microbik.ru
1
ИВЭСЭП

САНКТ-ПЕТРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по специальности: 030602.65 –

– Связи с общественностью

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2006

Средства массовой информации: исторический аспект: Учебно-методический комплекс /Авт.-сост. Спасовская О.И. – СПб: ИВЭСЭП, 2006.

Утверждена на заседании кафедры Связи с общественностью, протокол №9 от 3.04.06

Утверждена и рекомендована к печати Научно-Методическим Советом, протокол №

Автор-составитель

О.И. Спасовская




Рецензенты

Кандидат искусствоведения

С.Н. Ильченко



Ответственная за выпуск Н.А.Фролова
Компьютерные работы М.А.Жуковой

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4

Методические рекомендации по изучению дисциплины 5

Учебно-методический план 6

Содержание курса 7

Вопросы к зачету 12

Литература 13

Словарь терминов (Глоссарий) 14

Тест по курсу 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Цели и задачи курса


Цель курса:

познакомить студентов с основными этапами становления и развития СМИ ряда западноевропейских стран и США. Составить необходимое представление об эволюции средств коммуникации на Западе с учетом общих закономерностей и национальных особенностей формирования и функционирования СМИ в разных странах.

Задачи курса:

в результате изучения данного курса студент будет:

знать, что журналистика как всякий общественный институт, прошла сложный исторический путь; понимать, что СМИ являются продуктом и составной частью цивилизации, а содержание и формы их функционирования прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном этапе ее развития;

уметь давать оценку роли и значения СМИ в жизни общества на разных исторических этапах; реально оценивать всю сложность массово-коммуникационных процессов и неоднозначность подходов к ним.

Виды занятий и методики обучения


Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 34 часа. Семинарские занятия не предусматриваются.

Занятия по курсу проводятся в форме обзорных и тематических лекций. Изучение дисциплины ведется по отдельным темам, в хронологической последовательности, в контексте основных этапов развития мировой истории.

Формы контроля

Оперативный и рубежный контроль проводится в форме тестирования. Итоговый контроль – зачет.

Самостоятельная работа студентов должна быть направлена на закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях. Она предполагает систематический анализ конспектов лекций и работу с рекомендованной учебной литературой. Обращение к дополнительной литературе способствует углублению знаний по изучаемой дисциплине и формирует навыки работы с научными изданиями. Все возникающие в ходе самостоятельной работы вопросы студенты решают вместе с преподавателем, как на занятиях, так и на индивидуальных консультациях.

Самостоятельная работа включает также подготовку к тестированию и зачету.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ
Основой изучения данного курса является лекционный материал. В этой связи наличие у студентов конспекта лекций обязательно. В том случае, если конспект по какой-либо теме отсутствует или является не полным, студент самостоятельно восполняет пробелы, используя учебную литературу. При самостоятельном изучении вопроса следует проработать (законспектировать) соответствующий раздел из одного или нескольких рекомендованных изданий (каких конкретно – определяет преподаватель). Составляя конспект, необходимо стремиться к выделению ключевых моментов темы, отслеживать хронологию и логику событий и заострять внимание на выводах. Для усвоения новых понятий и терминов следует обращаться к словарю (глоссарию УМК) и другой справочной литературе.

В ходе подготовки к тестированию следует учитывать, что задания распределены по отдельным темам и охватывают весь курс. Для ответа на тестовое задание необходимо определить, к какой теме относится вопрос и опираясь на ее содержание выбрать правильный ответ.

Подготовка к зачету ведется по вопросам, перечень которых представлен в УМК.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п\п

Название темы

Аудиторные часы

лекции

Семи-нары

всего

1

Информационно-коммуникативные процессы античного мира

2




2

2

Средневековая Европа и особенности ее информационных процессов

4




4

3

Западноевропейская журналистика в XVII –XVIII вв.

4




4

4

Зарубежная печать в XIX в.

2




2

5

Журналистика Англии в XVII - XIX вв.

4




4

6

Английские СМИ XX в.

2




2

7

Журналистика Германии в XVII XIX вв.

2




2

8

СМИ Германии в ХХ в.

2




2

9

Журналистика Франции в XVII – XIX вв.

4




4

10

СМИ Франции в ХХ в.

2




2

11

Североамериканская журналистика в XVII XIX вв.

