microbik.ru
1 2 ... 9 10



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»

«История зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм».
Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2009

Печатается по решению
редакционно-издательского совета



ББК

Д

Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина


Научный редактор:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Рецензент:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия
Д История зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.А.Ковалева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – с….
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900 (050301.65) Русский язык и литература .

Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

Ó Сост.: к.ф.н., доц. Ковалева М.А.

Утверждаю


Декан факультета

____________________

«_____» ____________




Рабочая программа



Кафедра _________________________________________________________________________



__________________________литературы_______________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)
Шифр и наименование

Дисциплины ДПП.Ф 13 История зарубежной литературы. Зарубежная литература 19 века: романтизм _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)
Статус ________________________обязательная_________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)_______ 032900 (050301.65) «Русский язык и литература . Спец.»__________________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)
Формы обучения_________ __________________заочная___________________________________________

(дневная, заочная)
Объем дисциплины ________________________________112___________________________________

(общий объем дисциплины, час.)


Распределение по семестрам





Номер семест-ра


Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Практ.

Лабор.

4

112

20

14

6

-

92

-

экзамен


ГОС направлений и
Рабочая программа составлена на основании ______________________


специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом
(наименование

_____________________________________________________

государственного образовательного стандарта или типовой программы, утвержденной


приказом Министерства образования РФ от 31.01.2005

_____________________________________________________________ (НМСГоскомвуза РФ, дата утверждения)


К.ф.н, доцент Ковалева . М.А.

Разработчик_________________________________________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

"Литературы"



_____________________________________________________________

Заведующий кафедрой _______________ Гузь. Н.А.

(подпись, Ф. И. О.)

Одобрена советом (методической комиссией)


Филологического факультета

_____________________________________________________________

"___" _________ 2004 г. Председатель _______________________

Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Программа курса охватывает период Великой французской революции 1787-1794 годов, отделяющий эпоху от века Просвещения до 1830-х годов, когда в ряде европейских стран утверждаются эстетические принципы критического реализма.

Задача настоящего курса – дать характеристику основного направления и метода первой половины XIX века – романтизма и познакомиться с творчеством писателей и поэтов ведущих европейских стран, придерживающихся этого направления: Э.Т.А. Гофманом, Г. Гейне – в Германии; У. Водсвортом,С. Кольдриджем, Р. Саути, Д, Г. Байроном, П.Б. Шелли, В. Скоттом – в Англии; Ф.Р. Шатобрианом, А. де Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго – во Франции; А. Мицкевичем – в Польше; Ф.Д. Купером, Г.У. Лонгфелло, Э. По – в США.

В связи с большой сложностью рассматриваемой проблемы романтизма программа предусматривает лекцию-введение и практическое занятие по теории романтизма.

Все последующие лекции и практические занятия посвящены анализу специфики романтизма в ведущих странах Европы: Германии, Англии, Франции и США, а также творчеству отдельных писателей-романтиков.

Главным предметом исследования на практическом занятии является, как правило, одно произведение, которое подвергается целостному анализу, в процессе которого выявляются специфические особенности данного текста и черты, сближающие его с произведением других писателей-романтиков.

Программа содержит в себе тематический план курса, планы практических занятий, перечень учебников, учебных пособий, список обязательных текстов, критической литературы и контрольные вопросы для самоподготовки к экзамену.

Всего на изучение курса на заочном отделении учебным планом отведено 112 ч. Из них – 92 ч. – самост. работа, 20 ч. – аудиторная ( 14 ч. – лекции, 6 ч. – прак. зан.). На 2 курсе читается дисциплина, а на 3 курсе, в 5 семестре проводится экзамен.


Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ДПП.Ф.12 История зарубежной литературы. Зарубежная литература Х1Х века. Романтизм.


Зарубежная литература 19 века: западноевропейский и американский романтизм. Романтизм как метод и направление. Специфика английского, немецкого, французского и американского романтизма. Наиболее известные прозаики и поэты.


Разработчик кандидат филол. наук, доцент Ковалева М.А.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
Литературы
Заведующий кафедрой _____________________ Н.А. Гузь

Одобрена Ученым советом филологического факультета

«_______»_____________________ Председатель __________________________

Учебно-методический комплекс дисциплины ДПП. Ф. 12 «История зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 ( 05030165) «Русский язык и литература».

