microbik.ru
1 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам оценки профессионального потенциала муниципальных служащих
Раздел 1. Алгоритм оценки профессионального потенциала муниципальных служащих
Организация работы по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих в органе местного самоуправления может предусматривать следующие этапы:

1. Определение должностного лица или структурного подразделения в органе местного самоуправления, ответственного за ведение работы по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих.

2. Определение способа проведения оценки профессионального потенциала муниципальных служащих (силами специалистов органа местного самоуправления либо передача на аутсорсинг) и ее периодичности.

3. Разработка и/или утверждение методики проведения оценки профессионального потенциала муниципальных служащих.

4. Проведение оценки профессионального потенциала муниципальных служащих, предусматривающей следующие шаги (либо их часть):

4.1. Проведение собеседования с муниципальным служащим.

4.2. Тестирование муниципального служащего.

4.3. Выполнение муниципальным служащим практического задания.

5. Анализ результатов оценки профессионального потенциала муниципальных служащих и подготовка предложений.
Раздел 2. Методика оценки профессионального потенциала муниципальных служащих
1. Оценка профессионального потенциала муниципального служащего представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия его личных качеств, результатов его деятельности определенным требованиям.

Оценке могут подвергаться не только потенциальные возможности муниципального служащего, его профессиональная компетентность, но и реализация этих возможностей в ходе выполнения своих обязанностей, соответствие процесса выполнения этой работы нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям.

Одна из задач оценки профессионального потенциала муниципального служащего – выявление его трудового потенциала, степени использования этого потенциала, соответствие муниципального служащего замещаемой должности или его готовности заместить конкретную должность муниципальной службы, определение ценности муниципального служащего, как работника, для органа местного самоуправления.

Оценка профессионального потенциала муниципального служащего имеет непосредственное отношение к повышению эффективности деятельности органа местного самоуправления, поскольку по результатам оценки появляется возможность:

совершенствовать расстановку кадров путем подбора наиболее подходящих кандидатур на ту или иную должность муниципальной службы;

улучшать использование кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение;

выявлять направления повышения квалификации муниципальных служащих;

совершенствовать формы и методы работы руководителей;

формировать положительное отношение к труду, обеспечивать удовлетворенность работой и др.

Мониторинг профессионального потенциала позволяет решать ряд задач органа местного самоуправления:

- определение профессионального уровня кадров в системе органов власти;

- оперативное и постоянное информирование руководящего состава о кадровом потенциале органа местного самоуправления;

- прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития кадрового потенциала.

В случае приятия решения о внедрении в органе местного самоуправления института оценки профессионального потенциала муниципальных служащих, прежде всего руководителю соответствующего органа необходимо принять решение об определении должностного лица или структурного подразделения в органе местного самоуправления, ответственного за ведение работы по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих.

2. Оценка профессионального потенциала муниципальных служащих может осуществляться органом местного самоуправления самостоятельно либо путем привлечения сторонних организаций, специализирующихся в указанной сфере.

Привлечение специализированных организаций (аутсорсинг) позволит выполнить оценку более корректно и компетентно. Вместе с тем, это потребует проведения конкурсных процедур для отбора исполнителя, и повлечет увеличение расходов бюджета муниципального образования.

В условиях ограниченности средств местного бюджета систему оценки профессионального потенциала, в том числе разработку соответствующей методики, тестов и практических заданий, целесообразно проводить силами кадрового подразделения (должностного лица) органа местного самоуправления.

Поскольку профессиональный потенциал любого работника не является статичным показателем, его оценку необходимо проводить с определенной периодичностью (оптимально – ежегодно), в этом случае возможно будет оценить динамику роста (снижения) профессионального потенциала, результативность мер, принятых по итогам предыдущей оценки.

3. Существуют две основных группы оценки профессионального персонала – экспертные и инструментальные. Эксперт – это человек, хорошо знающий специфику деятельности на конкретном месте и людей, которым он должен дать оценку.

