microbik.ru
1 2 ... 14 15
Майков А.Н.

Методические рекомендации по курсу история России XIX в.

8 класс.
От автора
Девятнадцатый век в школьном курсе истории России наиболее “востребованный” в современной жизни России. Изменения, которые произошли в общественной жизни в девяностые годы двадцатого века поставили вопросы не только о будущем нишей страны, но и заставили иначе взглянуть на историческое прошлое своей Родины. Задумываясь о будущем, мы должны понять систему ценностей, прерванных октябрьским переворотом и приходом в нашу страну “самого справедливого общества”. Девятнадцатый век в этом смысле занимает особое место.

В школьные программы вводятся вопросы истории предприни­мательства в России, учащиеся знакомятся с жизнью представителей торгово-промышленного мира, предпринимательской моралью, традициями, принятыми в среде лучших представителей этого слоя общества Деятельность многих из них являлась образцом трудолюбия, патриотиче­ского служения.

Поколение людей воспитанных на “идеалах социализма и коммунизма” привыкло видеть в них социальное зло, эксплуататоров, угнетателей трудящихся. Однако, время ставит перед школьным историческим образованием социальный заказ. Мы должны ответить школьнику, а значит всему обществу, что есть на самом деле предпринимательство, частная инициатива, частная собственность, биржа и др – т. е. то что с 1918 года становятся преступлением за которые полагалась наказание вплоть до смертной казни. А также преодолеть мораль сегодняшнего дня – отрицательное отношение к тем, кто начинает вести “своё дело”

Более того, многих наших учеников жизнь сделает организаторами собственного производства в промышленности, финансовой деятельности и даже в области образования. Поэтому выходящий из школы человек должен знать: - у поколений российских предпринимателей прошлого складывались свои этические нормы, мораль делового человека, вне которой достичь успеха было невозможно; - деловой мир России был нашим национальным богатством наряду с деятелями культуры, полководцами, великими политиками. Их стараниями созидалось материальное благо страны.

Проблемы межнациональных отношений современной России также заставляют нас обратиться к прошлому. Девятнадцатый век оставил нам богатый опыт её решения. Входившие в состав России народы сохраняли свой национальный уклад. Этот век не стёр с лица земли ни один народ населявший Империю, в монархической стране полякам предоставлялась конституция, Финляндия, став частью России, впервые в своей истории получила государственность ... Выражение Россия “тюрьма народов” пример идеологизации истори, а не научного подхода.

Сомнительным с научной точки зрения является существовавшее в учебных курсах истории стремление представить Россию как “жандарм Европы” На протяжении всего XIX в. Россия была великой державой, участвуя в решении многих сложнейших мировых проблемах. При этом проходя периоды когда её престиж в мире возрастал или падал. Россия всегда сохраняя верность своим союзническим обязательствам, приходила на помощь европейским монархам.

Любой учебник истории России XIX в. преподносил это время как эпоху трёх этапов “освободительного движения”. От последствиё этого освобождения Россия содрогнётся после октября 1917 г. В рамках освободительного движения даже терроризм XIX в тех же учебниках не осуждался как страшное зло, национальная трагедия, а рассматривался лишь как неудачный способ борьбы за справедливое общество, но имеющий право на существование. К сожалению двойной стандарт по отношению к собственной истории мы ещё далеко не изжили: осуждение терроризма, как трагического явления в общественной жизни, сопровождается созданием вокруг образа народовольцев ореола героев-мучеников. Оказывается “для блага” России хороши любые методы. Отношение к террору, как к средству политической борьбы человек должен сформировать уже в школе.

Не отрицая бедность, голод, социальные нестроения, безработицу, просчёты политиков и многое, что можно назвать национальными трудностями, бедствиями - следует сказать, что историческая жизнь России XIX в. не может быть вмещена в идеологические рамки эпохи классового подхода к изучению истории .Оценивая преподавание истории в восьмидесятые года XX в. сибирский учёный Г. А. Антипов отмечал “В учебных программах и пособиях говорится о развитии ремёсел, об особенностях сельского хозяйства той или иной эпохи, о классовом составе общества, политических отношениях и т.п. По большей части история предстаёт безликим процессом функционирования и развития тех или иных социальных структур и систем. Она перестаёт быть человековедением. Из преподавания элиминируется человеческий опыт – опыт чувств, страстей, ошибок, стремлений и т.д.” (Г.А. Антипов Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск. “Наука”. Сибирское отделение. 1987 г. стр 213-214.)