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 0329000. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью

Пояснительная записка

Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах

Практические занятия, их содержание и объём в часах

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к экзамену

Учебно-методическая карта дисциплины

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

Карта согласования рабочей программы дисциплины

КАРТЫ РЕСУРСОВ

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

2. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тезисы лекций

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий



4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

Печатные дидактические материалы

Электронные дидактические материалы МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тезисы лекций




1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 032900 (050301.65) « Русский язык и литература с дополнительной специальностью».

ДПП. Ф. 12. Зарубежная литература 19 века. Романтизм.
В основе данного УМКД следующая программа:

Г.Н.Храповицкая, Н.Г. Калинникова
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

РОМАНТИЗМ (МГУ,1998 г.)


ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ

И АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века. Возникновение термина, постепенное наполнение его содержанием. Определение романтизма. Периодизация. Романтизм и предромантизм. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты метода. Понятие о романтическом двоемирии. Связь с

Просвещением и отталкивание от него; ренессансные черты и романтизме; роль средних веков в системе идей и форм романтизма; отказ от нормативности классицизма. Субъективное начало в романтизме. Концепция личности, любви и природы. Своеобразие историзма романтиков, открытие историзма. Открытие "местного колорита", "живописность" романтизма. Принцип типизации. Роль воображения. Восприятие Шекспира, Сервантеса,

Кальдерона, Гоцци. Основные жанры романтизма. Основные представители.
НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Две волны немецкого романтизма, причины явления, временные границы. Роль "Бури и натиска"; роль Гёте и Шиллера в формировании романтизма.

Йенский этап

Основные представители. Связь философии, теологии (Шлейермахер) с эстетикой и практикой романтиков — писателей, художников, музыкантов. Роль философии Ф.Шеллинга в формировании эстетики романтизма: концепция мира, развития, познания, Бога, связей человека и природы, концепция любви, сущность понятия "интеллектуальная интуиция"; связи философии и литературы; представление о творческой личности, творческом акте и

истоках многозначности произведения, идея мифотворчества. Философия Шеллинга как основа развития представления о романтической иронии, сущность понятия "романтическая ирония".Новалис. Основные жанры. Философия и эстетика. Фрагмент как жанр. Связь с Фихте и Шеллингом. "Ученики в Саисе" - взаимосвязь явлений, цель познания. "Генрих фон Офтердинген" -жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип по-

знания, образ "голубого цветка", символика, искусство, романтическая ирония. Новалис в России.Ф. Шлегель. Концепция искусства, творчества, романтической иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. "Люцинда" как воплощение эстетических и философских идей автора. Л. Тик. Идеализация средневековья. "Странствия Франца Штернбальда" как отражение эстетических концепций автора. Дюрер и Рафаэль. "Белокурый Экберт" — идея единства мироздания, "уединения в лесу", проблема рока, романтическая ирония, роль фан-

тастики. Тик в России. В.Г. Ваккенродер. Иероглифический язык искусства, концепция музыки, двойственность творческой личности и самого искусства. "Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера".Ф. Гельдерлин. Философские, этические и эстетические концепции, связь с Гегелем, искусством ХУП века и античностью.

Отражение в лирике тем единства природы и человека, любви и творчества. "Гиперион" как воплощение идей личной и государственной свободы, единства человека и природы, любви как высшей способности постигать вселенную; своеобразие жанра. Философичность и иероглифичность пейзажной и портретной живописи (Фридрих, Керстинг, Рунгел).

Гейдельбергский этап.

