microbik.ru
1 2 3 4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра теории и истории права и государства



ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

для студентов очной формы обучения

по специальности 030501.65 – Юриспруденция

специализация – государственно-правовая
Барнаул 2008

ББК 67.3(2Рос)

И 907
История государственных органов и учреждений России: Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям для высшего профессионального образования МВД России. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2008. – 30 с.

Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям подготовил доцент кафедры теории и истории права и государства, кандидат исторических наук капитан милиции Тяпкин М.О.

Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям подготовлены в соответствии с программой учебного курса «История государственных органов и учреждений России» по специальности 030501.65 – Юриспруденция, с учетом специфики и профиля подготовки специалистов в Барнаульском юридическом институте МВД России. В издании приводится тематический план, планы семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, перечень тем рефератов и докладов, список основной и дополнительной литературы, перечень примерных вопросов к зачету.

Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения Общеюридического факультета Барнаульского юридического института МВД России.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе решением Методического совета ГОУ ВПО БЮИ МВД России от «____» _______ 2008 г. Протокол № ____.

© Барнаульский юридический институт МВД России, 2008

© Тяпкин М.О., 2008

Тематический план

по курсу «История государственных органов и учреждений России»

для студентов общеюридического факультета,

обучающихся по специальности 030501.65 – Юриспруденция,

специализация – государственно-правовая,

срок обучения - 5 лет




Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов по видам занятий

Виды используемых ТСО и наглядных пособий

Прим.

Л/з

С/з

П/з

С/р

1

Предмет и задачи истории государственных органов и учреждений России. Исторические условия и особенности возникновения государственности у восточных славян. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.)

8

4







4







2

Государственный строй русских земель и княжеств в период феодальной раздробленности (XII – XIV в.)

8

2

2




4

В/фильм «Господин Великий Новгород»




3

Государственный строй централизованного русского (Московского) государства (конец XIV - середина XVII в.)

6

2

2




2

Электронная энциклопедия «История Отечества»




4

Реформы Петра I и государственные учреждения России в первой половине XVIII в.

4

2







2

Электронная энциклопедия «История Отечества»




5

Государственный аппарат Российской империи во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм»

6




2




4







6

Государственный аппарат Российской империи в первой половине XIX в.


4

2







2

Мультимедийные пособия




7

Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. Государственный аппарат России в пореформенный период (вторая половина XIX в.).

4




2




2

Электронная энциклопедия «История Отечества»




8

Формирование системы российского парламентаризма в начале ХХ в.

8

2

2




4

Электронная энциклопедия «История Отечества»




9

Февральская революция 1917 г. Буржуазно-демократическая альтернатива государственного развития России

6

2







4







10

Социалистическая революция и создание Советского государства. Конституция РСФСР 1918 г.

6

2

2




2

Электронная энциклопедия «История Отечества»




11

Формирование системы чрезвычайных органов власти в период гражданской войны (1918-1921 гг.)

6

2







4







12

Образование СССР. Государственные учреждения СССР в 1920-1930-е гг.

6

2







4

Электронная энциклопедия «История Отечества»




13

Органы государственной власти и управления СССР в период строительства основ социализма. Конституция СССР 1936 г. (1936-1977 гг.)

6

2

2




2

Электронная энциклопедия «История Отечества»




14

Система центральных и местных органов и учреждений СССР в период кризиса социализма. Конституция СССР 1977 г.

8

2

2




4

Электронная энциклопедия «История Отечества»




15

Изменения в государственно-политической системе СССР в период перестройки. Распад СССР (1985-1991 гг.)

6

2

2




2

Электронная энциклопедия «История Отечества»




16

Формирование современной российской государственности

8

2

2




4

Мультимедийные пособия







Зачёт






















Всего

100

30

20




50









Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и истории права и государства. Протокол № 17от 9 апреля 2008 г.

Начальник кафедры теории и истории

права и государства

полковник милиции Ю.В. Анохин

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Цель семинарских занятий – научить студентов самостоятельно искать ответы на предлагаемые вопросы с помощью анализа лекционного материала, изучения учебной и научной литературы и работы с документами. В ходе самостоятельной подготовки к семинарскому занятию каждый студент готовит выступления по всем вопросам темы.

Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, и списком рекомендуемой литературы. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы в специальных тетрадях для самоподготовки.

Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.

План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.

Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.

Аннотация (реферат) – краткое обобщение содержания прочитанной работы.