Классовая идеология не даёт возможности увидеть всю грандиозность эпохи (не только XIX в.), превращает историю в пропаганду. Работа с документами, мемуарной литературой, свидетельствами современников является важнейшим средством избежать каких либо партийных подходов к изучению истории.

Изучать историю в наше время стало и легче и труднее. Открытие архивов, издание различных исторических источников, монографий, самая различная историческая литература создаёт условия для творчества. Однако наличие множественности оценок исторических фактов, многообразие подходов в осмыслении прошлого создают определённые трудности.

Исследование должно быть нацелено на ознакомление с различными точками зрения, при этом возможно такие ситуации, когда дать однозначного ответа будет невозможно. Историк не прокурор, он должен стремиться понять мотивы побудившие к данным действиям, познакомиться с различными точками зрения современников событий, зачастую прямо противоположных в оценках происходившего. Одним из принципов при изучении исторического прошлого можно считать беспристрастность оценки события и явлений, равноценности их для исследователя, самоценности исторического факта.

Это можно сделать используя исторические документы. Например, события декабря 1825 г. глазами декабристов и правительственного лагеря, взгляд на Великую реформу сделанный В.И. Лениным и ДА. Милютиным, отношение к убийству императора Александра II Л.Н. Толстым и Александром III.

Человеческие чувства, страсти, ошибки, стремления о которых говорится на уроке или в учебнике приближают изучение истории к жизненной правде, помогают избежать однозначной оценки. Трудность заключается в подборе учебного материала, который будут не только нести информацию, но и будет доступен возрастным возможностям школьников. Многие документы позволяют увидеть историческую личность колоритной, многогранной; увидеть её сильные и слабые стороны. В этом случае герой истории делается ещё и человеком, а сам урок истории приближается к тому, что можно назвать человековедением.

Традиционно в школьных учебниках о графе А.А. Аракчееве мы имеем только отрицательную информацию. Большинству он известтен как злой гений. Однако, изучение этой личности на основе документального материала представляет нам информацию о деловых его качествах, честности, организаторских способностях, некоторые современники отмечают его справедливость. И вряд ли есть необходимость вынорсить “единственно верный вердикт”. Аракчеев, Пестель, Александр III интересны нам в противоречиях, когда мы знакомимся с их стремлениями, ошибками, страстями, а не выстраиваем удобную методическую модель для урока.

Прошлое должно предстать перед учащимися как человеческая драма, картина столкновения характеров и страстей, поэтому курс не может быть безликим. Изучение человеческого фактора истории — одно из приоритетных направлений школьного курса.

Преподавание истории должно ориентироваться на формирова­ние ценностного отношения к прошлому, должно служить каналом передачи ценностей, оправдавших себя, доказавших свою силу в историческом процессе. Таким образом, из преподавания истории не должна выпасть воспитательная составляющая. (Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск. “Наука”. Сибирское отделение. 1987 г. стр 217-218)
Данное пособие адресовано учителю истории в школе. Переход к единому экзамену, широкое распространение контроля за уровнем исторической подготовки школьников в форме тестовых заданий, игры взрослых людей, стремящихся угадать с помощью исторических знаний миллион – всё это может способствовать тому, что воспитывающая и развивающая составляющие начнут утрачивать своё значение в практике изучения школьного курса истории. Учитель истории вынужден будет ориентироваться на “ натаскивании” своих учеников к разгадыванию заданий предложенных в примитивных тестах. Поэтому очень важно сохранить развивающие возможности курса и в первую очередь через работу с историческими документами.

В данном пособии учителю предлагаются исторические источники в виде мемуаров, писем, свидетельств современников, статистические данные, которые могут быть использованы в качестве самостоятельной работы на уроке, при изучении нового материала в рассказе учителя, а также включены в пакет заданий при проверке уровня подготовки учащихся при изучении истории.