Изменение нравственных, религиозных, философских и эстетических ориентиров. Кант, Шопенгауэр, Совиньи, католицизм,сменившие Фихте, Шеллинга, Шлейермахера. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, "Волшебный рог мальчика" Арнима и Брентано. Соотношение фольклорных традиций и литературных. Живопись К.Ф.Фора, Ю.Шнорра фон Карольсфельда, Ф. Овербекка, Фр. Пфора — религиозные и обы-

денные мотивы. Усилившееся ощущение трагичности и непознаваемости бытия, усложнение сюжетов как отражение новых идей.Г. фон Клейст. Тема рока, бессмысленности, непредсказуемости бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви.Конфликты трагедий "Семейство Проффенштейн", "Пентесилея" и новелл "Землетрясение в Чили", "Найденыш" и др. Изоб-

ражение обыденности в "Разбитом кувшине". А. фон Арним. Вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь "Изабеллы Египетской" с народной сказкой. Изменение жанра литературной сказки по сравнению с йенским романтизмом.К. Брентано. Власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия — "Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль", социальный мотив в рассказе.Ф.де Ла-Мотт Фуке. Своеобразие двоемирия. Природа и духовность религии в "Ундине".А. фон Шамиссо. "Удивительная история Петера Шлемиля" — нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке. Э.Т.А. Гофман. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония. Просвещением и отталкивание от него; ренессансные черты в романтизме; роль средних веков в системе идей и форм романтизма; отказ от нормативности классицизма. Субъективное начало в романтизме. Концепция личности, любви и природы. Своеобразие историзма романтиков, открытие историзма. Открытие"местного колорита", "живописность" романтизма. Принцип типизации. Роль воображения. Восприятие Шекспира, Сервантеса, Кальдерона, Гоцци. Основные жанры романтизма. Основные представители.
НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Две волны немецкого романтизма, причины явления, временные границы. Роль "Бури и натиска"; роль Гёте и Шиллера в формировании романтизма.

Йенский этап

Основные представители. Связь философии, теологии (Шлейермахер) с эстетикой и практикой романтиков — писателей, художников, музыкантов. Роль философии Ф.Шеллинга в формировании эстетики романтизма: концепция мира, развития, познания, Бога, связей человека и природы, концепция любви, сущность понятия "интеллектуальная интуиция"; связи философии и литературы; представление о творческой личности, творческом акте и

истоках многозначности произведения, идея мифотворчества. Философия Шеллинга как основа развития представления о романтической иронии, сущность понятия "романтическая ирония".Новалис. Основные жанры. Философия и эстетика. Фрагмент как жанр. Связь с Фихте и Шеллингом. "Ученики в Саисе" —взаимосвязь явлений, цель познания. "Генрих фон Офтердинген"жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип познания, образ "голубого цветка", символика, искусство, романтическая ирония. Новалис в России.

Ф. Шлегель. Концепция искусства, творчества, романтической иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. "Люцинда" как воплощение эстетических и философских идей автора.Л. Тик. реализация средневековья. "Странствия Франца Штернбальда" как отражение эстетических концепций автора. Дюрер и Рафаэль. "Белокурый Экберт" — идея единства мироздания, "уединения в лесу", проблема рока, романтическая ирония, роль фантастики. Тик в России. В.Г.Ваккенродер. Иероглифический язык искусства, концепция музыки, двойственность творческой личности и самого искусства. "Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера". Ф. Гельдерлин. Философские, этические и эстетические концепции, связь с Гегелем, искусством ХУП1 века и античностью.

Отражение в лирике тем единства природы и человека, любви и творчества. "Гиперион" как воплощение идей личной и государственной свободы, единства человека и природы, любви как высщей способности постигать вселенную; своеобразие жанра.Философичность и иероглифичность пейзажной и портретнойживописи (Фридрих, Керстинг, Рунгел).

Гейдельбергский этап. Изменение нравственных, религиозных, философских и эсте-

тических ориентиров. Кант, 111опенгауэр, Совиньи, католицизм,сменившие Фихте, Шеллинга, Шлейермахера. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, "Волщебный рог мальчика" Арнима и Брентано. Соотношение фольклорных традиций и литературных. Живопись К.Ф.Фора, Ю.Шнорра фон Карольсфельда, Ф. Овербекка, Фр. Пфора — религиозные и обыденные мотивы. Усилившееся ощущение трагичности и непознаваемости бытия, усложнение сюжетов как отражение новых идей. Г. фон Клейст. Тема рока, бессмысленности, непредсказуемости бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви.

