4

3

3

17

4

10

20

6

3

3

3

49

196

147

60 – 80

5

8

4

3

4

19

4

11

24

4

4

4

4

55

220

165

9

200 – 300

40 – 60

5

8

5

3

4

20

5

11

24

4

4

4

4

56

224

168

60 – 80

5

9

5

4

4

22

5

13

25

5

5

5

5

63

252

189

80 – 100

6

10

6

4

5

25

6

14

27

5

6

6

6

70

280

210

10

300 – 400

40 – 60

6

10

6

4

5

25

6

14

27

5

6

6

6

70

280

210

60 – 80

7

11

6

4

5

26

6

16

30

6

6

6

6

76

304

228

80 – 100

8

12

6

5

5

28

6

17

36

6

6

6

6

83

332

249

100 – 120

9

12

7

6

6

31

7

18

36

6

6

6

6

85

340

255


1. S – площадь территории города (населенного пункта);

2. N – количество пожарно-спасательных депо;

3 Р – общая численность пожарно-спасательных автомобилей (боевой расчет + резерв);

4. Численность личного состава по должностям: ПМ – парамедик; ВС – водитель-спасатель; ПС - пожарный-спасатель; ст.ПС – старший пожарный-спасатель; КО – командир отделения; ПНК – помощник начальника караула; НК – начальник караула.

5. Общая численность личного состава: R1 – количество личного состава, находящегося на круглосуточном боевом дежурстве на основных пожарно-спасательных автомобилях; R2 – общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 4-х сменном графике дежурства; R3 - общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 3-х сменном графике дежурства;

6. ОПА – количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете;

7. ОПА – количество основных пожарных автомобилей в резерве;

8. При непопадании города ни в одну из представленных категорий работает правило ближайшего соседа.

В соответствии со статьей 13 Закона добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Статьей 10 Закона определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных средств.

В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения субъектовой Государственной противопожарной службы или пожарной охраны муниципального района и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемых пожарно-спасательным добровольчеством. Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований, а также регистрации добровольных пожарных указан в приложении № 4.

В таблице 2 представлены оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях.

Таблица 2
Оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях

№ п/п

Ресурсы

Удаленность сельского муниципального образования до ближайшего подразделения субъектовой ГПС или муниципальной пожарной охраны [км] и состояние подъездных дорог

Твердое дорожное покрытие

Прочие дороги

Отсутствие подъезда к сельским поселениям

<5

5-10

10-20

20-30

>30

<5

5-10

10-20

20-30

>30

<5

5-10

10-20

20-30

>30

1

Необходимое число добровольных пожарных-спасателей (на дежурстве) на сельское муниципальное образование

11

2

2

3

3

2

2

3

3

4

2

3

4

4

4

2

Тип и количество пожарно-спасательной техники на сельское муниципальное образование

-

м2

тр3, м

АЦ4,

тр

АЦ, тр,

м

м

тр, м

АЦ,

тр

АЦ, тр,

м

АЦ, тр,

м

м

тр, м

АЦ, тр,

м

АЦ, тр,

м

АЦ, тр,

м


1в таблице представлены значения, полученные методом экспертных оценок;

2м – мотопомпа;

3тр- трактор с бочкой;

4АЦ – автоцистерна.
Организацию служебной деятельности пожарной охраны целесообразно проводить в соответствии с нормативными правовыми актами, применяемыми в системе Государственной противопожарной службы МЧС России.
Для определения численности личного состава муниципальной пожарной охраны, создаваемой в муниципальном образовании, предлагаем методику расчета, основанную на оценке соотношения площади обслуживаемой территории муниципального образования и численности проживающего населения на данной территории.

Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны, предлагаем определять численность из расчета 1 единица личного состава муниципального образования на 200 человек населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12-километров.

В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения муниципальной пожарной охраны, с учетом минимального количества личного состава – 5 человек, предлагаем организовать дежурство из расчета - 1 водитель круглосуточно и 1 водитель подменный – выходит каждый день на 8 часовой рабочий день.

Обеспечение специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением предлагаем производить согласно действующих норм.

Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью.

Организация порядка привлечения сил и средств подразделений

пожарной охраны для тушения пожаров на местном уровне
Порядок привлечения сил и средств пожарной охраны для тушения пожаров на территории соответствующего муниципального образования осуществляется на основании расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) (далее – расписание (план)).

Расписание (план) утверждается постановлением органа местного самоуправления.

К тушению пожаров привлекаются другие виды пожарных формирований (ведомственная, добровольная, частная) дислоцирующихся на территории муниципального образования на основании заключенных соглашений. Целесообразно закрепить минимально допустимое количество ресурсов субъектовой и муниципальной пожарной охраны в зависимости от численности населения и площади территории муниципалитета с учетом параметров оперативной деятельности противопожарной службы. В таблице 3 приведен вариант нормирования минимально допустимого количества сил и средств субъектовой Государственной противопожарной службы в муниципальных образованиях.