Кроме того в помощь учителю подобраны отрывки из сочинений учёных-историков, которые должны помочь учителю в оценках исторических фактов и явлений, при подготовке к уроку. Целесообразно, с учётом возрастных возможностей знакомить школьников с точкой зрения учёных.

Для удобства учителю в данное пособие включена примерная Программа курса истории XIX в. для основной школы.
Примерная программа курса

“История России XIX в.” 8 класс.

Исходя из особенностей школы, уровня подготовки учащихся учитель вправе внести свои изменения в программу, с учётом отведённого времени на изучение курса Федеральными нормативами.
“ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Предлагаемая программа представляет собой один из возможных вариантов изучения истории России XIX в. в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Программа основывается на принципах беспристрастной оценки исторических событий и явлений, равноценности их для исследова­теля, самоценности исторического факта.

Предлагается следующая периодизация истории России XIX в. в школьном курсе:

1 период - 1801 - 1825. Эпоха Александра I.

2 период - 1825 - 1855. Эпоха Николая I.

3 период - 1855 - 1881. Время Великих реформ. Эпоха Алек­сандра II.

4 период - 1881 - 1894. Эпоха Александра III.

Исходя из этого, курс разделен на две части, каждая из которых состоит из трех разделов.

Вопросы культуры, духовной и общественно-политической жиз­ни выделены в специальный раздел.

Программа состоит из четырех рубрик: 1) основные компоненты курса; 2) основные проблемы, мировоззренческие идеи; 3) основные умения учащихся; 4) исторические термины. Такой подход позволя­ет учителю видеть курс как комплекс общеобразовательных, этиче­ских проблем, определить систему работы по формированию умений и навыков учащихся.

Предусматривается знакомство с отрывками из публицистиче­ских произведений XIX в., фрагментами сочинений ученых-истори­ков. Целесообразно провести лабораторные работы по исследованию исторических документов.

Количество часов на изучение курса определяет учитель. В на­шем варианте количество часов дано условно - 50.

Следует учесть и ряд других особенностей курса.

В содержание ряда уроков вводятся вопросы истории предприни­мательства в России, учащиеся знакомятся с жизнью представителей третьего сословия, предпринимательской моралью, традициями, принятыми в среде лучших представителей этого слоя общества, деятельность которых являлась образцом трудолюбия, патриотиче­ского служения.

При изучении экономической жизни страны уделяется внима­ние к истории развития техники, к деятельности выдающихся инже­неров-изобретателей.

В курс включены вопросы русской этнографии: быт народа, сель­ская и городская жизнь, народная культура.

Значительно шире представлена деятельность выдающихся госу­дарственных и общественных деятелей.

Следует внимательно отнестись к изучению внешней политики России в XIX в. В программе весомее представлена роль государства в решении "восточного вопроса", возрастание его международного престижа и др. При изучении этого вопроса целесообразно обращать внимание на проблему связанную с интересами России в мировой политике.

Уделяется значительное внимание вопросам истории Русской Православной Церкви. Учащиеся знакомятся с выдающимися представителями ду­ховною сословия, религиозными писателями, философами.

Изучение вопросов национальной жизни народов, вошедших в состав России, позволяет показать формирование в XIX в. единого культурно-исторического пространства на территории страны.

В процессе работы над историческим материалом необходимо избегать идеализации изучаемого периода. Нецелесообразно отхо­дить от проблем террора, голода, социальных противоречий, являвшихся составной частью истории Отечества.

Прошлое должно предстать перед учащимися как человеческая драма, картина столкновения характеров и страстей, поэтому курс не может быть безликим. Изучение человеческого фактора истории - одно из приоритетных направлений школьного курса.

Преподавание истории должно ориентироваться на формирова­ние ценностного отношения к прошлому, должно служить каналом передачи ценностей, оправдавших себя, доказавших свою силу в историческом процессе. Таким образом, из преподавания истории не должна выпасть воспитательная составляющая.
I. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КУРСА
Введение. 1 ч. Россия и зарубежные страны в конце XVIII - на­чале XIX вв. Выдающиеся исторические деятели эпохи. Территория, население, города, общественное устройство, государственное уст­ройство, развитие хозяйства, армия, флот.

Периодизация истории России XIX в.