Конфликты трагедий "Семейство Проффенштейн", "Пентесилея" и новелл "Землетрясение в Чили", "Найденыш" и др. Изображение обыденности в "Разбитом кувшине".А. фон Арним. Вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь "Изабеллы Египетской" с народной сказкой. Изменение жанра литературной сказки по сравнению с йенским романтизмом.К. Брентано. Власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия — "Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль", социальный мотив в рассказе. Ф. де Ла-Мотт Фуке. Своеобразие двоемирия. Природа и духовность религии в "Ундине". А. фон Шамиссо. "Удивительная история Петера Шлемиля" —

нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке. Э.Т.А. Гофман. Идея универсальной личности, роль музыки и

творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония. Смысл названия первого сборника "Фантазии в духе Калло", его состав. "Кавалер Глюк" — концепция музыки, роль и смысл двоемирия. "Золотой горшок" — двоемирие, специфика фантастики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония. Музыканты и "просто хорошие люди". "Дон Жуан" — слияние музыки и любви, проблема идеальной личности и идеального чувства: музыка как основа рассказа. Место и роль оперы "Ундина" в творчестве Гофмана. "Крошка Цахес" — идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни, социальный и нравственный смысл центрального образа. Способы создания гротеска и романтической иронии. "Ночные рассказы" — победа сил тьмы в "Песочном человеке". "Серапионовы братья" — идеи Серапиона и полемика с ними. "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюде-

ри" как воплощение двойственности творческой личности, непредсказуемости, жестокости бытия, разрушение творческой личности. Значение "Повелителя блох" в творчестве писателя. "Житейские воззрения кота Мурра" — двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социальной тирании в романе. "Угловое окно" — творческая лаборатория

автора.И. фон Эйхендорф. Переосмысление идей раннего романтизма в "Истории одного бездельника" (романтический идеал, тема странствий, творческая личность и творчество, любовь, искусство). Замена романтической иронии ироническим снижением, но без отказа от высоких идей раннего романтизма. "Волшебная лоза" — воплощение романтической идеи связи всего сущего и творчества. "Голубой цветок" — отражение сожалений о несбывшихся надеждах романтизма. Э. Мёрике. "История прекрасной Лау" — переосмысление романтических идей связи человека и природы, одухотворенности природы, возвышенной поэзии любви, сближение мира фантазии с бытом и обыденностью. Веселая ирония над романтическим идеалом и сохранение пиетета по отношению к нему.

Немецкий романтизм и русская культура.
АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Исторические и культурные условия появления. Периодизация. Предпосылки появления в литературных течениях ХУ1П века поэзии Драйдена и Поупа (классицизм с его рационализмом), воздействие Шекспира. Тема природы в лирике Томсона. Тяга к нео-бычному и таинственному у Макферсона и Оссиана. Роль "романов ужасов" Рздклиф и Льюиса. Разрушение всевластия логики у Стерна. Песни Р. Бёрнса. Идеологические течения, работа Э. Бёрка "Философские исследования о происхождении наших идей Возвышен-

ного и Прекрасного"; новые представления об ужасном как прекрасном. Идея живописности и ее связь с темой природы. Методизм и его роль в формировании идеи изначальной чистоты души. Проблема воображения и чувства. Роль лондонских романтиков в ее формировании. Сочетание в английском романтизме сенсуалистического эмпиризма с идеализацией действительности. Основные представители, основные жанры. Два типа живописи, две романтические концепции мира — Тернер, Констебль. У. Блейк. Творчество Блейка — предвосхищение идей и форм английского романтизма. Тираноборчество, воображение, мифология, особое восприятие демонизма. Контрастность идей "Песен Невинности" и "Песен Опыта". Концепция романтического восприятия и отражения мира.