4




4

12

СМИ США в XX в.

2




2
ВСЕГО

34




34



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Тема 1 Информационно-коммуникативные процессы античного мира.

Информационные связи античности. Их формы, методы и особенности. Пражурналистские явления в античном мире. Риторика – предшественница публицистики. Выдающиеся ораторы Древней Греции. Древнегреческий театр, как форма массовой коммуникации.

Расцвет политического красноречия в Древнем Риме. Марк Фабий Квинтилиан: «Наставление в ораторском искусстве». Формирование жанра письма. Плиний Младший и его письма, как образец эпистолярного жанра и начало документальной прозы.

Прообразы газет в Древнем Риме: «Acta diurna» и «Acta senatus».
Тема 2 Средневековая Европа и особенности ее информационных процессов.

Важнейшие черты коммуникационной среды средневековья. Вытеснение светской публицистики религиозной. Христианская проповедь – основная форма массового общения. Средневековый театр, университетская лекция, как вид коммуникационных процессов.

Крупнейшие торговые города – информационные центры Европы. Венецианское бюро новостей. Первые рукописные газеты и их особенности. Ужесточение церковной и появление светской цензуры.

Изобретение книгопечатания и его роль в развитии информационных процессов.
Тема 3 Западноевропейская журналистика в XVII XVIII вв.

Зарождение периодической печати в западной Европе. Первые еженедельные и ежедневные газеты.

Эпоха Просвещения и первые европейские журналы. Персональный журнализм. Литературно – публицистическая и издательская деятельность Д. Дефо и Дж. Свифта. Просветительская журналистика Р.Стиля и Дж. Аддисона.

Первые законодательные акты в области периодической печати.
Тема 4 Зарубежная печать в XIX в.

Предпосылки формирования массовой аудитории прессы. Массовость – важнейшая особенность периодической печати ведущих западноевропейских стран и США во второй половине XIX века. Коммерциализация прессы и ее последствия. Разделение печати на массовую и качественную. «Новый журнализм» и его основные принципы. Концентрация и монополизация СМИ.

Становление Западной системы СМИ. Первые информационные агентства. Создание государственных каналов информации и введение монополии государства на отдельные ее виды.

Оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности.
Тема 5 Журналистика Англии в XVII ХIХ вв.

Первые газеты 20-х годов XVII в. Издательская деятельность Н. Баттера и Н. Борна. Английская буржуазная революция (1640 – 1660 гг.) и расцвет политической журналистики (Дж. Беркенхед и М. Нэдхем). Пресса Р. Эстранжа.

Английская печать XVIII века. Первые ежедневные и воскресные газеты. Начало специализации периодики. «Таймс» - ведущее качественное издание.

Борьба за свободу слова и доступную дешевую печать в первой половине ХIХ века. Предпосылки формирования широкой читательской аудитории. Разделение прессы на массовую и качественную.

Литературно-критические журналы первой половины ХIХ века.

Становление национальной системы СМИ. Дж. Рейтер и его «Континентальный телеграф».

Английское законодательство о печати.
Тема 6 Английские СМИ ХХ в.

Формирование газетно-журнального рынка в 20-30 гг. Концентрация прессы. Кризисные явления в развитии периодики в послевоенный период.

Основные тенденции развития СМИ Англии во второй половине ХХ в. Последствия монополизации в сфере СМИ. Кризис печати в 70-х гг. Королевская комиссия по прессе. Государственная поддержка печати.

Реорганизация СМИ как многоотраслевого бизнеса. Крупнейшие собственники СМИ. Национальные ежедневные качественные газеты. Журнальная периодика. Радиовещание и телевидение. Би-би-си как некоммерческая общественная организация. Информационные агентства: Рейтер, ПрессАссошиэйшин.

Тема 7 Журналистика Германии в XVII – XIX вв.

«Письма – новости» и «письма-газеты» - предшественники периодической печати в Германии. Расцвет публицистики в период Реформации. Первые еженедельные и ежедневные газеты. Журналы первой половины XVII в. Развитие и специализация журнальной периодики.

Исторические особенности формирования германской журналистики.

Германская печать в эпоху наполеоновских войн. Идейно-политическая дифференциация периодики и борьба за свободу прессы во второй половине XIХ в. Политика Бисмарка в области печати. Формирование и развитие национальных СМИ.
Тема 8 СМИ Германии в ХХ в.

