microbik.ru
1 2


АДМИНИСТРАЦИЯ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

02.10.2012г. № 948

с.Еткуль

Об утверждении Методических

рекомендаций по разработке

ведомственных целевых программ

В соответствии с пунктом 2 Постановления администрации Еткульского муниципального района от 27.09.2012 г. № 678 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ» в целях методического обеспечения разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке ведомственных целевых программ.

2. Субъектам бюджетного планирования Еткульского муниципального района обеспечить формирование ведомственных целевых программ с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника экономического отдела администрации Еткульского муниципального района И.Н. Нестеренко и заместителя начальника финансового управления администрации Еткульского муниципального района, начальника бюджетного отдела Л.Н. Терентьеву.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Глава Еткульского муниципального района В.Н. Головчинский

Приложение

к распоряжению администрации

Еткульского муниципального района

02.10.2012 г. № 948



Методические рекомендации

по разработке ведомственных целевых программ

  1. Общие положения



  1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Еткульского муниципального района от 27.09.2012г. № 678 (далее – Порядок), и устанавливают рекомендации для субъектов бюджетного планирования по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ (далее – ВЦП) при построении модели бюджетного процесса, основанного на принципах бюджетирования, ориентированного на результат (далее – Методические рекомендации).

    1. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях:

-параметры ведомственной целевой программы – цель ведомства, программные мероприятия, показатели результативности, сроки достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей ВЦП;

-цель ведомства - планируемый конечный результат выполнения комплексных действий субъекта бюджетного планирования, осуществляемых в рамках своих полномочий, направленных на достижение тактической цели определенного направления социально-экономического развития территории посредством реализации ВЦП, достижимый за период ее реализации;

-программные мероприятия ВЦП - виды деятельности, осуществляемые субъектами бюджетного планирования и (или) подведомственными учреждениями, в результате реализации которых достигается цель ВЦП и обеспечивается достижение показателей конечного результата;

-услуга - деятельность органов местного самоуправления (далее – ОМСУ), а также подведомственных им учреждений, осуществляемая в соответствии с основными видами деятельности учреждения по запросам заявителей услуги (иных заинтересованных лиц);

-основная услуга - услуга, выполняемая в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий в соответствующих сферах деятельности и в соответствии с основными видами деятельности учреждений, органов местного самоуправления;

-дополнительная услуга - услуга, выполняемая сверх предусмотренных законодательством полномочий, но в соответствии с основными видами деятельности учреждений, ОМСУ;

-работа - деятельность ОМСУ, а также подведомственных им учреждений, осуществляемая в соответствии с основными видами деятельности без непосредственного обращения заявителя или других заинтересованных лиц (гражданина или юридического лица) в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом;

-публичные обязательства - публичные обязательства муниципального образования перед физическим лицом, подлежащие исполнению органом местного самоуправления, учреждением в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание услуг;

-функция - деятельность органа местного самоуправления, казенного учреждения, носящая административно-распорядительный характер, осуществляемая на постоянной основе в соответствии с его полномочиями, не носящая заявительного характера;

-мероприятие – деятельность ОМСУ, а также их подведомственных учреждений, осуществляемая разово или периодически в рамках не основной деятельности и в целях усовершенствования выполнения предусмотренных законодательством полномочий в соответствующих сферах деятельности;

-содержание имущества - содержание особо ценного движимого и недвижимого муниципального имущества;

-показатель (индикатор) – количественно выраженная характеристика достижения цели;

-конечный результат – характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выполнение поставленной цели, выгоды от реализации ВЦП;

-непосредственный результат – характеристика объема и качества реализации программного мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации ВЦП;

-мониторинг – процесс наблюдения за реализацией основных параметров ВЦП.

    1. Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, установленных Порядком разработки, утверждения и реализации ВЦП, утвержденным постановлением администрации Еткульского муниципального района и в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации.



  1. Формирование и утверждение ВЦП



  1. ВЦП разрабатываются в целях обеспечения реализации утвержденных целей социально-экономического развития муниципального образования и достижения общественно значимых результатов.