"Озерная школа"

У. Вордсворт. Концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображения и рассудка, языка искусства ("Предисловие к лирическим

балладам"). Народные типы в лирических балладах. Поэтичность обыденности, роль воображения — сонет "На Вестминстерском мосту", природа, любовь, вечность ("Люси", "Нас семеро"). Пушкин и Вордсворт ("Не хмурься, критик..." и "Суровый Дант не

презирал сонета..."). Роль Вордсворта в развитии английского

языка. С.Т. Колридж. Первичное и вторичное воображение, ассоциативность художественного языка, отличие его от языка обыденной речи. "Старый моряк" — новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема

преступления и искупления, неосознанные действия человека, тайные силы мира. Ужасное как возвышенное. Живописность. "Кристабель" — мир, подвластный неуправляемым жестоким силам."Кубла Хан" — живописность, тема дьявола. Р. Саути. Развитие тенденций народной баллады в поэмах; христианская проблематика поэм; демоническое как безнравст-

венное. Д. Ките. Концепция личности поэта и творчества ("Гомер", письма). "Ода греческой вазе" — соотношение искусства и действительности, проблема правды и красоты. "Ода соловью" — романтическое томление, тема смерти, реальное и ирреальное. П.Б.Шелли. "Защита поэзии" — смысл творчества, воображение, предмет искусства и его роль в обществе. Связь с Предисловием к "Лирическим балладам" Вордсворта. Бунтарская поэзия Шелли — "Королева Маб", "Освобожденный Прометей". Социальные идеи в поэзии Шелли. Социально-нравственный конфликт "Ченчи", характер главной героини. Человек и природа, глобальность явлений — "Ода западному ветру", "Облако". Дж. Г.Байрон. Истоки характера и творчества, жизненные цели поэта. А. Н .Веселовский о двух периодах творчества Байрона. Проблема воображения, действительности, мысли. Скептицизм и рационализм. Титанизм героев и конфликтов. Первый сборник "Часы досуга" — "Хочу я быть ребенком вольным" как воплощение основных ценностей и противоречий всей жизни и творчества. Проблема отражения действительности в стихотворении "К музе вымысла". Сатирический обзор современной поэзии в "Английских бардах и шотландских обозревателях". Проблема цели жизни в стихотворении "Прометей", интерпретация античного образа. "Чайльд-Гарольд" как новый тип лиро-эпической поэмы: изменения в сюжете, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лирический дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий времени. Концепция личности байроновского героя. Тема природы и человека: новые стилевые черты. Жанровые особенности "Восточных поэм" — связи с новеллой, "вершинность" композиции. Экзотичность первых произведений, переходящая в социально-нравственную проблематику в "Осаде Коринфа" и "Паризине".

Герой-преступник. Эгоцентризм персонажей и отношение к нему автора. Тема любви и природы. Духовный кризис Байрона. "Тьма"— глобальность и живописность апокалипсических сцен. "Манфред" и "Каин" — своеобразие философских драматических поэм, мистериальное начало в них, символика и аллегоризм. Движение авторской мысли от отчаяния эгоцентрика к ответственности гуманиста, переосмысление библейских образов в "Каине". Роль кольцевого сюжета. Поэма "Беппо" — развитие принципов нового типа поэмы. Авторское "я" в поэме. Роман "Дон Жуан" —причины и принцип использования "вечного образа", проблематика романа, сатирические черты, переосмысление романтичес-

ких тем и героев (тема войны), развитие жанровых черт "Чайльд-Гарольда" и "Беппо". Роман без плана, изменение тональности. Своеобразие строфы. Сатирические произведения последних лет. Подведение итогов жизни в стихотворении "В день моего тридцатишестилетия". Байрон в Англии и в России. В. Скотт. Поэзия В. Скотта, связь его баллад с народным творчеством. Специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общества. История и современность. Концепция личности в романах В. Скотта. Своеобразие композиции. Связь романов В. Скотта с готическим романом. Роль описаний местности и портретов персонажей. Воплощение исторических и эстетических принципов в

романах "Айвенго", "Гай Мэннеринг", "Приключения Найджела". Метьюрин. "Мельмот-скиталец" — демоническое и реальное в характере героя, двойничество, его роль, нарочитая усложненность сюжета и композиции. Место романа в истории литера-

туры.