Экспертиза основана на длительном наблюдении за человеком в условиях его реальной деятельности. И эксперт принимает решение на основе сложившегося представления о человеке – чаще всего оно является очень точным.

Вместе с тем экспертная оценка имеет и ряд недостатков:

- трудоемкость организации и проведения;

- экспертная оценка не позволяет работать с только что принятыми на работу руководителями или молодыми специалистами;

- оценка работника через результаты его труда всегда ограничена тем, что не оценивает его профессиональный потенциал;

- дефицит специалистов, способных выступить в качестве экспертов.

Другим способом оценки является инструментальный.

Для его реализации предназначены разнообразные тестовые испытания.

Для оценки способностей и личности работника часто используются традиционные психологические методики, такие, как тест Кеттелла, тест Розенцвейга, тест Айзенка, Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI) и т.п. В результате тестирования выявляются различные качества личности работника и предполагается, что некоторые из них влияют на эффективность исполнения должностных обязанностей и позволяют иметь тот или иной профессиональный потенциал.

Тесты предоставляют необходимый для представителя нанимателя (работодателя) список личностных факторов работников, но такой результат имеет скорее теоретическую значимость, и на его основе трудно дать рекомендации для кадровых решений.

Еще одним элементом инструментального подхода является выполнение работником практических заданий. При этом определяются профессиональные качества работника, его знания, навыки и умения.

Таким образом, по отдельности ни один из методов оценки профессионального потенциала муниципального служащего не позволяет составить объективного полного представления. Только комплексный подход в оценке профессионального потенциала муниципальных служащих, сочетающий все или несколько методов, дает возможность эффективно пользоваться данным инструментом кадровой работы.

4. Итак, исходя из комплексности подхода к оценке профессионального потенциала, его проведение можно разделить на несколько этапов:

4.1. Проведение собеседования с муниципальным служащим.

Собеседование является одним из наиболее распространенных методов оценки профессионального уровня муниципальных служащих, используется при отборе кандидатов на вакантные должности муниципальной службы, при проведении аттестации, формировании кадрового резерва и т.д.

Собеседование может проводиться уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления самостоятельно либо с привлечением независимых специалистов (в сфере профессиональной деятельности муниципального служащего, а также психолога, педагога и т.п.).

Для оценки профессионального потенциала муниципального служащего рекомендуется проводить структурированное собеседование, основной чертой которого является заранее составленный план, в котором определены темы для разговора и вопросы муниципальному служащему.

В качестве примера можно предложить следующую схему.


п/п

Примерные вопросы

Цели и подтексты вопросов

1.

Расскажите о своем последнем месте работе? Чем вы занимаетесь сейчас?

Установление контакта и первое впечатление о собеседнике. Планирование хода интервью.


2.

Что вам больше всего нравится в нынешней работе?

Уточнение сферы профессиональных интересов, оценка сильных сторон муниципального служащего.


3.

Что вам меньше всего нравится в нынешней работе?

Поведение собеседника при ответе на этот вопрос выявляет степень его искренности и может указывать на слабые стороны человека.


4.

Каким образом вы получили работу?

Ответ на этот вопрос выявляет степень искренности и самостоятельности муниципального служащего.


5.

Каких успехов вам удалось достичь на нынешней работе?

Определение уровня профессиональной компетенции, притязаний, критичности, способности к саморазвитию, ориентации на достижения.


6.

Что входит в ваши обязанности и все ли вас устраивает?

Информация позволяет уточнить сферу профессиональной компетенции работника и его отношение к работе.


7.

Опишите себя в общих словах.

Выяснение представление человека о себе (самооценка, притязания, критичность).


8.

Чему или кому вы обязаны своими профессиональными успехами?

Косвенная оценка уровня субъективного контроля, профессионально важных качеств и творческого потенциала муниципального служащего.


9.

Каковы ваши дальние и ближние цели?

Определение готовности муниципального служащего к развитию, способность планировать свое будущее.