Конспект – наиболее сложная по форме запись, при подготовке которой необходимо придерживаться следующих правил:

- указывать выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц;

- оставлять место для последующих уточнений и дополнений;

- записывать только самое главное, отдельные, наиболее важные положения выделять;

- в тематический конспект включать выписки из нескольких источников, посвященных одной и той же проблеме.

Семинарские занятия могут проходить в форме фронтального опроса, собеседования, «круглого стола», представления докладов с последующим обсуждением. На семинарском занятии также может осуществляться проверка качества усвоения материала путем проведения письменных контрольных работ.

На занятии сообщения делаются устно, развернуто, по возможности без обращения к конспектам в тетрадях самоподготовки. По каждому вопросу плана занятия студент должен уметь выступить с устным сообщением, а также принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений. Преподаватель акцентирует внимание на ключевых моментах рассматриваемого вопроса и дает оценку качеству ответа выступавших. При необходимости можно вынести вопрос на дальнейшее самостоятельное изучение в ходе самоподготовки.

Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.

ТЕМА 2. Государственный строй русских земель и княжеств в период феодальной раздробленности (XII – XIV Вв.)

Семинар - 2 часа

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Причины феодальной раздробленности Руси. Основные политические центры.

2. Организация власти и управления во Владимиро-Суздальском княжестве

3. Особенности государственного устройства Галицко-Волынского княжества

4. Государственное устройство Новгородско-Псковской феодальной республики
Темы рефератов и докладов:

  1. Княжеская власть в Новгороде

  2. Влияние языческой и христианской религии на государственное развитие Древней Руси

  3. Организация церкви в Древней Руси


Рекомендации по подготовке к занятию

При подготовке к первому вопросу необходимо обратить внимание на условия и причины, которые повлекли за особой феодальную раздробленность на Руси. Необходимо помнить о том, что данный процесс является закономерным этапом развития любого феодального государства.

При характеристике организации власти и управления в основных политических центрах бывшей Киевской Руси необходимо основное внимание уделять эволюции институтов раннефеодального государства и их трансформации в зависимости от географического положения княжеств и земель. В качестве основного нормативного источника необходимо использовать Русскую правду в Пространной редакции.

При подготовке ко второму вопросу необходимо обратить внимание на развитие Владимиро-Суздальского княжества, которое стало приемником Киевской Руси, а впоследствии центром объединения русских княжеств. Необходимо обратить особое внимание на то, что в данном княжестве власть князя была наиболее прочной, чем в других территориях. В качестве системы управления преобладала дворцово-вотчинная система.

При подготовке к третьему вопросу, следует обратить внимание, что власть князя на данной территории была не столь значительна, вследствие чего по форме правления данное княжество являлось аристократической монархией. Этим объясняется наличие аристократической верхушки («мужи галицкие»), которые сосредоточили в своих руках основные земельные владения и поэтому могли оказывать влияние на политику проводимую в государстве.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо помнить, что в Новгороде и Пскове существовала особая форма правления, не свойственная для данного периода – республика. В ходе ответа на вопрос необходимо четко обозначить в чем проявлялась специфика государственного управления Новгородской республики.
Литература:

Основная

  1. Байнова М.С. История государственного управления в России. М., 2006.

  2. Барышкова К.В., Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. М., 2008.

  3. История государственного управления в России (с древнейших времен до начала ХХ в.): Словарь-справочник терминов и понятий. Вып. 1. М., 2007.

  4. История государственного управления в России / Под ред. Р.Г. Пихоя. М., 2006.

  5. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов, 2005.

Дополнительная

  1. Булгаков М.Б. Государственные службы посадских людей в XVII веке: Монография / М.Б. Булгаков. - М.: Ин-т рос. Истории РАН, 2004.

  2. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 2007.

  3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие. М., 2008.

  4. Кешикова Н.В. Выборы в древнерусском государстве // История государства и права. - 2004. - № 5. - С. 36-38.

  5. Куликов В.И. История государственного управления в России. М., 2005.

  6. Лугвин С.Б. Государственно-административные структуры России и Великого княжества Литовского (к вопросу о том, почему Москва оказалась сильнее) // История государства и права. - 2006. - № 9.- С. 42-46.

  7. Маркова А.Н., Федулов Ю.К. История государственного управления в России. М., 2007.

  8. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. М., 2007.

  9. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. М., 2008.

  10. Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). - СПб., 2003.

  11. Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма IX - XX веков / СПб., 2004.





следующая страница >>