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ
Философские и социальные истоки французского романтизма. Периодизация. Связь с литературой ХУ1П века, противостояние классицизму. Проблема воображения, живописности, сюжетной напряженности, метафоричности стиля (П. Леру, Гюго "Лунный

свет", Мюссе "Экспромт"). Социальная тематика французского романтизма. Система жанров. Основные представители. Живопись Делакруа, Жерико, Жироде — психологизм и конфликтность. Формирование романтической поэзии во Франции. Лирика Ламартина — особенности образной системы. Трагическое мироощущение в поэзии А. де Виньи ("Смерть волка"). Тема поэта и поэзии у А. де Виньи и А. де Мюссе (цикл "Ночи"). Типология французского романа. "Коринна" Ж. де Сталь — зависимость темперамента от географических широт, предвосхищение стендалевского изображения эволюции чувства, тема женской эмансипации. Социальный роман "Жан Сбогар" Ш. Нодье. Психологический роман и новелла: "Рене" Шатобриана, "Оберман" Сенанкура, "Адольф" Констана, "Исповедь сына века" Мюссе. Эволюция героя психологического романа, связь с романами Прево и

Лафайет. Исторический роман "Сен Мар" Виньи: концепция Вико, герой и история. Психологический и социальный роман Ж. Санд, тема искусства и творческой личности в ее романах. Творческий путь В. Гюго. Периодизация. Связь с "неистовой литературой". Предисловие к драме "Кромвель" как манифест французского романтизма. Концепция личности, истории. Конфликт и его развитие в драме "Эрнани". Своеобразие романтической драмы Гюго. Специфика историзма романа "Собор Парижской Богоматери": композиция,

система образов, концепция романтического героя, проблема просвещения и религии, символика, гротеск в романе. Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в романе "Отверженные", изменение характера романтического героя.

Человек и природа в романе "Труженики моря". Добро абсолютное и социальная справедливость в романе "Девяносто третий год", своеобразие композиции. Экзотизм и политические мотивы в лирике Гюго. Гюго в России.
ИТАЛЬЯНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Исторические условия возникновения. Периодизация. Связь с общественными движениями. Историография Д. Вико, философские и этические идеи В. Джомберти. Борьба классиков и романтиков. Идеи Л. ди Бреме, Д. Берше, У. Фосколо, А. Мандзони: концепция исторической трагедии и исторического романа ("Граф Карманьола" и "Обрученные"). Интеллектуальная поэзия Д. Леопарди — философский, эстетический, нравственный идеал. Идея героизма духа на первом этапе творчества; мировая скорбь как скрытое сопротивление — второй этап; преодоление скорби и усиление сатирических черт — на третьем этапе. Роль Де Санктиса в развитии итальянской литературной теории и истории.

ПОЛЬСКИЙ РОМАНТИЗМ

Национальное своеобразие, связь с другими литературами. Воздействие национально-освободительной борьбы на творчество романтиков. А. Мицкевич как основоположник польского романтизма. Периодизация творчества. Гражданственность поэзии Мицкевича

(лирика, поэма "Гражина"). Романтический герой в поэме "Дзяды". Мицкевич в России. Лиризм, художественное своеобразие "Крымских сонетов". Публицистическая и педагогическая деятельность Мицкевича. Ю. Словацкий — ярчайший представитель польского романтизма. Мастерство в области формы, обогащение поэтического

польского языка. Жанровое своеобразие поэмы "Беневский". Художественные завоевания в области романтической драмы: жанры, проблемы, образная система.

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процессом становления американского самосознания. Специфика восприятия европейского опыта и складывающееся своеобразие национальной литературы на английском языке. Связь Купера с традицией В. Скотта, а В. Ирвинга и Э. По с немецким романтизмом. Хронологические границы и периодизация. Война между Севером и Югом как исторический водораздел смены литературных направлений в литературе Америки. Своеобразие американской поэзии и

американского романа. В. Ирвинг — представитель раннего этапа американского ро-

мантизма, создатель романтической новеллы. Фольклорные источники творчества.

