microbik.ru
1

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов на кафедрах


(проведены через заседание ЦКМС протокол № 6 от 21.02.08 г.)
Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Целью самостоятельной работы студентов является:

- освоение в полном объёме основной образовательной программы;

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа студентов делится на два вида:

- аудиторную;

- внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:

  • Выполнение самостоятельных работ;

  • Выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;

  • Решение задач;

  • Работу со справочной, методической и научной литературой;

  • Защиту выполненных работ;

  • Собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;

  • Тестирование и т.д.

Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий (хронокартой занятия).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными зна­ниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дис­циплины, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организо­ванности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионально­го уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами (согласно положению о самостоятельной работе студентов):

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;

  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения учебного материала,

  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,

  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,

  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,

  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотивация получения знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочно­го материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь преподавателя.

Активная самостоятельная работа студентов возможная только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Среди факторов способствующих активизации самостоятельной работы студентов можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его ра­боты будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабо­раторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отно­шение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и каче­ство выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически на­строить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, напри­мер, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-науч­ного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

  1. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

  2. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего иг­рового тренинга, в основе которого лежат инновационные игры. В таких играх происходит переход от односторонних част­ных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выде­лением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия ре­шения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием компьютеров.

  3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные
оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательно­сти, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовер­шенствования студента.

  1. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипен­дии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Напри­мер, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

  2. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую оче­редь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Пре­подаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потен­циал, определить перспективы своего внутреннего роста.

  • Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обу­чение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изуче­ние материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является про­ведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

Формы и виды самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретичес­кими курсами, иметь ярко выраженный учебный, учебно-исследовательский характер. Формы самостоятельной работы определяют кафедры при разработке рабочих про­грамм учебных дисциплин, графика самостоятельной работы, методических указаний для самостоятельной работы студентов.

Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, и условий учебной деятельности.
Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит:

- составить графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней (пример оформления графика самостоятельной работы см. Приложение№1);

- разработать методические указания для студентов по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые студент может выполнять целевые виды деятельности (предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях заданий), алгоритмы целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на практических занятиях и др.

Приложение №1

ГРАФИК АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

по дисциплине

«_______________________»

для студентов __ курса специальности "____________"






п/п


Содержание аудиторной самостоятельной работы




Продолжи-тельность




1.


Тема занятия: __________________________________
Цель самостоятельной работы:


Виды самостоятельной работы:

1)

2)

3)
Проведение самостоятельной работы:

1)

2)

3)



____ минут






и т.д. по всем изучаемым темам дисциплины.


ГРАФИК ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по дисциплине

«__________________________»

для студентов _ курса специальности "________________"






п/п


Содержание внеаудиторной самостоятельной

работы




Продолжительность




Сроки проведения




1.


Цель самостоятельной работы:
Виды самостоятельной работы:

  • для овладения знаниями:




  • для закрепления и систематизации знаний:






__ часа





При подготовке к практическому занятию по теме: «_____________»



и т.д. по всем изучаемым темам дисциплины.