10.

Изменили бы вы свою карьеру, если бы начали все сначала?

Выяснение приоритетных целей и ценностей.



11.

Каким вы представляете свое профессиональное будущее через пять лет?

Определение карьерных планов, уровня притязаний, самооценка муниципального служащего.


Результаты собеседования оцениваются в совокупности с иными методами оценки и включаются в заключение по результатам оценки профессионального потенциала муниципального служащего.

4.2. Тестирование муниципального служащего.

Форма проведения тестирования может быть компьютерной либо бланковой.

Компьютерная форма предполагает предъявление тестовых заданий посредством специально разработанной компьютерной программы с последующей компьютерной обработкой.

При бланковой форме тестовые задания предъявляются муниципальному служащему на специально разработанных бланках (на бумажных носителях), в которых содержится инструкция по выполнению задания, а также прилагается специальная форма для регистрации ответов тестируемого.

В отличие от аттестации тестирование в целях оценки профессионального потенциала целесообразнее проводить для определения личностных характеристик (интеллектуальных, творческих способностей, мотивационных ценностных ориентиров и т.п.).

При проведении тестирования осуществляется разработка собственных тестов, либо использование уже готовых психологических и иных тестов.

Примеры тестов содержатся в разделе 3 настоящих рекомендаций.

4.3. Выполнение муниципальным служащим практического задания.

Указанный вид оценки направлен, прежде всего, на оценку профессиональных качеств муниципального служащего.

Выполнение практических заданий может заключаться в написании реферата, эссе (краткий очерк) по заданной теме; проведении экспертизы проектов правовых актов, программ или иных документов; решении практических задач и т.д.

Выполнение заданий может быть в двух вариантах:

- «домашнее задание»;

- задание, выполняемое непосредственно в присутствии специалиста, проводящего оценку, в ограниченный промежуток времени (20-40 мин), с предоставлением оцениваемому дополнительных материалов или без такового (например, решение практических задач).

В структуре профессиональной деятельности муниципальных служащих можно выделить следующие основные сферы: финансово-экономическая, социальная, сфера муниципальной собственности, городского хозяйства, организационно-административная сфера. Такая дифференциация муниципальных служащих должна являться основой при формировании методики оценки профессионального потенциала муниципальных служащих.

Примеры практических заданий содержатся в разделе 4 настоящих рекомендаций.

5. Результаты оценки профессионального потенциала муниципального служащего оформляются в форме мотивированного заключения (раздел 5 настоящих методических рекомендаций).

Оценка профессионального потенциала должна проводиться одновременно в отношении всех, без исключения, муниципальных служащих для получения полного, комплексного представления о трудовом коллективе органа местного самоуправления, его кадровых и профессиональных перспективах.

Такая оценка должна включать в себя:

анализ кадровой структуры органа местного самоуправления;

оценку текущего состояния кадрового резерва;

оценку управленческого потенциала.

Оценка профессионального потенциала каждого конкретного муниципального служащего представляет собой комплексную оценку, включающую в себя следующие компоненты:

профессиональная компетентность;

управленческая компетентность;

личностно-профессиональные ресурсы.

По итогам оценки кадрового потенциала представитель нанимателя (работодатель) получает информацию не только о том, каков профессиональный и должностной состав работников, но и о мотивации должностного и профессионального роста, индивидуальных ценностях, предпочтениях и ожиданиях муниципальных служащих, степень их ответственности за результаты своей работы. Наибольший интерес для руководителя может представлять оценка управленческого потенциала. Сопоставление принципов руководителя при назначении на должность с оценкой управленческого потенциала позволяет из нескольких вариантов выбрать наиболее оптимальную кандидатуру для назначения.