Политические процессы начала ХХ века и их влияние на характер и принципы СМИ. Журналистика Германии в период Третьего Рейха и послевоенные десятилетия.

Периодическая печать объединенной Германии и ее характерные черты. Ярко выраженный региональный характер, высокая степень концентрации прессы, незначительность сектора партийной печати. Крупнейшие собственники СМИ. Ведущие издания качественной и массовой прессы. Журнал «Шпигель» в системе СМИ Германии. Основные этапы становления и развития радио и телевидения и принципы их функционирования. Информационные агентства.

Германское законодательство о печати.

Тема 9 Журналистика Франции в XVII – XIX вв.

Первая французская национальная газета и ее основатель – Т. Ренодо. Великая французская революция (1789-1799 гг.) и ее влияние на развитие журналистики. Рождение политической прессы.

Печать в эпоху Наполеона и революций 1830-1848 гг. Борьба за свободу прессы во второй половине XIX века.

Эмиль де Жирарден – основатель концепции массовой «информационной прессы».

Первое мировое информационное агентство. Ш. Гавас.

Основные тенденции развития французских СМИ в ХIХ веке.
Тема 10 СМИ Франции в ХХ в.

Французская печать в антивоенном и антифашистском движении. «Ренессанс французской прессы». «Большая пресса» и «Печать Сопротивления» в годы Второй мировой войны. Идейно-политическая дифференциация периодики в послевоенный период. Восстановление концепции «информационной» журналистики. Технологическая революция и усиление процесса концентрации в газетно-издательском деле.

Массовая и качественная печать современной Франции. «Монд», как образец качественной прессы. Крупнейшие собственники СМИ.

Создание Франс пресс. Государственные и коммерческие телерадиокомпании.

Тема 11 Североамериканская журналистика в XVII - XIX вв.

Первые американские газеты. Журналистская и издательская деятельность Б. Франклина. Роль прессы в формировании идеи независимости и собственного пути развития североамериканских колоний. Печать в годы Войны за независимость (1775-1783 гг.). Первая поправка к Конституции.

Коммерциализация периодики в 30-40 гг. XIX в. Утверждение принципов «копеечной прессы». Б. Дэй и Д. Беннет – основатели дешевой американской печати. Первые качественные газеты Г. Грили и Г. Реймондса. Создание Ассошиэйтед пресс.

Печать в период Гражданской войны (1860-1865 гг.). Основные тенденции развития американской журналистики во второй половине XIX века. Децентрализация периодики. Рост политической независимости прессы. Ведущие массовые и качественные издания конца XIX в.

Тема 12 СМИ США в ХХ в.

Расследующая журналистика начала ХХ века. (движение макрейкеров). Типологическая эволюция периодики. Таблоид, как новый тип дешевой прессы. Журналы новостей и массовые иллюстрированные журналы Г. Люса и Б. Хаддена. Кризис печати в 50-60 гг. Углубление процесса концентрации СМИ и его последствия. «Новый журнализм» 60-70-х гг. Концептуальная журналистика конца ХХ в.

Основные этапы становление и развития радио и телевидения, модели их организации и финансирования. Информационная структура современной журналистики США.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА


  1. Пражурналистика Античности.

  2. Особенности коммуникационной среды средневековья. Первые рукописные газеты.

  3. Начало книгопечатания и его влияние на информационные процессы в обществе.

  4. Первые европейские журналы. Персональный журнализм эпохи Просвещения.

  5. Английская пресса в период буржуазной революции 1640-1660 гг.

  6. Основные тенденции развития английской периодики в XIX веке.

  7. Современные СМИ Великобритании.

  8. Первые немецкие газеты. Становление журнальной периодики.

  9. Немецкая печать в XIX веке.

  10. Начало французской журналистики. Т.Ренодо.

  11. Печать Франции в период Великой французской революции и эпоху Наполеона.

  12. Основные тенденции развития французских СМИ в XX веке.

  13. Первые американские газеты. Журналистика Б.Франклина.

  14. Коммерциализация печати. «Пенсовая пресса» США в первой половине XIX века.

  15. Массовая и качественная пресса США второй половины XIX-начала XX вв.

  16. Основные тенденции развития американских СМИ в XX веке.