Дж. Ф. Купер. Вклад Купера в создание американского романа: разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового. "Шпион" — произведение первого периода творчества, исторический роман с элементами таинственности и мелодраматизма. Цикл романов о Кожаном Чулке: индейская тема, тема "естественного человека", нравственный идеал писателя. Г. У. Лонгфелло. Особенности поэтического творчества. "Песнь о Гайавате": фольклорные образы поэмы, индейское устное творчество как основа произведения. Связь с традицией Купера в гуманистической трактовке индейской темы. Э. По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Статья "Философия творчества" и поэтическое новаторство Э. По ("Ворон", "Колокола", "Аннабель Ли"). Новеллистическое искусство. Формирование жанров, которые позднее ра-

зовьются в европейской литературе. Специфика двоемирия американского романтизма: сочетание полета фантазии, воображения с практицизмом и здравым смыслом, предваряющим появление реалистических черт. Русские писатели о По (Достоевский, Блок,

Брюсов).

Пояснительная записка.
Программа курса охватывает период Великой французской революции 1787-1794 годов, отделяющий эпоху от века Просвещения до 1830-х годов, когда в ряде европейских стран утверждаются эстетические принципы критического реализма.

Задача настоящего курса – дать характеристику основного направления и метода первой половины XIX века – романтизма и познакомиться с творчеством писателей и поэтов ведущих европейских стран, придерживающихся этого направления: Э.Т.А. Гофманом, Г. Гейне – в Германии; У. Водсвортом,С. Кольдриджем, Р. Саути, Д, Г. Байроном, П.Б. Шелли, В. Скоттом – в Англии; Ф.Р. Шатобрианом, А. де Мюссе, Ж. Санд, В. Гюго – во Франции; А. Мицкевичем – в Польше; Ф.Д. Купером, Г.У. Лонгфелло, Э. По – в США.

В связи с большой сложностью рассматриваемой проблемы романтизма программа предусматривает лекцию-введение и практическое занятие по теории романтизма.

Все последующие лекции и практические занятия посвящены анализу специфики романтизма в ведущих странах Европы: Германии, Англии, Франции и США, а также творчеству отдельных писателей-романтиков.

Главным предметом исследования на практическом занятии является, как правило, одно произведение, которое подвергается целостному анализу, в процессе которого выявляются специфические особенности данного текста и черты, сближающие его с произведением других писателей-романтиков.

Программа содержит в себе тематический план курса, планы практических занятий, перечень учебников, учебных пособий, список обязательных текстов, критической литературы и контрольные вопросы для самоподготовки к экзамену.

Всего на изучение курса на заочном отделении учебным планом отведено 112 ч. Из них – 92 ч. – самост. работа, 20 ч. – аудиторная ( 14 ч. – лекции, 6 ч. – прак. зан.). На 2 курсе читается дисциплина, а на 3 курсе, в 5 семестре проводится экзамен.
Внешние требования (Требования ГОС)


Шифр

дисциплины

Содержание учебной дисциплины

Часы

ДПП.Ф.12

Зарубежная литература 19 века: западноевропейский и американский романтизм. Романтизм как метод и направление. Специфика английского, немецкого, французского и американского романтизма. Наиболее известные прозаики и поэты.



112


2. Цели и задачи преподавания дисциплины

Цель: познакомить студентов с основными закономерностями развития мирового литературного процесса первой половины XIX века - в период господства романтического направления.



Задачи:

-дать представление об особенностях европейского и американского историко-литературного процесса первой половины XIX века, о развитии западно-европейской литературно-критической мысли первой половины XIX века;

-познакомить студентов с национальным своеобразием романтической литературы в различных странах Европы и Америки;

-рассказать о русско-зарубежных литературных связях в первой половине XIX века.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА





Наименование модулей, разделов, тем

Лекц.

Практ.



1.

Модуль № 1.Литература Германии и Англии.

Раздел № 1: Теория романтизма. Немецкий романтизм.

Тема: Введение. Романтизм как метод и направление.

Предмет и задачи курса. Предпосылки романтизма. Основные этапы развития. Романтизм как метод. Романтизм как направление. Значение романтизма.


2





2.


3.

4.



Раздел № 2:Немецкий романтизм.

Тема: Специфика романтизма в Германии.

