microbik.ru
1 2 ... 17 18




МЧС РОССИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ


В БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ

Челябинск – 2009




УТВЕРЖДАЮ

Начальник Главного управления МЧС России

по Челябинской области

генерал-майор О.Б. Климов

«____» _______________ 20__ г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ


В БЕЗОПАСНЫЕ РАЙОНЫ

Подготовлены:

Управлением гражданской защиты

ГУ МЧС России по Челябинской области

Челябинск – 2009
Содержание

Стр.

  1. Основные положения ….. 3

  2. Приложения:

1: Термины и определения … 16

2: Основные нормативно-правовые и нормативно-
методические документы по организации и проведению

эвакуации …. 19

3: Основные виды обеспечения эвакуации населения и
коммунально-бытового обслуживания эваконаселения………..21

4: Документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий в организации…………………… 64

4.1.: Приказ руководителя организации … 65

4.2.: Вариант структуры эвакоорганов организации …. 75

4.3.: Список должностных лиц эвакокомиссии … 76

4.4.: Список должностных лиц эвакогруппы … 78

4.5.: Список должностных лиц оперативной группы ЭК на промежуточный пункт эвакуации …. 80

4.6.: Список должностных лиц оперативной группы ЭК в загородную зону …..81

4.7.: Образец эвакуационного удостоверения …. 82

4.8.: Список лиц, подлежащих эвакуации из … 84

4.9.: Форма 2э … 85

4.10.: Функциональные обязанности должностных лиц

эвакокомиссии организации ….. 87

4.11.: Календарный план основных мероприятий

эвакуационной комиссии …. 97

4.12.: Схема оповещения личного состава эвакуационной

комиссии … 104

4.13.: Расчет на проведение мероприятий по эвакуации…….. 105

4.14.: Расчет расселения рабочих, служащих и членов


их семей в загородной зоне … 107

4.15.: Расчет потребности и обеспечения личного состава ЭК

СИЗ и приборами дозиметрического контроля ......................... 108

4.16.: Выписка из расчета .. 109

4.17.: Планирование эвакуационных мероприятий …110

4.18.: Нормативные требования при планировании …111

4.19.: План рассредоточения и эвакуации персонала

организации и членов их семей …112

5: Перечень исходных данных для планирования
эвакуации.........................................................................................114
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведе-нию эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (далее именуется — Методические рекомендации) определяют основные принципы планирования, подготовки, проведения и обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Приложения к Методическим рекомендациям содержат: основные нормативные правовые и нормативно-методические документы по организации и проведению эвакуации; основные виды обеспечения эвакуации населения и коммунально-бытового обслуживания эваконаселения; документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий в организациях; перечень исходных данных для планирования эвакуации.

Методические рекомендации предназначены для сотрудников местных органов управления по делам ГО ЧС, глав органов местного самоуправления муниципальных образований, руководителей организаций, а также освобожденных (совместителей) работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Методические рекомендации также могут быть использованы для подготовки руководящего состава административно-территориальных образований и организаций, эвакуационных и транспортных органов, которые являются непосредственными исполнителями планов эвакуации и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Источник публикации

«Гражданская защита», № 12, 2006 (Начало)

«Гражданская защита», № 1 - 7, 2007 (Продолжение)

«Гражданская защита», № 8, 2007 (Окончание)
1. Основные положения
Эвакуация в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее - рассредоточение работников организаций).

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно, в мирное время, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также органами военного управления.

Загородная зона в пределах административных границ субъекта должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактив-ного загрязнения.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих организаций, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

уникальных (специализированных) организаций, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления муниципальных образований).

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах, должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающими нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Эвакуация населения в мирное время - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются варианты эвакуации населения - упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В зависимости от развития чрезвычайной ситуации и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть варианты эвакуации - локальная, местная, региональная.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

а) в федеральных органах исполнительной власти - на руководителей гражданской обороны - руководителей федеральных органов исполнительной власти;

б) в субъекте и входящих в его состав муниципальных образованиях - на руководителей гражданской обороны - руководителя органа исполнительной власти субъекта и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований;

в) в организациях - на руководителей гражданской обороны - руководителей организаций.