  17. Типологическая эволюция Западной прессы в первой половине XX века.

  18. Оформление журналистики как особой сферы профессиональной деятельности. Первые профессиональные кодексы журналистов.

  19. Становление и развитие радио и телевидения как средств массовой информации (на примере одной из западноевропейских стран или США).

  20. Массовые коммуникации в современном мире.



ЛИТЕРАТУРА
Основная

  1. Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. – 4-е изд. - СПб.: изд. Михайлова, 2002. – 447с.

  2. Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран: Конспект лекций. – СПб. – 2000.-

  3. История мировой журналистики. – Москва – Ростов-на-Дону: Март, 2004. -

  4. История печати: Антология. Том 1. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 419с.

  5. История печати: Антология. Том 2. - М.: Аспект-Пресс, 2001. – 494с.


Дополнительная

  1. Засурский Я.И. От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М., 2000.


Вспомогательная

  1. Гуревич Н.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. - М.,1990.

  2. Журналистика западноевропейских стран. - Л.,1980.

  3. Журналистика. История и современность. - М.,1993.

  4. Зарубежная журналистика. Фундаментальный курс. - М.,1994.

  5. Засурский Я.И. Буржуазные теории журналистики. - М., 1980.

  6. Прохоров Е.П. Введение в журналистику. - М., 1995.

  7. Ученова В.В. У истоков публицистики. - М., 1989.

  8. Шишкина М.А. Из истории публичных коммуникаций (от античности до Просвещения). – СПб., 2005

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)

Агитация - (от лат. agitatio - приведение в движение, побуждение к чему-либо), распространение идей для воздействия на сознание, настроение, общественную активность масс с помощью устных выступлений, средств массовой информации. Тесно связана с пропагандой.

Анналы - (лат. annales, от annus - год), древнеримские, а также средневековые летописи. В широком смысле - запись наиболее значительных событий по годам.

Аудиовизуальный - (от лат. audio - слышу и визуальный), основанный на одновременном восприятии слухом и зрением (напр., аудиовизуальные средства обучения: кинофильмы, телепередачи).

Догма - (от греч. dogma - мнение, учение, постановление), положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

Доктрина - (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

Журналистика - деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Во второй пол. XIX - нач. XX вв. появились фото- и киножурналистика, в 20-40-е гг. XX в. - радио- и тележурналистика

Инкунабулы – (от лат. incunabula - колыбель), печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания (сер. XV в.) до 1 января 1501. Известно ок. 40 тыс. названий инкунабул (ок. 500 тыс. экземпляров).

Кодекс - (лат. codex), 1) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т. п.) 2) В Др. Риме форма книги из скрепленных вместе вощеных дощечек или папирусных листов. Современная книга сохраняет форму кодекса в виде книжного блока.

Ксилография - (от ксило ... и ...графия), гравюра на дереве.

Логографы - (от греч. logos - слово, сочинение и ...граф), 1) первые представители исторической прозы в древнегреческой литературе (VI-V вв. до н.э.); записывали устные предания о мифических и исторических событиях, описывали чужие земли и быт народов. 2) Составители судебных речей в Афинах (с кон. V в. до н.э.) от имени клиентов применительно к их характеру, образованности и т. п. - для личных выступлений сторон на суде. Виднейшим из логографов был Лисий.

Макрейкеры - ("разгребатели грязи") (англ. muckrakers), группа американских писателей, журналистов, социологов (1890-1910), подвергавшая критике злоупотребления монополий и политическую коррупцию, сохраняя веру в идеалы американской демократии. Печатный орган - журнал "Макклюр мэгезин" (1893-1914). Участники: Л. Стеффенс, А. Тарбелл, Э. Синклер, Д. Филиппс, Ф. Норрис и др.

Манипуляция – действия коммуникатора, направленные на изменения психологических установок, ценностных ориентаций, поведение индивидов и целых аудиторий, независимо от их желаний.

Менталитет - (ментальность) (от позднелат. mentalis - умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Мистификация - (от греч. mystes - посвященный в тайну и ...фикация), намеренное введение кого-либо в заблуждение, обман.

Общественное мнение, массовое мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

Памфлет - (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой.