Проект ВЦП формируется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ и настоящими Методическими рекомендациями.

  1. Общую координацию разработки ВЦП осуществляет экономический отдел администрации Еткульского муниципального района.

Методическое руководство по вопросам, связанным с планированием и контролем за осуществлением бюджетных расходов при формировании и реализации программ, осуществляет Финансовое управление администрации Еткульского муниципального района.

  1. Принятие решения о разработке ВЦП осуществляется руководителем субъекта бюджетного планирования на основе утвержденной системы целей ведомства, согласованной с экономическим отделом администрации Еткульского муниципального района, утвержденных ведомственных реестрах видов деятельности, с учетом доведенных финансовым органом предварительных объемов финансовых средств.

Целевые программы ведомства утверждаются приказом руководителя субъекта бюджетного планирования, включающим обязательную норму о закреплении должностного лица, ответственного за реализацию ВЦП.

  1. Целевые программы ведомства утверждаются на срок, соответствующий периоду планирования бюджета (от одного до трех лет).

  2. В целях организации и проведения работ по разработке ВЦП рекомендуется:

  1. экономическому отделу администрации Еткульского муниципального района:

-представить субъектам бюджетного планирования систему целей социально-экономического развития муниципального образования;

-проанализировать соответствие цели и содержания каждой ВЦП, реализуемой (планируемой к реализации) субъектом бюджетного планирования, утвержденной системе целей социально-экономического развития муниципального образования;

-на основе отчетов о выполнении ВЦП, результатов оценки их эффективности и рассмотрения Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, проанализировать и подготовить предварительные предложения о возможной корректировке перечня и содержания реализуемых ВЦП, а также показателей результативности выполнения целевых программ и программных мероприятий;

  1. финансовому управлению администрации Еткульского муниципального района:

-представить субъектам бюджетного планирования информацию о предварительных объемах финансовых средств на очередной финансовый год и плановый период (рекомендуется представлять указанные сведения в разрезе кодов бюджетной классификации до РзПР (раздел/подраздел));

  1. субъектам бюджетного планирования:

-осуществить инвентаризацию реализуемых ВЦП и проанализировать:

-соответствие цели каждой ВЦП и ее содержания утвержденной системе целей социально-экономического развития муниципального образования;

-необходимость корректировки реализуемых программ в части перечня программных мероприятий (в том числе в части обеспечения соответствия формулировок программных мероприятий утвержденным ведомственным реестрам услуг (работ), реестрам публичных обязательств), показателей результативности выполнения целевых программ и программных мероприятий;

-необходимость корректировки объемов выделяемых бюджетных ресурсов на ее реализацию;

- представить в письменном виде с приложением соответствующих обоснований и расчетов информацию о перечне и основных параметрах реализуемых (планируемых к реализации) ВЦП в адрес экономического отдела администрации Еткульского муниципального района и финансового управления администрации Еткульского муниципального района.

  1. Рассмотрение, согласование и утверждение проектов ведомственных целевых программ осуществляется в соответствии со сроками, установленными утвержденным календарным планом-графиком составления бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.



  1. Структура ВЦП



  1. В соответствии с вышеуказанным Порядком ВЦП имеет следующую структуру:

-паспорт программы;

-текстовая часть;

-приложения к текстовой части программы.

  1. Паспорт ВЦП

Паспорт ВЦП заполняется по форме, утвержденной в приложении 1 к Порядку.

Паспорт ВЦП включает следующие разделы, в которых в соответствии с утверждённой формой указываются:

а) раздел 1. Общие положения:

-в строке 1- наименование субъекта бюджетного планирования – полное официальное наименование ведомства, являющегося разработчиком программы;

-в строке 2-реквизиты нормативного правового акта, на основании которого разработана данная целевая программа (вид нормативного правового акта, номер, дата утверждения и наименование). Рекомендуется указать соответствующие сведения по документу, регулирующему порядок разработки, утверждения и реализации ВЦП (вышеуказанный Порядок), а также по иным имеющимся документам, регулирующим данный вопрос;

-в строке 3сроки (период) реализации программы.

