microbik.ru
1 2 3
Утверждаю:

Директор МОУ Новопокровская СОШ

Соколов Д.В.________________________

Управление образования Администрации Ветлужского района

Муниципальное образовательное учреждение

Новопокровская средняя общеобразовательная школа

Программно – методическое пособие элективного курса

по предмету технология для девочек 9, 10, 11 классов

« Мой дом »

Автор: Смирнова Наталья Витальевна,

учитель технологии

МОУ Новопокровская средняя

общеобразовательная школа

Новопокровское 2012

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………....3

  2. Пояснительная записка……………………………………………………........4

  3. Цель и задачи программы………………………………………………………5

  4. Условия для реализации программы………………………………………......6

  5. Ожидаемые результаты………………………………………………………....7

  6. Оценка качества знаний………………………………………………………..8

  7. Учебно - тематический план………………………………………………......9

  8. Содержание программы……………………………………………………...12

  9. Список необходимого оборудования и материалов………………………..19

  10. Список литературы…………………………………………………………...20

  11. Методические рекомендации по организации и проведению занятий……22

  12. Контрольно – измерительные материалы…………………………………...23


-2-

Введение

Человек – деятельное существо. Он тысячами нитей связан с природой, обществом, в котором живет. Воспитательное значение её трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика её роль в воспитании подрастающего поколения. Единство природы и человека неразрывно, человек – часть природы. Мы стараемся жить в гармонии с природой.

В процессе своей жизнедеятельности человек воздействует на мир, активно перестраивает, переделывает его сообразно своим потребностям. Человека от животного отличает материальное производство. Производство – не только изготовление орудий с помощью орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления. У человека любой профессии бывает желание собственными руками сделать, создать, вырастить что-либо полезное, интересное, красивое. Неистощима фантазия, изобретательность и творческая смелость любителей мастерить, творить.

С малого возраста человеку объясняют, что хорошо, что плохо. Но знаний, оказывается, маловато для осознания необходимости бережного отношения ко всему существенному на земле. Вот и говорят: искусство постигается умом и сердцем.

-3-

Пояснительная записка

Как изучать данный курс? Вопрос не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Учащиеся вместе с учителем должны будут понять, что немыслимо вести домашнее хозяйство без экономного, рачительного отношения ко всему тому, что добывается трудом и потом. Что без зеленых растений неуютно и пусто даже в хорошо обставленной квартире. Что огородничеством и садоводством занимаются не только сельские жители, но и горожане. Что ведение фермерского хозяйства - это не добрые сказки о животных, что нужно будет искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы. А если в доме появился малыш. Как за ним ухаживать, кормить, пеленать? Очень, очень много вопросов появится. В данный курс вложены основные ответы на вопросы.

Данный курс по выбору “Мой дом” разработан для девочек 9, 10,11 классов и рассчитан на 102 часа, т.е. на трёхгодичное обучение.

Программа ориентирована на воспитание у подростков стремления к ведению своего хозяйства и желания стать хорошими домохозяйками.

Курс позволяет подробно познакомить учениц 9, 10,11 классов с основами ведения домашнего хозяйства, вызвать интерес к обучению на технологическом профиле.

Программа элективного курса «Мой дом» имеет направленность на приобретение опыта ухода за своим домом. Способствует развитию интереса учащихся к профессиям: экономист, повар, кулинар, дизайнер, садовод, животновод, и т.д.

Она также создает условия для расширения знаний по определенным разделам курса « Технология » которая изучается в 1-8 классах.

Содержание курса очень актуально в сегодняшнее время, материал востребован, современен и педагогически целенаправлен. Его можно использовать и как элективный курс, и как кружок во внеурочное время.

Сейчас часто можно уловить тенденции, когда женщина стремиться сделать карьеру, иметь большую зарплату, водить машину, быть независимой, а домом и детьми будут заниматься специально нанятые люди. Это может быть и неплохо, но еще важнее дать детям материнское тепло и ласку, мужу - любовь и уход, а дом наполнить веселым детским смехом, запахами пирогов, уютом родного дома и гармонией отношений между всеми членами семьи.

-4-

Основная цель курса:

  • формирование у старшеклассников готовности к ведению домашнего хозяйства, выяснение, что нужно делать, чтобы стать хорошими домохозяйками и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь, а так же осуществление профессионального самоопределения в выборе будущего профиля, развитие интереса к профессиям повара, кулинара, дизайнера, садовода, животновода.

Основные задачи курса:

Развивающие

  • способствовать развитию воображения, оригинальности мышления;

  • формировать у учащихся рациональные умения и навыки умственной деятельности (достижение результата с наименьшими затратами);

  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Обучающие

  • познакомить старшеклассников с примерным ведением домашнего хозяйства;

  • совершенствовать навыки распределения расходов и доходов семьи;

  • изучение азов садоводства, цветоводства и огородничества;

  • познакомить с видами и последовательностью работ по уходу за огородом и садом;

  • расширить уровень знаний по ведению фермерского хозяйства;

  • научить ухаживать за домашними животными;

  • развивать эстетический вкус;

  • познакомить с основами ремонта дома;

  • рассмотреть основные понятия , приемы, связанные с выбором стиля в доме;

  • научить всем видам рукоделия для дальнейшего украшения своего жилища;

  • научить вкусно, готовить еду для всей семьи, правильно сервировать стол, уметь принять гостей;

  • научить ухаживать за малышом, с особенностями развития;

  • дать учащимся представление об индивидуальных особенностях и способностях человека;

  • подготовить старшеклассника к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми.

