microbik.ru
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


Кафедра: Экономики организаций и предпринимательства



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



по выполнению курсовой работы по Экономике организаций (предприятий)

для студентов экономических специальностей

Ханты – Мансийск

2009 г.
Автор доцент кафедры «Экономики организаций и предпринимательства» к.э.н. Л.Л. Богомолова

Рецензент: Голобородько С.В. , к.э.н., доцент


Утверждено и рекомендовано решением

научно – методического совета ИПЭУ ЮГУ,

в качестве методических рекомендаций

протокол № 6 от 22 декабря 2003 г.
РИО ИПЭУ ЮГУ, 2003.

Богомолова Л.Л., 2003.

Богомолова

Любовь Леонидовна

Методические рекомендации

Оригинал – макет выполнен РИО ИПЭУ ЮГУ
Подписано в печать . Заказ №

Бумага офсетная. Формат 60x84x16. Гарнитура Times New Roman Cyr.

Печать RISO. Усл. печ. Л. . Тираж

РИО ИПЭУ ЮГУ

Ул. Мира, 124/1, г. Ханты – Мансийск. ХМАО, 628012

Тел.: 5-02-97, 5-02-57

36. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / Под редакцией профессора М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА – М,2000.

38. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: ПРОИНВЕСТ Консалтинг,1995.

39. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ»,1997.

40. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Перевод с английского / Под редакцией Л.П. Белых. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ,1997.

41. Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика: Учебное пособие / Под редакцией В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика.

42. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

43. Гельман Д., Львов Д. И другие. Теория и практика экономических реформ. Экономист,1993.

44. Монден Я, Сибаков Р., и другие. Как работают японские предприятия. – М.: Экономика,1989.

45. Назаревский В.А. Разработка и освоение новой продукции в США. – М.: Наука,1993.

46. Форстер П. Обновление производства.: Атакующие выигрывают. – М.: Прогресс,1992.

47. Управление фирмой в условиях рынка. – Л.: Аквилон,1991.

48. Якобсон Л.Н. Экономика общественного сектора. – М.: «Знание»,1996.

49. Демьяненко Н.О. Соотношение между основными и оборотными средствами на предприятиях. Ж. АПЛ.: ЭУП «7, 1989.

50. Аликбеков М.М., Лукинов М.П. Проблемы развития предприятий в рыночных условиях, 1996.

52. Райзберг Б.А. Введение в экономику. М.: МП. «Новая школа», 1993.

53. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997.

1.Цели и задачи курсовой работы.
Курсовая работа является одним из этапов обучения в ВУЗе и завершает изучение данного предмета в пределах утвержденной программы.

В связи с этим написание курсовой работы преследует следующие цели:

- систематизацию полученных знаний;

- углубленное изучение и закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине и применение их при решении конкретных практических вопросов;

- закрепление навыков самостоятельной работы, овладение новыми методами исследования.
В курсовой работе студент должен проявить:

- умение работать с литературными источниками;

- способности в проведении экономического анализа и на его основе дать объективную оценку современного уровня развития предприятия (фирмы, компании);

- умение выявить резервы и пути увеличения производства продукции (улучшения деятельности предприятия);

- способности логически и последовательно излагать свои мысли, делать выводы, предлагать возможные пути решения проблемы.
2. Примерная тематика курсовых работ:
Тема курсовой работы выбирается студентом произвольно, но необходимо, чтобы она соответствовала теме будущей дипломной работы.

При выборе темы курсовой работы студент должен исходить из важности проблемы и возможности использования результатов исследования в конкретных условиях для предприятия (управленческой структуры).

Примерные темы курсовых работ

по Экономике предприятий


  1. Экономическая оценка деятельности предприятия (отрасли административного органа: комитета, управления, департамента, фонда).

  2. Экономическая оценка производства продукции на предприятии.

  3. Экономическая оценка инновации на предприятии.

  4. Технико–экономическое обоснование деятельности предприятия.

  5. Экономическая целесообразность деятельности предприятия.

  6. Оценка экономической эффективности деятельности предприятия.

  7. Экономическая оценка деятельности малого предприятия.

8. Экономическая оценка производства продукции.

