microbik.ru
1 2 ... 7 8


Степанов Д.Л





Физика в сельском хозяйстве

  1. класс


Методические рекомендации по проведению

курса по выбору




Каргаполье 2006 г.
От автора

В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения учащихся девятого класса по данному курсу.

Методические рекомендации продолжают структуру, цели и задачи поставленные в методических рекомендациях по данному курсу для восьмого класса.

Методика проведения занятий предусматривает различные виды учебной деятельности учащихся, которые включают в себя:

    • изучение теоретического материала;

    • решение конструкторских и исследовательских задач и заданий, содержание которых приведено в предлагаемых вариантах занятий;

    • выполнение лабораторно-практических работ (разработки которых приведены в методических замечаниях);

    • экскурсии в различные цеха производственных подразделений сельскохозяйственного производства (план проведения, вопросы для беседы и возможные практические работы которые рекомендуется выполнить в ходе экскурсий, приведены в темах занятий посвященным экскурсиям);

    • встречи с передовиками и руководителями сельскохозяйственного производства.

Одним из самых эффективных способов организации занятий это творческие дискуссии, в ходе которых развиваются интеллектуальные способности учащихся. При этом учителю необходимо использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные способности учащихся.

Количество практических задач и заданий подобрано к занятиям позволят организовать работу учащихся не только в классе, но и предложить некоторые задания для домашней работы. Задания для домашней работы предлагаются всему классу (группе), но оценка за его выполнение выставляется в классный журнал по желанию ученика.


Занятие 1. Вводное занятие.

Цель: проанализировать итоги летних исследовательских работ учащих-ся. Определить цели и задачи дальнейшего изучения курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве».

Методические замечания

Занятие проводится в форме научно-практической конференции. Учащиеся, которые выполняли исследовательскую работу, сообщают о том, как проводился эксперимент, какие результаты были получены в ходе эксперимента, демонстрируют фотографии, на которых зафиксированы результаты выращивания культур на контрольных и экспериментальных участках. Подводя итог выступлений учащихся, учитель знакомит с содержанием курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве», изучаемого в девятом классе.
Тепловые процессы в сельскохозяйственном производстве

На первом занятии по данному разделу следует предложить учащимся практические задания для домашней работы, которые требуют длительного срока выполнения, но результаты выполнения этих заданий потребуются на последних уроках изучения данного раздела. Это могут быть следующие задания и темы рефератов.

1. Исследуйте, как зависит глубина промерзания почвы от тол­щины снежного покрова. Предложите способ уменьшения глуби­ны промерзания почвы для участков с малой глубиной снеж­ного покрова.

2. Исследуйте, как взаимосвязаны колебания физических характеристик атмосферы на изменение погоды. Составьте графики колебаний физических характеристик атмосферы (давление, температура) за декаду и месяц.

3. Наблюдая за суточными колебаниями температуры атмосферного воздуха и влажностью воздуха, отметьте, при каких условиях утром на почве появляется роса или иней.

Темы рефератов:

1. Первые тракторные заводы в России.

2. Первый русский и первый советский трактор.

3. От сохи до тракторного плуга.

Задания и рефераты предлагаются для желающих и чтобы учащиеся могли определить для себя форму работы и ее тему задания и темы рефератов можно вывесить на стенде в кабинете физики.

Занятие 2. Значение температуры окру­жающей среды для роста и развития растений.

Цель: развить представление учащихся о температуре и способах ее определения. Формировать практическую направленность знаний учащихся. Создать условия для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся.

Оборудование: термометр Саввинова, трость агронома.

Методические замечания

Понятие температура и способы ее измерения знакомы учащимся из курса физики восьмого класса. Поэтому в начале занятия с ними следует разобрать вопросы:

  1. «Дышит» ли почва?

  2. Происходит ли обмен содержащегося в ней воздуха? Если происходит, то, как он осуществляется?

  3. Почему для проращивания семян огурцов их помещают, во влажный опил и теплое место?

  4. Для чего прежде чем начинать сев агроном проверяет температуру почвы на отдельных участках поля?