Специфика развития немецкого романтизма. Основные этапы развития: иенский, гейдельбергский, после 1830г.Бр. Шлегели – теоретики немецкого романтизма. Творчество Л. Тика. Новеллы, пьесы. Роман Новалиса «Генрих

фон Офтердинген». Сборник Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика». Творчество Г.Клейста. Творчество Э.А.Гофмана.

Периодизация творчества. Сборник «Фантазии в манере Калло». Анализ новелл «Золотой горшок», «Крошка Цахес». Романное творчество. Сборник рассказов «Серапионовы братья». Повесть-сказка «Повелитель блох». Поэтика произведений Гофмана.

Раздел № 2:Английский романтизм.

Тема: Особенности английского романтизма.

Предпосылки возникновения нового направления. Основные этапы развития, представители. Творчество Дж. Г. Байрона

Жизнь и творчество Дж. Г. Байрона. «Восточные « поэмы. Анализ поэмы «Корсар». Драмы «Каин», «Манфред». Основные особенности произведений в области жанра, композиции, системы образов и т.д. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Краткая характеристика. Роман в стихах «Дон Жуан». Значение творчества. Творчество П.Б.Шелли. Социально-политические и литературно - эстетические взгляды. Поэмы «Восстание Ислама» и «Освобожденный Прометей» как поиски путей обновления мира. Основные мотивы лирики. Трагедия «Ченчи» - сочетание трагического и сатирического. В.Скотт- создатель жанра исторического романа. Скотт – создатель жанра исторического романа. Шотландские романы писателя и романы о средних веках в Англии и Европе. Анализ ведущих романов циклов: «Айвенго» и «Роб Рой». Значение творчества.

Модуль № 2 :Литература Франции.

Раздел № 3:Французский романтизм первой пол.19 века.

Тема: Специфика французского романтизма. Французский исторический роман.

Специфика французского романтизма. Краткая характеристика. Периодизация французского романтизма. Творчество Ф.Шатобриана и Ж. де Сталь. Авантюрно-исторические романы А.де Виньи, А. Дюма. Поэтика исторических романов А.Дюма. Социальные и психологические романы Ж. Санд.

Обзор жизни и творчества. Анализ романов: «Индиана», «Консуэло». В. Гюго – романист, поэт, драматург.

«Предисловие к драме «Кромвель» - манифест французских романтиков. Основные сборники стихов поэта. В. Гюго-драматург. Поэтика романов: «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется» и др.Поэтика романов писателя.



3


2



2

2


5.

Модуль № 3: Американский и польский романтизм.

Раздел № 4: Американский романтизм.

Тема: Специфика романтизма США.

Специфика развития американской литературы нач. 19 в. Основные этапы развития американского романтизма. Ранний американский романтизм. Творчество Ф. Купера. Цикл романов о Кожаном Чулке. Анализ романа «Последний из могикан». В. Ирвинг. Обзор жизни и творчества. Новелла «Рип Ван Винкль» как программное произведение писателя. Поздние романтики. Э. По – новеллист. Особенности романтизма США второго и третьего периодов. Классификация новелл писателя Э.По. Мистические новеллы: «Маска Красной смерти», «Падение дома Ашеров». Жанр детективной новеллы в творчестве Э.По. Поэма Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате».



2


2






Раздел № 4: Польский романтизм.

Тема: Специфика польского романтизма. Творчество А.Мицкевича.

Особенности развития Польши в начале 19 века. Предпосылки, периодизация польского романтизма. Раннее творчество А.Мицкевича. Полемика с эпигонами классицизма. Поэмы «Гражина» и «Конрад Валенрод». Жанровое и тематическое своеобразие лирики.

Сам-но







Итого:

12 часов

6

часов


РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «История зарубежной литературы. Романтизм.»

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Цель: знакомство студентов с основными закономерностями развития мирового литературного процесса в первой половине XIX века - в период господства романтического направления.


Задачи:

-дать представление об особенностях европейского и американского историко-литературного процесса первой половины XIX века, о развитии западно-европейской литературно-критической мысли первой половины XIX века;

-познакомить студентов с национальным своеобразием романтической литературы в различных странах Европы и Америки;

-рассказать о русско-зарубежных литературных связях в первой половине XIX века.

Модульная рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.
Содержание дисциплины


следующая страница >>