Таблица 3

Нормирование минимально допустимого количества технических и кадровых ресурсов субъектовой Государственной противопожарной службы в муниципальных образованиях

Численность населения, N, тыс. чел.

Количество депо, R

Количество основных пожарных автомобилей, Kопа

Количество специальных пожарных автомобилей, Kспа

Численность личного состава, находящегося на боевом дежурстве, Kл/с, чел.

< 25

1

2 / 1 – 22

13

10

25-50

1-21

2 – 41 / 2

1

12 - 18

50-100

2-3

4 – 6 / 4

1-2

18 - 25

> 100

3-4

6 – 8 / 6

2

25 - 35

1 Нижнее значение соответствует нижней границе численности населения, верхнее – соответствует верхней границе (при определении минимально допустимого количества ресурсов субъектовой ГПС учитывается также площадь территории муниципального образования).

2. В числителе количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете, в знаменателе – количество основных пожарных автомобилей в резерве.

** В случае наличия зданий высотой 3 и более этажей.
Разработка расписания (плана) включает в себя:

определение перечня объектов муниципального образования, тушение пожаров на которых требует привлечение дополнительных сил и средств пожарной охраны;

предварительное планирование действий по тушению пожаров в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории муниципального образования;

определение количества дополнительных сил и средств пожарной охраны, необходимых для тушения пожаров;

разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств (доставка пожарной и приспособленной техники) пожарной охраны муниципального образования для тушения пожаров в населенных пунктах не имеющих транспортных сообщений.

Оперативное взаимодействие при тушении пожаров между подразделениями противопожарной службы и службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, энергослужба, «Водоканал», ЖКХ и др.), а также правоохранительными органами муниципального образования осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.

Для ликвидации крупных пожаров, при которых сил и средств подразделений пожарной охраны, расположенных в границах муниципального образования недостаточно – задействуется «План привлечения сил и средств подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на тушение пожаров», который утверждается постановлением администрации субъекта федерации.

Переработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств), проводится не реже одного раза в три года, а также при издании новых нормативных правовых актов в области организации пожаротушения, изменении организационно-штатной структуры, списочной численности личного состава, изменения табеля положенности пожарной и специальной техники.

Корректировка проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Отработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) проводится при проведении тактико-специальных учений и тренировок.

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения

мерам пожарной безопасности



Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности на органы государственной власти, органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению противопожарной пропаганды и обучению населения мерам пожарной безопасности.

Статья 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет, что противопожарная пропаганда – это целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

В целях реализации положений Федерального закона «О пожарной безопасности», органами местного самоуправления организуется и обеспечивается проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности является одной из форм профилактики пожаров и гибели людей.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности по месту жительства осуществляется через:

тематические выставки, смотры, конференции, конкурсы;

средства печати – выпуск специальной литературы и рекламной продукции, листовок, памяток; публикации в газетах и журналах;

радио, телевидение, обучающие теле- и радиопередачи, кинофильмы, телефонные линии, встречи в редакциях;

устную агитацию – доклады, лекции, беседы;

средства наглядной агитации - аншлаги, плакаты, панно, иллюстрации, буклеты, альбомы, компьютерные технологии;

работу с творческими союзами (союз журналистов, союз художников, союз композиторов и т.д.) по пропаганде противопожарных знаний.

Еще одной формой противопожарной пропаганды могут быть сходы граждан, на которых также принимаются решения и по вопросам обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования.

Обучение учащихся средних общеобразовательных школ и воспитанников дошкольных учреждений мерам пожарной безопасности осуществляется через:

преподавание в рамках уроков ОБЖ;

тематические творческие конкурсы среди детей любой возрастной группы;

спортивные мероприятия по пожарно-прикладному спорту среди школьников и учащихся высших, средних специальных учебных заведений и учебных учреждений начального профессионального образования;

экскурсии в пожарно-спасательные подразделения, с показом техники и открытого урока обеспечения безопасности жизни;

организация тематических утренников, КВН, тематических игр, викторин;

организация работы в летних оздоровительных лагерях;

создание дружин юных пожарных (ДЮП) (приложение № 5);

оформление уголков пожарной безопасности.

Для организации работы по пропаганде мер пожарной безопасности, обучения населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений, городских округов, руководителями организаций, учреждений, учебных и дошкольных заведений независимо от формы собственности.

Должностное лицо органа местного самоуправления, ответственное за проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности, ведет всю необходимую документацию по планированию и учету работы, контролирует ее ведение руководителями органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций.

Органы местного самоуправления являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Кроме этого, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности может возлагаться на инструкторов пожарной профилактики.

На противопожарную пропаганду и обучение в бюджетах органов местного самоуправления в обязательном порядке предусматриваются денежные средства.

Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно.


следующая страница >>