Родной край в конце XVIII в.
ЧАСТЬ 1. Россия в первой половине XIX в. (23 часа)

Раздел 1. Правление Александра I. 1801 - 1825гг.

(7 часов)

Дворцовый переворот 1801 г. Александр I - человек и политик. Формирование его мировоззрения.

Преобразования в стране в начале XIX в. Административные реформы. М.М. Сперанский. Проекты конституции. Крестьянский вопрос в начале XIX в. Вооруженные силы.

Внешняя политика России. Россия и антинаполеоновская коали­ция. Тильзитский мир и отношение к нему различных групп русского общества. Россия и континентальная блокада Англии. Русско-швед­ская война 1808_1809 гг. и присоединение Финляндии. Россия в решении восточного вопроса. Русско-иранская война 1804-1813 гг. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. и присоединение Бессарабии.

Отечественная война 1812 г. Причины войны. Планы сторон. Начало войны. Важнейшие сражения при отступлении русской армии. Партизанское движение. Подъем наци­онального самосознания. М. Б. Барклай де Толли. П. И, Багратион. М. И. Кутузов: Денис Давыдов. Бородинское сражение. Оставление Москвы. Пожар Москвы. Отступление французской армии. Борьба за освобождение Европы от власти Наполеона. Заграничный поход русской армии. Историческое значение победы русского народа в Отече­ственной войне 1812 г.

Россия и Венский Конгресс. Священный Союз. Восточный вопрос и Россия. Россия и государства американского континента.

Состояние страны после войны. Крестьянский вопрос после побе­ды над Наполеоном. А. А. Аракчеев. Военные поселения.

Смерть Александра I. Междуцарствие. Вопрос о престолонасле­дии.

Тайные общества. Южное и Северное общества. П. И. Пестель. Н. М. Муравьев. Программные документы декабристов. Восстание декабристов. Следствие по делу декабристов.
Раздел 2. Правление Николая 1.1825-1855 гг.

(9 часов)

Внутренняя политика России второй четверти XIX в. Николай I. Воспитание. Государственная деятельность. Комитет б декабря 1825 г. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. А. X. Бенкендорф. Кодификация законов. М.М. Сперанский. Мероприятия правительства по решению крестьян­ского вопроса. П. Д. Киселев. Финансы. Е. Ф. Канкрин.

Развитие сельского хозяйства первой половины XIX в. Из исто­рии развития сельскохозяйственной техники. Русская деревенская община. Сельское хозяйство России и крепостное право. Быт русской деревни.

История развития производства и техники первой половины XIX в. Усовершенствование горнометаллургического производства. Электромагнитный двигатель. Гальванопластика. Производство вы­сококачественных сталей. Парусный флот. Начало регулярного дви­жения пароходов в России. Строительство каналов. Дорожное стро­ительство. Возникновение воздухоплавания. Создание телеграфной сети в России. Опыты по созданию электрического освещения. Ли­тейное дело. Военная техника и др.

Промышленность России первой половины XIX в. Промышлен­ный переворот в России. Промыслы, мануфактура, фабричное про­изводство. Развитие внутренней и внеш­ней торговли. Развитие национального предпринимательст­ва. Ф. А. Гучков.

Городская жизнь в первой половине XIX в. Отражение городской жизни первой половины XIX в. в творчестве писателей, публицистов, художников.

Кавказ первой половины XIX в. Положение народов Кавказа до вхождения в состав России. Политика российского правительства на Кавказе. Мюридизм. Ша­миль. Значение вхождения территорий Кавказа в состав России.

Внешняя политика России второй четверти XIX в. Россия и Гре­ция. Роль европейских держав в решении восточного вопроса. Значе­ние победы России над Турцией в 1829 году для армян, греков, бал­канских и других народов.

Прибалтийский край первой половины XIX в. в составе России. Польша в составе России. Конституция Царства Польского. Поль­ское восстание. Ликвидация Брестской унии 1596 г.

Казачество России в XIX в.

Крымская война. Причины войны. Цели дипломатов европей­ских держав в восточном вопросе. Начало войны. Ход военных дей­ствий в Крыму, на Кавказе, на Балтийском море и Дальнем Востоке. Героическая оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин, Э. И. Тотбелен, Н. И. Пирогов и др. Итоги войны.


следующая страница >>