9. Экономическая оценка использования трудовых ресурсов.

10. Экономическая оценка использования основных средств.

11. Экономическая оценка использования сырьевой базы.

  1. Экономическая оценка использования ресурсного потенциала.

13. Экономическая оценка использования автопарка.

14. Экономическая оценка использования техники и машин.

15. Экономическая оценка использования оборудования.

16. Экономическая оценка инвестиционных вложений.

17. Экономическая оценка системы управления.

  1. Пути повышения экономической эффективности производства продукции.

  2. Пути повышения использования трудовых ресурсов использования основных средств.

  3. Пути повышения использования сырьевой базы.

  4. Пути повышения использования ресурсного потенциала.

  5. Пути повышения использования автопарка.

  6. Пути повышения использования техники и машин.

  7. Пути повышения использования оборудования.

17. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. – М.: СОФИТ,1994.

18. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА – М,1996.

20. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика,1992.

21. Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. и др. Экономика предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

22. Старр М. Управление производством. – М., 1968.

23. Синк Д.С. Управление промышленностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.,1989.

24. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. – СП б.,1992.

25. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1995.

26. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.,1993.

27. Как начать свое дело? Законодательство. Образцы учредительных документов. – М.,1981.

28. Юданов А.Ю. Фирмы и рынок.(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Экономика», №8) – М.,1990.

29. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг. – М.,1991.

30. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. – М.,1995.

31. Экономика, организация и планирование промышленного производства. – 2-е изд. / Под общей редакцией Н.А. Лисицына. – Минск: Вышейшая школа., 1990.

32. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общей редакцией профессора А.И. Руденко. – Минск: Белорусский государственный университет,1995.

33. Толковый словарь рыночной экономики / Под общей редакцией Ф.А. Крутикова. 2-е изд. – М.:РИФ,1993.

34. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

35. Шмален Г. Основы и проблемы Экономики предприятия: Перевод с немецкого. – М.: Финансы и статистика,1996.

5.Список рекомендуемых источников литературы для написания курсовой работы
1. Экономика предприятия. Учебник под ред. Горфинкеля В.Я. М,- «Банки и биржи». Изд.объед.«ЮНИТИ», 2000 год.

2. Экономика фирмы. Терентьев М.В., Савруков Н.Т., С - Петербург, «Политехника», 1998 год.

3. Экономика предприятия. Савруков А.Т., Егоров А.И., С - Петербург, «Политехника», 1998 год.

4. Экономика малого предприятия. Глухов В.В., Чебоксары, 1999 год.

5. Экономика и статистика фирм. Адамов М., «Финансы и статистика», 1996 год.

6. Экономика предприятия. Сергеев И.В., «Финансы и статистика», 1999 год.

7. Экономика предприятия. Сафронов М. , Юрист, 1998 год.

8. Экономика предприятия. Пелех А.С., Феникс, 1999 год.

9. Современное предприятие, конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Моисеева Н.К., Алискин Ю.Б. Виништоргиздат, 1993 год.

10.Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) под ред. Кама ева. Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993 год.

11.Предприятия в условиях рыночной адаптации: анализ, моделирование, стратегия: Сб.ст. РАН ЦЭМИ под ред. Клэйнера – М. 1996 год.

12.Гибсон Дж. и др. Организации: поведение, структура, процессы М, Инфра- М, 2000 год.

13. Травин В.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента – М: Дело, 1995 год.

14. Управление персоналом предприятия. Учебник под ред. к.э.н. профессора Кибанова А.Я. – М: Инфра М, 1997 год.

15. Экономика труда. Рощин С.Ю, Разумова М: Инфра – М, 2000 год.

16. Ворст Й., Ревентлау П. Экономика фирмы: Учебник: Пер. с датского А.Н. Чеканского, О.В. Рождественского. – М.: Высшая школа,1994 год.

  1. Пути выхода организации из кризиса и их экономическая оценка.

  2. Экономическая оценка лизинга на предприятии.

  3. Экономическая оценка консалтинговой деятельности предприятия.

  4. Экономическая оценка конкурентоспособности товара.

  5. Экономическая оценка конкуренции предприятий.