-5-

Воспитательные

  • воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней;

  • развитие познавательно-трудовой активности в ведении домашнего хозяйства;

  • воспитывать трудолюбие, ответственность;

  • пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой;

  • используя разнообразные формы проведения занятий, вовлечь учащихся в активную совместную деятельностью;

  • воспитывать технологическую культуру учащихся.

Условия для реализации программы

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

  • лекционные занятия (беседы, мини – лекции);

  • встречи (учитель биологии, садоводы - любители, кролиководы, птицеводы, кулинар);

  • защита рефератов;

  • защита творческих проектов;

  • фотоальбомов.


-6-

Ожидаемые результаты:

Учащиеся после освоения элективного курса должны уметь:

  • делать ремонт в доме своими силами;

  • красиво накрыть стол и принять гостей;

  • вести огород и сад, чтобы круглый год обеспечить семью овощами;

  • обвязать и обшить весь дом;

  • наводить уют в свое доме, чтобы всем было в нем тепло и УЮТНО.

После прослушивания курса у девочек проявиться интерес к видам деятельности, связанных с обучением на технологическом профиле и конкретно к профессии повара, кулинара, дизайнера, агронома, зоотехника, экономиста, фермера, да и просто домохозяйки, что в настоящее время не является редкостью.

Одним из главных результатов данного курса, является сформированная потребность ухода за собственным домом, умение грамотно и осознанно подходить к ведению домашнего хозяйства.

В результате проведенного учебного курса учащиеся должны

иметь представление:

  • какой должна быть экономика в быту;

  • о значении садоводства и огородничества в домашнем хозяйстве;

  • о выращивании комнатных растений и об уходе за ними;

  • о разбивке грядок, посеве и посадке садовых и овощных культур и уходе за ними ;

  • об экзотических лекарственных растениях;

  • о содержании и разведении домашних птиц и животных;

  • о ведении домашнего хозяйства;

  • о уходе за малышом, особенностях его развития.

должны знать:

  • основные понятия и термины;

  • виды расходов калорий в продуктах;

  • как экономить и распределять доходы и расходы в домашнем хозяйстве;

  • элементарные способы посева и посадки садово-огородных культур;

  • виды плодово-ягодных культур;

  • названия болезней и вредителей садово-огородных культур;

  • о целебных свойствах овощных и лекарственных растений;

  • простейшие рецепты овощных салатов;

  • некоторые породы домашней птицы и домашних животных;

  • переработку и хранение продукции животноводства;

  • развитие малыша в первые месяцы и до года, правильный уход за малышом.

-7-

должны уметь:

  • вести контроль расходов и доходов в хозяйственных книга;

  • правильно покупать продукты и хранить их;

  • правильно ухаживать за комнатными, садово-огородными растениями;

  • уметь окружать себя красотой и жить в гармонии с внешним миром;

  • правильно содержать домашних животных и птиц, ухаживать за ними;

  • отличать органические удобрения от минеральных;

  • применять полученные знания в жизни;

  • правильно распределять силы и ресурсы при ведении домашнего хозяйства;

  • уметь ухаживать за малышом.

Основные понятия курса

Домоводство, цветоводство, садоводство, огородничество, животноводство, уход за детьми младенческого возраста.

Оценка качества знаний:

Реферат.

  • При оценке качества знаний надо учитывать обширность материала реферата, его оформление, самостоятельную работу девочки, а не отслеживать готовый реферат из Интернета.

Творческий проект.

  • Должен соответствовать выбранной теме, а материал в нём должен быть подобран и раскрыт подробно.

Фотоальбом.

  • Оформление фотоальбомов должно быть с качественными фотографическими изображениями и краткими описаниями вида того или иного растения, с описанием ухода за этим растения



-8-

Учебно-тематический план элективного курса в 9 классе

« Мой дом »




Тема

Всего

Теория

Практика

1.

Вводная часть. Домашнее хозяйство и мы

1

1

-

2

Уроки экономики в быту

9

2

7




Наш дом и мы в нём хозяева

Каждая крошка в ладошку

3


1


2




Распределение доходов и расходов в семье

Составление бюджета на месяц

Комфорт и энергия

6


1


5


3.

Кулинария

10

2

8




Маленькие хитрости семейной кулинарии

2

-

2




Столовые приборы и как правильно пользоваться

2

1

1




Сервировка стола

4

1

3




Бал салатов

2

-

2

4

Этикет

12

3

9




Этикет как зеркало

2

1

1




Об этикете и человеческих качествах

4

1

3




Виды приёмов. Секреты гостеприимства.

4

1

3




Этикет семейных отношений

2

-

2

5

Домоводство - это для нас

2

1

1




итого

34

9

25


следующая страница >>