-в строках 4-6- сведения о вышестоящих целях, на реализацию которых направлена ВЦП.

Данные сведения заполняются субъектом бюджетного планирования на основании данных, представляемых ведомству экономическим органом, и должны соответствовать утвержденной системе целей социально-экономического развития муниципального образования.

Соответственно указывается:

в строке 4 - наименование стратегической цели социально-экономического развития муниципального образования (может также обозначаться как миссия, главная цель, генеральная цель развития и т.п.);

в строке 5 – наименование направления развития муниципального образования, в рамках которого реализуется соответствующая тактическая цель, на достижение которой направлена ВЦП (информация указывается в случае, если утвержденная система целей социально-экономического развития муниципального образования предусматривает их наличие);

в строке 6 – наименование тактической цели, на реализацию которой направлена указанная целевая программа.

-в строке 7наименование цели ведомства, которую планирует достичь субъект бюджетного планирования в ходе реализации ВЦП.

б) раздел 2. Ожидаемые конечные результаты реализации ВЦП:

При подготовке проекта ВЦП в целях обеспечения контроля за ходом ее исполнения и оценки эффективности ее реализации должны быть определены целевые индикаторы (показатели), характеризующие достижение цели, а также определены их прогнозируемые значения (показатели достижения цели).

Рекомендуется устанавливать не менее двух (от двух до пяти) показателей, характеризующих ожидаемые конечные результаты реализации ВЦП.

Значения показателей должны быть утверждены для каждого года действия ВЦП. В случае, если особенности расчета и мониторинга позволяют рассчитать значение показателя по отчетным периодам, в целях организации более оперативного контроля за ходом исполнения ВЦП, на первый год реализации программы (очередной финансовый год) рекомендуется установить значения показателей в разрезе отчетных периодов (например, в разрезе кварталов).

Целевые индикаторы (показатели) должны характеризовать состояние (изменение состояния) социально-экономического развития муниципального образования, которое отражает выгоды от реализации ВЦП.

Разработку целевых индикаторов (показателей) рекомендуется осуществлять с использованием следующих принципов:

-адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели ведомства и охватывать все существенные аспекты достижения цели ВЦП);

-точность (погрешности измерения и определения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации ВЦП);

-объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителя ВЦП, к искажению результатов реализации программы);

-достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки результативности ВЦП);

-однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);

-экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);

-сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ, в том числе (при возможности) с показателями, используемыми в международной практике);

-своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год)).

Целевые индикаторы (показатели) должны иметь запланированные по годам значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам, и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения либо с использованием иных источников информации, носящих официальный характер.

Например:

Наименование ВЦП


«Обеспечение предоставления муниципальных услуг (работ) в сфере общего и дополнительного образования»

Ведомственная цель

Организация предоставления качественного и доступного общего и дополнительного образования

Показатели достижения цели (показатель конечного результата)

Показатель № 1. Доля обучающихся от общего количества детей с 6,5 до 18 лет, получающих образование в сфере общего и дополнительного образования, в муниципальных образовательных учреждениях

Показатель № 2. Доля обучающихся, преодолевших минимальный порог результатов ЕГЭ по обязательным предметам (русскому языку, математике), %

Показатель № 3. Удельный вес детей, охваченных дополнительным образованием в муниципальных образовательных учреждениях, в общем количестве обучающихся, %

Информация об ожидаемых конечных результатах реализации ВЦП отражается в табличном виде в соответствии с формой, приведенной в разделе 2 Паспорта ведомственной целевой программы.

В указанной таблице построчно отражаются сведения о наименовании запланированных показателей, характеризующих достижение цели программы, единицах их измерения и прогнозируемых значениях показателей на весь период реализации программы.

Краткое описание основных ожидаемых результатов реализации ВЦП, содержащее разъяснения целевых индикаторов (показателей), их соответствия целям программы, с обоснованием выбора тех или иных индикаторов, приводится в соответствующем разделе текстовой части программы.

в) раздел 3. Объем расходов бюджета на реализацию ВЦП:

Информация о планируемых объемах средств, необходимых для реализации ВЦП, отражается в табличном виде в соответствии с формой, приведенной в разделе 3 Паспорта ВЦП.