Пейн (Пэн) (Paine) Томас (1737-1809), просветитель радикального направления (родился в Великобритании; с 1774 в Сев. Америке), участник Войны за независимость в Сев. Америке 1775-83 и Французской революции. Отстаивал идею суверенитета народа и его право свергать правительство, вышедшее из-под его контроля. Разум, по Пейну, устанавливает вечные принципы нравственности.

Пропаганда - (от лат. propaganda - подлежащее распространению), распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.

Проповедь - 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (IX-V вв. до н.э.). 2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.

Публицистика - (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни.

Риторика - (греч. rhetorike), 1) наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время.

Репортаж - (франц. reportage, от англ. report - сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

Толерантность - (от лат. tolerantia - терпение), терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Унификация - (от лат. unus - один и ...фикация), приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию. Один из методов стандартизации.

Франклин Б. - (Franklin) Бенджамин (Вениамин) (1706-90), американский просветитель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции 1787. Родился в семье ремесленника; работал в типографии. Основал в Филадельфии первую в североамериканских колониях публичную библиотеку (1731), Пенсильванский университет (1740), Американское философское общество (1743). Призывал к отмене рабства негров. По философским воззрениям деист. Сформулировал за полвека до А. Смита трудовую теорию стоимости. Как естествоиспытатель известен главным образом трудами по электричеству, разработал его унитарную теорию. Один из пионеров исследований атмосферного электричества; предложил молниеотвод. Почетный иностранный член Петербургской АН (1789).

Цензура - (лат. censura), система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в XV в., в России - в нач. XVIII в. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную.

Цицерон – Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106, Арпинум - 7 декабря 43 до н.э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени.

ТЕСТ ПО КУРСУ «СМИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»




1. Первая древнеримская «газета» называлась…
2. Церковная проповедь являлась основной формой массовой коммуникации в период:

  • Античности

  • Средневековья

  • Просвещения


3. Первые рукописные газеты появились в Западной Европе

  • В XIV веке

  • В XVI веке

  • В XVIII веке


4. Изобретателем книгопечатания в Европе считается

  • И.Гуттенберг

  • Л.Янсон

  • Ж.Бритто


5. Первый европейский журнал назывался

  • «Журналь де Саван»

  • «Оксфорд газетт»

  • «Доиче меркьюри»


6. Первым в английской печати использовал рекламу

  • М.Недхем

  • Дж.Аддисон

  • Н.Баттер


7. Основателем персонального журнализма является

  • Д.Дэфо

  • Р.Л’Эстранж

  • Дж.Беркенхед


8. Первая британская качественная газета называлась

  • «Дейли телеграф»

  • «Ивнинг ньюс»

  • «Таймс»


9. Первую национальную французскую газету издавал

  • Т.Ренодо

  • А.Прево

  • К.Демулен


10. Перваое в мире информационное агентство основал

  • Рейтер

  • Ш.Гавас

  • Дж.Уолтер


11. Концепцию массовой информационной прессы во Франции выработал

  • М.Милло

  • Э.де Жирарден

  • Ж.Пруво


12. Выдающуюся роль в становлении американской журналистики сыграл

  • Б.Франклин

  • Дж.Кэмпбелл

  • Дж.Паркер


13. Разделение прессы на массовую и качественную произошло

  • в XVIII веке

  • в XIX веке

  • в XX веке


14. Массовую прессу характеризует

  • Аналитичность в подходе к событиям

  • Большой объем коммерческой рекламы

  • Надежность фактов и мнений

  • Сенсационность в подаче материала

  • Тенденция к упрощению


15. Основателем американской «копеечной прессы» является

  • Б.Дэй

  • Л.Годи

  • Дж. Пулитцер


16. Для таблоида характерны

  • Небольшой формат

  • Многостраничность

  • Публицистический характер материалов

  • Большой объем иллюстраций

  • Высокий литературный уровень


17. Первое информационное агентство США , основанное в …….. году называлось…

18. Ведущим качественным журналом Германии является

  • «Шпигель»

  • «Хорен»

  • «Штерн»

  • «Доиче меркьюри»


19. Би-би-си является

  • Государственной организацией

  • Коммерческой организацией

  • Некоммерческой общественной организацией


20. Концептуальная журналистика характеризуется

  • Переходом от информативности к аналитичности

  • Сочетанием средств журналистики с приемами художественной литературы

  • Компонентом субъективности