При рассмотрении вопросов обращаем внимание учащихся на тепловое расширение тел, влияние температуры на проращивание семян и их всхожесть. Знакомим учащихся с устройством и назначение термометра Саввинова, тростью агронома – прибором который позволяет агроному проводить быструю диагностику почвы определять ее температуру и влажность.

Говоря о значении температуры в полеводстве, обращаем внимание учащихся на температурные режима проращивания различных сельскохо-зяйственных культур, например:


Культура

От оС

До оС

Рож озимая

+ 3

+ 30

Пшеница озимая

+ 4

+ 32

Кукуруза

+ 9

+ 44

Фасоль

+ 10

+ 35

Свекла сахарная

+ 4

+ 30

Подсолнечник

+ 8

+ 35

Горох

+ 1

+ 35

Морковь

+ 4

+ 30

Определение температуры почвы и ее суточные колебания определяют сроки сева той или иной культуры. Знание среднесуточных температур за весенне-летний период в регионе, продолжительность теплых и солнечных дней позволяет агроному подобрать сорта культур, которые по срокам созревания наилучшим образом подходят для данного региона.

Температурный режим имеет значение не только для проращивания, но и для роста и развития растений. Низкие температуры приводят к замедлению роста и развития растений, а также к их гибели. В качестве примера можно привести некоторые значения температур, при которых растения гибнут.


Культура

От оС

До оС

Рожь и пшеница

- 14

- 20

Ячмень и овес

- 10

- 14

Просо и горох

- 5

- 3

Рожь в фазе цветения

- 3




Арбузы, дыни и огурцы

- 0,5




Томаты

- 0,5

- 2

В заключение занятия следует решить задачи:

1. В результате сильных температурных колебаний, происходящих от резкой смены весенних ночных заморозков и дневного нагрева солнцем, стволы фруктовых деревьев в садах получают повреждения - ожоги. Чтобы предохранить деревья от солнечного ожога, их обмазывают известковым молоком или белой глиной. Почему такая обмазка предохраняет деревья от ожогов?

Ответ. Белые поверхности лучше отражает солнечные лучи, а, следовательно, предохраняют ствол дерева от солнечного ожога.

2. Вечером передали по радио сообщение об ожидаемых заморозках. Предложите способ, который позволил бы предохранить фруктовые деревья и всходы на грядках от заморозков.

Возможное решение. Способов защиты фруктовых деревьев и всходов от заморозков может быть несколько. Например, если обильно полить кроны деревьев и грядки водой, а также расставить в различных участках сада (огорода) кадки (ведра) с водой, то можно защитить растения от заморозков, потому что вода, остывая, будет отдавать теплоту окружающему воздуху. Иначе можно защитить растения от заморозков, если зажечь дымокуры или дымовые шашки, расположив их так, чтобы дым окутывал всю площадь сада (огорода). Дым подобно облакам уменьшит излучения тепла от земли и проникновения холода к ней.
Занятие 3. Экскурсия в поле. Определе­ние температура почвы на различных глубинах.

Цель: познакомить учащихся с особенностями профессий сельскохо-зяйственного производства. Показать на конкретных примерах значимость тепловых явлений в полеводстве. Формировать умения работать с контрольно-измерительными приборами. Воспитывать значимости сельскохозяйственных профессий, уважения к людям труда, чувства гражданского долга - готовности трудиться в сельском хозяйстве.

Объекты наблюдения: определение температуры почвы на различных глубинах.

Оборудование: термометр, лопата, трость агронома.

Методические замечания

При подготовке к проведению экскурсий учителю необходимо опреде-лить маршрут проведения экскурсии, договориться с руководством сельхоз-предприятия о проведении экскурсии, а также с представителями сельхозпред-приятия которые помогут провести экскурсию. Заранее определить круг вопросов, на которые они должны обратить внимание учащихся в ходе знакомства со значением температурного режима при выращивании культур в полеводстве. Отметить наиболее опасные участки, требующие особого внимания к правилам поведения учащихся в соответствии с требованиями техники безопасности и охраны труда. Проводя инструктаж учащихся перед началом экскурсии необходимо обратить их внимание на технику безопасности во время экскурсии указать на наиболее опасные участки.