Эвакуации на военное время подлежат:

а) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону
(далее - работники организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону), а также неработающие члены семей указанных работников;

б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

в) материальные и культурные ценности.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом, эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

К материальным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных);

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения населения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

11. К культурным ценностям, подлежащим эвакуации, относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.

Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами государственных органов власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами:

эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, хранение материальных и культурных ценностей возлагается:

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на соответствующих руководителей гражданской обороны - руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций;

на территории субъекта и входящих в его состав административно-территориальных образований - на соответствующих руководителей гражданской обороны – Губернатора области и руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований.

При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

К подготовительным эвакомероприятиям относятся:

приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

уточнение численности работников организаций, подлежащих рассредоточению;

уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
уточнение планов и времени поставки транспортных средств для эвакуи-руемых по станциям (пунктам) посадки, расчетов пеших колонн и маршрутов их движения;

уточнение сроков прибытия эвакуируемых на сборные эвакуационные пункты (СЭП);

согласование планов с органами местного самоуправления, осуществляющими прием эвакуируемых.

После завершения подготовительных мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии организуют взаимодействие с государственными органами власти субъекта, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и помогают органам местного самоуправления муниципальных образований в работе по организации учета, жизнеобеспечения и трудоустройства эвакуированного населения, а также по учету, размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

- эвакуационные комиссии областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;

- эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

- сборные эвакуационные пункты - городские и объектовые;

- эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления муници-пальных образований;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

- оперативные группы (ОГ) - по организации вывоза эвакуируемого населе-ния;

- группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

- администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Задачи оперативных групп:

оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);

распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

осуществление контроля за проведением эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

При рассредоточении работники организаций, а также неработающие члены их семей размещаются в ближайших к границам населенных пунктов районах загородной зоны, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей.

При невозможности совместного размещения члены семей указанных работников размещаются в ближайших к этим районам населенных пунктах загородной зоны.

В исключительных случаях по решению руководителя гражданской обороны – Губернатора области разрешается размещать рассредоточиваемых работников организаций в населенных пунктах, расположенных в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также неработающих членов их семей выделяются за районами размещения рассредоточиваемых работников организаций.

Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

Перевозки населения на расстояние до 100 км выполняются, как правило, автотранспортом, местными и пригородными поездами, воздушными, морскими и речными судами. Перевозки населения на расстояние свыше 100 км - железнодорожным транспортом, воздушными, морскими и речными судами.

На межнавигационный период эвакуационные перевозки, осуществляемые водным транспортом, должны дублироваться автомобильным или железнодорожным транспортом.

Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, имеющие автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный транспорт.

Перевозки материальных и культурных ценностей осуществляются, как правило, автотранспортом, а также железнодорожным, воздушным и водным транспортом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в чьем ведении находятся данные материальные и культурные ценности. При недостатке (отсутствии) необходимых транспортных средств допускается привлечение транспортных средств других организаций, а также граждан - владельцев транспортных средств, не привлекаемых для выполнения воинских, других особо важных перевозок по мобилизационным планам и планам эвакуации населения.

Эвакуированное население в загородной зоне размещается на территории области с учетом местных условий.

Каждой организации, переносящей свою деятельность в военное время в загородную зону, заблаговременно (в мирное время) определяется производственная база и назначается (выделяется) район (пункт) размещения в загородной зоне.

Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с Губернатором области и органами местного самоуправления, органами военного

управления (штабами военных округов) и государственным комитетом мобилиза-ционной работы области.

Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.

Население, эвакуированное из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших к этим зонам населенных пунктах, расположенных на незатапливаемой территории.

Эвакуированное население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности, санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях, кроме имеющих мобилизационное предназначение, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного самоуправ-ления муниципальных образований.