  6. Современное состояние и пути повышения экономической эффективности использования активной части основных производственных фондов на примере предприятия ХМАО.

  7. Современное состояние и пути повышения экономической эффективности использования трудовых ресурсов на примере предприятия ХМАО.


3.Структура курсовой работы:
В соответствии с темой курсовой работы студент составляет план ее написания.

Рекомендуется следующая структура курсовой работы:

Введение

  1. Аналитический раздел .

  2. Конструктивный раздел.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы. Приложения.
Введение. Во введении показывается значение изучаемой темы, ее актуальность. Ставится цель и раскрываются задачи разрабатываемой темы. Приводятся использованные приемы и методы экономических исследований. Указывается объект исследования и материалы, на основе которых выполнена работа (бух. балансы, первичная документация бухгалтерской,

экономической деятельности, бизнес–планы, планы–проекты, законодательные, нормативные документы, отчеты научных учреждений, личные наблюдения и эксперименты).
Аналитический раздел. В этом разделе указывают наименование предприятия, его месторасположение (удаленность от центров, транспортных магистралей, состояние дорог, средств связи), юридический и физический адрес.
В разделе необходимо осветить вопросы:

  1. Природные условия хозяйства.

  2. Организационная структура предприятия и структура управления предприятия. (Отразить обе структуры в виде схем).

  3. Основные направления деятельности предприятия, его специализация.

  4. Обеспеченность предприятия основными и оборотными средствами и эффективность их использования.

  5. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

  6. Организация производства продукции (в случае, если предприятие производственного направления), технология производства продукции, качество выпускаемой продукции и конъюнктура рынка.

  7. Организация предоставления услуг или проведения работ (в случае, если предприятие имеет другое направление или сферу деятельности (комитет, фонд)).

  8. Организация труда и оплата труда на предприятии.

  9. Основные экономические показатели деятельности предприятия (затраты на производство работ, услуг, рентабельность (убыточность), выручка от реализации, цены реализации и др.)

При написании этого раздела студенту необходимо:

- использовать лекционный материал и материально-практических занятий по дисциплине, максимально использовать формулы по расчету экономических показателей, рассмотренных в лекционном курсе и на практических занятиях по дисциплине;

Тема: «Современное состояние и основные меры по дальнейшему развитию производства продукции и повышению ее эффективности».
Введение.

1. Организационно – экономическая характеристика предприятия.

1.1. Природные и экономические условия предприятия, его размеры и организационная структура. Структура управления.

1.2. Специализация производства, организационно – правовая форма предприятия.

1.3. Уровень интенсивности и результаты интенсификации производства.

2.Развитие и экономическая эффективность производства продукции на предприятии.

2.1 Значение производства продукции в экономике района или региона.

2.2. Динамика производственных показателей.

2.3. Производительность труда, себестоимость продукции, товарность и качество, рентабельность производства продукции.

3. Основные меры по дальнейшему развитию производства продукции на предприятие.

3.1. Общие перспективы развития предприятия.

3.2. Перспективы развития производства продукции.

3.3. Рост продуктивности на основе мероприятий по интенсификации производства продукции.

4. Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

Приложения.

Тема: «Экономическая эффективность капитальных вложений (инвестиций) в производство предприятия».
Введение.

1. Организационно – экономическая характеристика предприятия.

1.1. Природные и экономические условия предприятия, его размеры и организационная структура. Структура управления.

1.2. Специализация производства, организационно – правовая форма предприятия.

1.3. Уровень интенсивности и результаты интенсификации производства.

1.4. Обеспеченность основными фондами и трудовыми ресурсами, эффективность их использования.

1.5. Организация производства продукции. Размеры производства продукции.

1.6. Результаты деятельности предприятия. Экономическая эффективность производства.

2. Развитие и экономическая эффективность производства продукции на предприятии.

2.1 Значение производства продукции в экономике района или региона.

2.2. Динамика производственных показателей.

2.3. Производительность труда, себестоимость продукции, товарность и качество, рентабельность производства продукции.

3. Основные меры по дальнейшему развитию производства продукции на предприятие.

3.1. Общие перспективы развития предприятия.