План проведения экскурсии

1. Встреча с агрономом беседа с ним о значении температурного режима выращивания культур выращиваемых в хозяйстве. Способы контроля темпера-туры почвы и защиты растений от заморозков.

2. Посещение вспаханного поля. Выполнение практической работы: «Определение температура почвы на различ­ных глубинах».

Вопросы для беседы:

1. Какое значение имеет температура для получения высококачествен-ного урожая культур выращиваемых в хозяйстве?

2. Как определяется время начала сева?

3. Указывается ли в технологической карте выращивания культуры оптимальный температурный режим почвы?

4. Каким образом осуществляется защита растений от понижения температуры ниже критической?

Практическая работа.

Используя технический термометр, определите температуру почвы на глубине 5 см, 10 см,15 см, 20 см.

Отчет об экскурсии должен содержать ответы на вопросы для беседы, описание и результаты выполнение практических заданий.
Занятие 4. Температурный режим содер­жание животных в различные времена года.

Цель: развить представление учащихся о температуре и ее значении для повышения продуктивности животноводства. Формировать практическую направленность знаний учащихся. Создать условия для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся.

Оборудование: таблицы «Результаты декадного и месячного взвешивания поголовья животных находящихся на откорме», «Среднесуточные надои на фуражную корову за декаду и месяц», дневник наблюдений за погодой за контрольные периоды взвешивания и учета надоев.

Методические замечания

На данном занятии обращаем внимание учащихся на особенности санитарно-зоотехнических требований содержания животных в закрытых помещениях. В ходе беседы отмечаем, что в помещениях для животных независимо от времени года и условий окружающей среды согласно санитарно-зоотехническим требованиям необходимо поддерживать оптимальную температуру, влажность, чистоту воздуха и другие параметры микроклимата, а также иметь горячую воду для технологических нужд (табл. 1).

Продуктивность животных, их заболеваемость, расход кормов и качество продукции во многом зависят от состояния микроклимата на животноводческих фермах. Содержание животных в холодных, сырых, плохо вентилируемых, со сквозняками помещениях приводит к снижению продуктивности на 10—40%, увеличению расхода кормов на единицу продукции на 12—35% к росту заболеваемости, особенно молодняка, в два-три раза.

Анализируя таблицу 1, обращаем внимание учащихся на то, что кроме температуры в помещении должна поддерживаться в определенных интервалах влажность воздуха, содержание в нем аммиака и других газообразных веществ. Так как это влияет на продуктивность и состояние здоровья животных, поэтому необходима система вентиляции помещения, которая обеспечивала бы условия нормального содержания животных. Следует рассмотреть технологические схемы естественной и принудительной вентиляции животноводческих помещений.


Таблица 1. Нормы температуры, влажности и скорости движения воздуха внутри животноводческих помещений

Вид помещения

Температура
‘С

Скорость движения
м

Максимально допустимая относительная влажность %

Опти-

мальная

Мини-

мальная

Опти

мальная

Макси-мальная

Коровник и здание для откорма молодняка скота

8—10

6—8

0.5

1

70—75

Телятник

10

5

0.5

1

70

Доильно-молочное отделение

15

12

0,3

0,5

70

Свинарник-маточник

22

14

0,15

0,4

70

Свинарник-откормочник

20

12

0,3

1,0

70

Овчарня

10-12

5

0,5

1

60-80
Говоря о содержании животных необходимо познакомить учащихся с диагностикой состояния здоровья животных в зависимости от температуры их тела. Привести значения нормальной температуры здорового некоторых животных (таблица 2).


Таблица 2:




Животное

Нормальная температура оС

Лошадь

38

Корова

38,5 – 39,5

Теленок

39 – 40

Свинья

38,5 – 40

Кролик

38,5 – 39

Овца

38 – 40

Осел

37,5

Собака

38 – 39


Затем предлагаем учащимся выполнить практические работы:

  1. Используя статистические данные по надоям на фуражную корову и график колебаний температуры, установите влияние температуры окружающей среды на суточные надои молока.

  2. Используя результаты взвешивания животных находящихся на откорме и график температурных колебаний за контрольный период, установите влияния температуры окружающей среды на суточные привесы крупнорогатого скота.


следующая страница >>