microbik.ru
1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЗАПОЛНЕНИЮ МАТРИЦЫ СООТВЕТСТВИЯ

КОМПЕТЕНЦИЙ И СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ООП


1. Основанием для формирования матрицы компетенций является ФГОС, ООП по специальностям и направлениям подготовки и рабочий учебный план.

2. Компетенции формируются у студентов в процессе освоения дисциплин всех циклов и разделов учебного плана, включая практики и итоговую государственную аттестацию.

3. В матрицу по горизонтали вносятся все дисциплины учебного плана специальности (направления) по циклам ФГОС. Дисциплины обозначаются цифрой, соответствующей ее месту в учебном плане.

По вертикали указываются компетенции, закрепленные ФГОС за циклами, разделами.

При необходимости кафедрой вводятся дополнительные компетенции в связи с требования работодателя и обозначаются ОКВ-n, ПКВ-n.

4. Далее преподаватели закрепляют за каждой дисциплиной до 7 компетенций, которые необходимо сформировать в процессе изучения конкретной дисциплины.

5. В матрице на пересечении дисциплины и компетенции проставляется знак плюс (+). Эти компетенции должны быть указаны в рабочей программе и формироваться при ее освоении на всех учебных занятиях.

Методические рекомендации

по составлению карты компетенций дисциплины
1.Карта компетенций дисциплины разрабатывается преподавателем на каждую компетенцию, закрепленную за дисциплиной.

2.За каждой дисциплиной закрепляется до 7 компетенций. Коды и формулировки компетенций берутся из соответствующего ФГОС.

При этом возможно:

– уточнение формулировки, сужение заданного контекста:

например: ПК-32 (Лечебное дело, нормальная физиология) – выпускник должен обладать способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (подчеркнутое является принятой компетенцией);

например: ПК-6 (Лечебное дело, нормальная физиология) – выпускник должен обладать способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастных групп) (подчеркнутое является принятой компетенцией);

– разбивка сложной компетенции на элементы (структурирование), что позволит для каждой составной части отобрать соответствующие результаты обучения по дисциплине. При формулировке сложной компетенции ее элементы подаются через ; (точку с запятой):

например: выпускник должен обладать способностью и готовностью

использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; применять методы математического анализа и моделирования; теоретического и экспериментального исследования.

3. При необходимости могут быть введены вузовские компетенции, которые обозначаются индексами ОКВ-n, ПКВ-n. Как правило, они вводятся в дисциплинах вариативной части, призванных расширить и углубить знания, умения, навыки, определенные содержанием базовых дисциплин, а также при объединении близких по смыслу компетенций:

например:

Индекс

(вузовский)

Компетенция

Компоненты

ОКВ-1

Работает с информацией с использованием компьютера

использовать компьютер как средство управления информацией (ОК-11)*







работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12)*

* Данные компетенции становятся компонентами компетенции ОКВ-1

Карта компетенций дисциплины включает в себя:

Наименование дисциплины

Наименование и код специальности

Наименование кафедры

1. Наименование компетенции дисциплины:

– индекс компетенции;

– формулировка компетенции.

2. Компонентный состав компетенции, технологии формирования, виды аттестации и формы оценочных средств:

1) перечень компонентов компетенции: знать, уметь, владеть (из таблицы 2 ФГОС)

2) технологии формирования компетенции:

а) классические (традиционные) технологии: информационная лекция, обзорная лекция, семинар-беседа (эвристическая беседа), практическое занятие по освоению умений и навыков по алгоритму, лабораторная работа;

б) технологии проблемного обучения: проблемная лекция, лекция «вдвоем» (бинарная лекция; практическое занятие в форме практикума (решение задачи с применением знаний и практических навыков); практическое занятие с применением кейс-метода;

в) игровые технологии: деловая игра (моделирование ситуаций, связанных с выработкой и принятием решений), ролевая игра (имитация моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях);

в) технологии проектного обучения: исследовательский проект (структура приближена к формату научного исследования); творческий проект (подчиняется логике и интересам участника); информационный проект (поиск, отбор, систематизация и презентация информации о каком – то объекте);

г) специализированные интерактивные технологии: лекция «обратной связи» ( лекция – пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия); семинар-дискуссия; семинар-дебаты. Принцип интерактивности прослеживается и в неклассических образовательных технологиях (игровых, проблемного обучения, проектного обучения);

д) информационно-коммуникационные технологии: лекция-визуализация (использование иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов); практическое занятие в форме презентации (представление результатов проектной исследовательской деятельности).

е)технологии самостоятельной работы студентов (написание рефератов, эссе, обзоров, историй болезни и т.п.).

*Примечание: Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на заданную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
3) виды аттестации и формы оценочных средств.

Виды аттестаций: текущая аттестация по дисциплине, рубежная аттестация по модулю (разделу), промежуточная аттестация по дисциплине (зачет, экзамен), итоговая государственная аттестация.

Формы оценочных средств (примерные): устный опрос – коллоквиум, зачет, экзамен по дисциплине, собеседование, защиты выполненных работ; технические средства контроля: компьютерное тестирование; письменные работы: тестовые задания, контрольные работы, эссе, рефераты, научно-учебные отчеты по практикам, отчеты по лабораторным работам, отчеты по НИРС; практический контроль.

4) весовой коэффициент дисциплины в формировании данной компетенции и объем в часах (ЗЕТ), приходящейся на данную компетенцию от объема всей дисциплины.

3. Планируемые уровни сформированности компетенции

1) для порогового уровня (обязательного для всех студентов) и повышенного уровня (относительно порогового) прописываются одни и те же индикаторы – составляющие компонентов компетенции из ФГОС, соответствующие: знать, уметь, владеть. Затем для каждого индикатора выявляются основные признаки (дескрипторы), характерные для порогового и повышенного уровней. Основные признаки должны быть проверяемы.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

основная литература (2 наименования)

дополнительная литература (2 источника)

Интернет-ресурсы

5. Основные условия, необходимые для успешного формирования у студентов данной компетенции при освоении ООП ВПО (материально-техническое обеспечение)
6. Карту дисциплины подписывает заведующий кафедрой и преподаватель, ведущий дисциплину.

7. Готовые карты компетенций дисциплины в печатном и электронном виде представляются председателю ЦМК в установленные сроки. На основе карт компетенций дисциплины разрабатывается паспорт каждой компетенции и программа ее формирования.