3.2. Перспективы развития производства продукции.

3.3. Рост продуктивности на основе мероприятий по интенсификации производства продукции.

4. Выводы и предложения.

Приложения.


- экономический анализ проводить на основе фактических данных, в динамике не менее, чем за пять последних лет;

- сравнивать производственные показатели изучаемого объекта с показателями передовых предприятий, средними данными региона, области, с опытными данными научных учреждений.
Конструктивный раздел. Этот раздел как по объему, так и по глубине изложения должен быть главным. В нем рассматриваются перспективы развития изучаемой проблемы, ее место и значение в стратегии предприятия, технические, технологические, организационные и экономические факторы, влияющие на изучаемую проблему. В конструктивном разделе разрабатываются и обосновываются предложения студента по улучшению деятельности предприятия, изысканию резервов увеличения производства продукции предприятия, улучшению качества продукции, снижению затрат на ее производство.

В разделе разрабатываются мероприятия по выходу предприятия из кризисного положения, в случае, если предприятие убыточно или его деятельность не приносит достаточной прибыли.

Но для всех работ должно неукоснительно соблюдаться одно требование – целесообразность и реальность рекомендуемых мероприятий. По вышеизложенным направлениям, должны подкрепляться самостоятельными расчетами студента или ссылкой на фактические данные. В последнем случае требуется показать возможные внедрения мероприятий, которые используются в других предприятиях или подразделениях того же предприятия и показать экономическую эффективность их внедрения.
Выводы и предложения. Завершают работу выводы и предложения. И те, и другие должны быть конкретными и четко сформулированными. Формулируются выводы на основе тех

положений, которые были исследованы студентами в теоретическом и аналитическом разделах работы.
Список использованной литературы. По теме курсовой работы требуется подобрать и тщательно изучить следующую литературу:

- произведения экономистов – классиков по изучаемым вопросам;

- постановления правительства, относящиеся к изучаемой проблеме;

- учебники, учебные пособия;

- монографии;

- журнальные статьи;

- сборники трудов научно–исследовательских и учебных институтов.
Приложения. В конце работы помещаются приложения. Количество приложений не ограничивается. Они не входят в страничный материал работы. В приложении следует помещать все громоздкие расчеты по формулам, таблицы (более чем на 1 стр.), громоздкие схемы, графики, чертежи и т. д. Приложения нумеруются в обычном порядке (Приложение 1, Приложение 2…).
4.Примерные планы курсовых работ по Экономике предприятий.
Тема: «Экономическая оценка бизнес – плана предприятия».
Введение.

1. Организационно – экономическая характеристика предприятия.

1.1. Месторасположение и природные условия.

1.2. Размер, специализация и организация деятельности на предприятии.

1.3. Основные показатели экономической эффективности деятельности предприятия.

2. Бизнес – план.

2.1. Оглавление бизнес – плана.

2.2. Исполнительное резюме.

    1. Общее описание предприятия.

2.3.1. Общие данные о проекте.

2.3.2. Экономическая характеристика предприятия.

2.4. Продукты и услуги.

2.5. План маркетинга.

2.5.1. Клиенты.

2.5.2. План сбыта.

2.5.3. Физический объем сбыта.

2.5.4. Конкуренты и другие внешние факторы.

2.6. План производства.

2.6.1. Технологический процесс.

2.6.2. Управление и организация.

2.6.3. Общие издержки.

2.7. График выполнения работ.

2.7.1. Календарный план инвестиций.

2.7.2. Список объектов инвестирования.

2.7.3. Диаграмма GANTT (временные характеристики этапов инвестирования).

2.7.4. Диаграмма PERT (последовательность этапов инвестирования).

2.8. Финансовый план.

2.8.1. Отчет о прибылях и убытках.

2.8.2. План денежных потоков.

2.8.3. Балансовая ведомость.

2.8.4. Начисленные налоги.

2.8.5. Капитал.

2.9. Показатели эффективности проекта.

2.9.1. Финансовые показатели проекта.

2.9.2. Интегральные показатели (эффективности инвестирования).

3. Выводы и предложения.

Список литературы.

Приложения (диаграммы, графики).