Для организации медицинского обеспечения в районах массового размещения эвакуированного населения используют стационарные медицинские учреждения различного профиля, кроме предназначенных для развертывания специальных формирований здравоохранения, или развертываются новые.

Для размещения и хранения материальных и культурных ценностей в безопасных районах заблаговременно определяются помещения или сооружаются специальные хранилища, отвечающие необходимым для этого требованиям.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава государственных органов власти, организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобили-зационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов и др.

Лица, пребывающие в запасе, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положениями об этих органах, которые утверждаются руководителями государственных органов власти и организаций.

Эвакуационные комиссии создаются во всех государственных органах власти и организациях, где планируется проведение эвакуации.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

разработка и корректировка планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на своем уровне;

организация и контроль разработки планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в подведомственных организациях и на подведомственных территориях;

организация всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий и контроль за этим;

организация своевременного комплектования и качественной подготовки эвакуационных органов и контроль за этим;

организация подготовки и проведения эвакуационных мероприятий и контроль за этим.

Планы эвакуации, планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения оформляются в виде разделов в текстовой части и приложений к соответствующим планам гражданской обороны.

Эвакуационные мероприятия планируются, обеспечиваются и проводятся во взаимодействии с органами военного управления.

Эвакуация населения в безопасные районы планируется, обеспечивается и проводится во взаимодействии с государственным комитетом мобилизационной работы области, мобилизационными подразделениями органов местного самоуправления муниципальных образований, органами военного управления и согласовывается (увязывается) с мероприятиями (планами) по переводу экономики страны на работу в условиях военного времени, мобилизационного развертывания войск, воинских формирований и органов, специальных формирований здравоохранения в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансирования, а также решения вопросов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Планирование, подготовка и проведение эвакуации материальных и культурных ценностей осуществляются с учетом мероприятий по эвакуации населения (рассредоточению гражданского персонала организаций, продолжающих свою деятельность в городах и иных населенных пунктах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне) в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, обеспечения финансовыми, материальными и людскими ресурсами, а также размещения и жизнеобеспечения эвакуированного населения в безопасных районах.

Эвакуированное население размещается в жилых, общественных и административных зданиях, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники государственных органов власти, имеющих жилые, обществен-ные и административные здания, расположенные в безопасных районах, размещаются в указанных зданиях с членами семей.

Планирование, подготовка и проведение эвакуации осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

а) использования транспортных коммуникаций и транспортных средств;

б) выделения сил и средств для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации, обеспечения охраны общественного порядка и сохранности материальных и культурных ценностей;

в) обеспечения радиационной, химической, биологической, инженерной и противопожарной разведки;

г) выделения сил и средств для обеспечения радиационной, химической, биологической, инженерной защиты населения, санитарно-противоэпиде-мических и лечебно-профилактических мероприятий;

д) согласования перечней безопасных районов для размещения населения, мест размещения и хранения материальных и культурных ценностей;

е) возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.

В безопасных районах эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления муниципальных образований разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения, которые также оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляют руководители или заместители руководителей государственных органов власти и организаций.

Сборные эвакуационные пункты создаются для сбора и учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Сборные эвакуационные пункты располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации.

Сборный эвакуационный пункт обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом.

К сборному эвакуационному пункту прикрепляются организации, работ-ники которых с неработающими членами семей и остальное население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот сборный эвакуационный пункт.

За сборным эвакуационным пунктом закрепляются:

а) ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

б) медицинское учреждение;

в) организации жилищно-коммунального хозяйства.

Промежуточные пункты эвакуации создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;

перерегистрации и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляе-мые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных органов, осуществляют:

а) организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

б) радиационную, химическую и инженерную разведку на маршруте;

в) оказание медицинской помощи в пути следования;

г) организацию охраны общественного порядка.
Эвакоприемные комиссии создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

а) планирования и приема, размещения и первоочередного жизнеобес-печения эвакуированного населения;

б) организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;

в) организации и контроля обеспечения эвакуации;

г) учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

Приемные эвакуационные пункты создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На приемных эвакуационных пунктах при необходимости оборудуются простейшие укрытия для эвакуированных населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.

Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководите-лей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:

а) обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

б) организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;

в) организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

г) обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с государственными органами власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения и трудоустройства прибывшего эвакуированного населения, а также размещения и обеспечения сохранности эвакуированных материальных и культурных ценнос-тей.

Работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, заблаговременно в мирное время, проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера.

Оповещение государственных органов власти и организаций, а также населения о проведении эвакуации проводится органами, осуществляющими

управление гражданской обороной, с использованием систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального и местного уровней, локальных систем оповещения, радиовещательных и телевизионных станций.

Планы эвакуационных мероприятий разрабатывают транспортные органы по заявкам государственных органов.

В целях эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршруте эвакуации.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы финансируется:

в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных бюджетных организациях - за счет средств федерального бюджета;

в субъекте и входящих в его состав муниципальных образованиях - за счет средств бюджета области и средств местных бюджетов;

в организациях - за счет собственных средств.

При планировании эвакуации материальных и культурных ценностей государственные органы власти и организации осуществляют расчеты финансовых средств, необходимых для проведения данных эвакуационных мероприятий, а также для подготовки баз хранения материальных и культурных ценностей.

Эвакуационные органы, транспорт для обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей приводятся в готовность с получением распоряжения о начале эвакуации.

При получении распоряжения на ее проведение руководители гражданской обороны вводят в действие планы эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.

Начало проведения рассредоточения и эвакуации планируется в зависимости от местных условий с учетом установленных сроков.

Руководители гражданской обороны, эвакуационные органы, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организуют эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в соответствии с разработанными и уточненными по конкретно сложившейся обстановке планами и решениями (распоряжениями, указаниями) вышестоящих руководителей гражданской обороны.

С получением распоряжения на приведение гражданской обороны в высшие степени готовности руководители гражданской обороны всех уровней отдают распоряжения на выполнение подготовительных мероприятий к возможному проведению эвакуации населения, его размещению в загородной зоне, развертыванию эвакуационных органов, введению в действие планов эвакуации населения, использованию транспортных средств и систем первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения. Одновременно проводятся подготовительные мероприятия к возможному проведению эвакуации материаль-ных и культурных ценностей.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, организуют и координируют работу эвакуационных, транспортных органов и других служб по

эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, а также всесторон-нему обеспечению эвакуационных мероприятий.

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии организуют взаимодействие с государственными органами власти и помогают органам местного самоуправления в работе по учету, жизнеобес-печению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по учету, размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

В зависимости от численности населения, удаленности районов эвакуации, климатических условий, характеристик местности, развития дорожной сети и наличия транспорта эвакуация из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, должна завершиться в установленные сроки с момента получения распоряжения (сигнала) о начале ее проведения. Для городов с численностью населения более 1,0 млн. человек, а также для других городов, из которых по местным условиям невозможно провести эвакуацию в указанные сроки, порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей и сроки ее проведения могут быть изменены по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Время завершения приема, размещения и проведения организационных мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению эвакуированного населения в загородной зоне считается моментом завершения эвакуации населения.

Руководство проведением эвакуационных мероприятий осуществляется с заблаговременно создаваемых городских и загородных пунктов управления государственных органов власти, обеспеченных в необходимых объемах каналами и средствами связи, а также линиями привязки к сети связи общего пользования.

Для определения степени готовности государственных органов власти и организаций к проведению эвакуации населения в военное время, реальности разработанных планов эвакуации, подготовки эвакуационных органов и населения к действиям при эвакуации, а также оказания практической помощи в своевременном и качественном выполнении поставленных перед ними задач планируются и осуществляются периодические их проверки в ходе проверок состояния гражданской обороны.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется в период действия военного положения по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях, требующих незамедлительных действий, - по решению руководителей гражданской обороны с последующим докладом по подчиненности.

Приложение 1


следующая страница >>