Особо следует отметить, что результаты оценки профессионального потенциала муниципального служащего будут содержать его персональные данные, следовательно, их сбор, обработка и хранение должны осуществляться с соблюдением соответствующего законодательства.
Раздел 3. Тест по оценке профессионального потенциала муниципальных служащих в установленной сфере деятельности
Для проведения теста муниципальному служащему предлагается отметить в бланке теста один из вариантов ответа на каждый из следующих 24 вопросов:
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

   a. общаться с самыми разными людьми;

   b. снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.

   c. заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

   a. возможность следить за ходом мыслей автора;

   b. художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

   c. сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

   a. за общественную деятельность;

   b. в области науки;

   c. в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

   a. главным механиком;

   b. начальником экспедиции;

   c. главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют

   a. взаимопонимание между людьми;

   b. научные открытия;

   c. развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

   a. созданием дружного, сплоченного коллектива;

   b. разработкой новых технологий обучения;

   c. работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет

   a. внутреннее устройство экспонатов;

   b. их практическое применение.

   c. внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю, прежде всего

   a. дружелюбие и отзывчивость

   b. смелость и выносливость;

   c. обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы

   a. ставить различные опыты, эксперименты;

   b. писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

   c. тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует

   a. возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

   b. экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

   c. деловое общение;

11. Мне интереснее беседовать о

   a. человеческих взаимоотношениях;

   b. новой научной гипотезе;

   c. технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы был выбор из трех кружков, я бы выбрал

   a. технический;

   b. музыкальный;

   c. спортивный.

13. В организации следует обратить особое внимание на

   a. улучшение взаимопонимания между руководителем и подчиненными;

   b. поддержание здоровья, физической формы;

   c. укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

   a. научно-популярные фильмы;

   b. программы о культуре и искусстве;

   c. спортивные программы.

15. Мне бы понравилось работать

   a. с детьми или подростками;

   b. с машинами, механизмами;

   c. с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна

   a. учить общению с другими людьми;

   b. давать знания;

   c. обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни

   a. иметь возможность заниматься творчеством;

   b. вести здоровый образ жизни;

   c. тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о

   a. защите интересов и прав граждан;

   b. достижениях в области науки и техники;

  c. материальном благополучии граждан.

19. В школе мне больше всего нравились уроки

   a. труда;

   b. физкультуры;

   c. математики.

20. Мне интереснее было бы

   a. заниматься сбытом товаров;

   b. изготавливать изделия;

   c. планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о

   a. выдающихся ученых и их открытиях;

   b. интересных изобретениях;

   c. жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю

   a. читать, думать, рассуждать;

   b. что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

   c. ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о

   a. научном открытии;

   b. художественной выставке;

   c. экономической ситуации.

24. Я предпочту работать

   a. в помещении, где много людей;

   b. в необычных условиях;

   c. в обычном кабинете
Ключ к тесту




I

II

III

IV

V

VI

1

a

-

-

b

-

c

2

-

a

-

b

c

-

3

a

b

-

c

-

-

4

-

-

a

-

b

c

5

a

b

c

-

-

-

6

a

b

-

-

-

c

7

-

a

b

c

-

-

8

a

-

-

-

b

c

9

-

a

-

b

c

-

10

-

-

-

a

b

c

11

a

b

c

-

-

-

12

-

-

a

b

c

-

13

a

-

-

-

b

c

14

-

a

-

b

c

-

15

a

-

b

-

c

-

16

a

-

b

-

-

c

17

-

-

-

a

b

c

18

a

b

c

-

-

-

19

-

-

a

-

b

c

20

a

-

b

-

-

-

21

-

a

b

c

-

-

22

-

a

b

c

-

-

23

-

a

-

b

-

c

24

a

-

-

-

b

c























Обработка результатов теста
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

• 10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.

• 7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.

• 4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.

• 0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов.
Интерпретация результатов теста
I. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

II. Склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

III. Склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк.

IV. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

V. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

VI. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Источник: Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.
Вариант 2.
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.


Профессиональная мотивация

Внепрофессиональная мотивация

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

 

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

 


следующая страница >>