Сведения об объемах расходов приводятся в разрезе программных мероприятий, которые планируется осуществить для достижения конечного результата ВЦП, с указанием источника финансирования по каждому из них.

Прогноз величины осуществляемых за счет бюджетных средств расходов на реализацию целевой программы ведомства в целом и в разрезе каждого из программных мероприятий осуществляется в соответствии с функциональной и экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации с расчетами и обоснованиями на весь период реализации программы.

Обоснование потребностей в необходимых ресурсах приводится в соответствующем разделе текстовой части программы.

3.1.2.Текстовая часть и приложения к ней

Текстовая часть ВЦП включает следующие разделы:

а) характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации ВЦП.

В описательной части данного раздела необходимо провести анализ вклада ВЦП в достижение целей социально-экономического развития муниципального образования, обосновать целесообразность и необходимость решения проблемы на ведомственном уровне программным методом.

Рекомендуется привести краткие итоги анализа текущего состояния в данной сфере деятельности ведомства, истории и причин возникновения проблемы, на решение которой направлена ВЦП, описание мероприятий, которые уже были реализованы (реализуются) для ее решения. Описание проблемы должно соответствовать цели ВЦП.

Кроме того, рекомендуется проанализировать потенциал развития анализируемого направления и существующих ограничений в направлении реализации ВЦП, сравнить состояние анализируемого направления с состоянием аналогичного направления у иных муниципальных образований субъекта РФ (при наличии возможности такого сопоставления).

б) цель программы.

Цель ВЦП должна быть четко сформулирована и соответствовать целям и задачам деятельности субъекта бюджетного планирования, отраженным в Положении (Уставе, учредительных документах и т.п.) данного субъекта бюджетного планирования.

Цель ВЦП определяется как цель конечного уровня системы целей субъекта бюджетного планирования. Конкретная цель конечного уровня системы целей субъекта бюджетного планирования может быть реализована только одной ВЦП (одна ВЦП реализует одну цель).

Дублирование целей в иных программах, реализуемых субъектом бюджетного планирования (ВЦП, долгосрочные целевые программы) не допускается.

Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описание путей, средств и методов достижения цели, и соответствовать следующим требованиям:

-специфичность (соответствие полномочиям, целям и задачам субъекта бюджетного планирования);

-конкретность (не допускаются не четкие («размытые») формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);

-измеримость (достижение цели можно оценить и проверить);

-достижимость (цель должна быть достижима за период реализации ведомственной целевой программы).

в) сроки реализации программы.

В данном разделе приводится информация о сроках реализации программы.

г) ожидаемые результаты реализации программы.

В описательной части данного раздела необходимо привести краткое описание ожидаемых результатов реализации ВЦП с указанием наименования и значения измеряемых показателей результативности выполнения программы, достигаемых в процессе решения поставленных целей. При этом необходимо обосновать выбор индикаторов и их соответствие цели программы, привести обзор факторов, способных оказать влияние на достижение разработанных показателей и прогнозные значения показателей (целевых индикаторов).

Описание ожидаемых результатов осуществляется последовательно по годам реализации программы.

д) перечень программных мероприятий.

В данном разделе приводится описание программных мероприятий (видов деятельности), которые субъект бюджетного планирования и/ или его подведомственные учреждения планируют осуществить в целях достижения цели программы. Необходимо привести информацию о составе каждого мероприятия, ожидаемых сроках его реализации, показателях результативности (объемного и качественных), ответственных исполнителях.

Планируемые к реализации программные мероприятия должны быть достаточными для достижения цели ВЦП, увязаны по срокам и ресурсам, соответствовать полномочиям и функциям, осуществляемым субъектом бюджетного планирования, и направлены на реализацию текущей деятельности ведомства.

Группировка и подразделение планируемых к исполнению программных мероприятий ВЦП по подпрограммам не допускается. Наименование программных мероприятий должно быть уникально, мероприятия целевых программ ведомств не могут дублировать мероприятия долгосрочных целевых программ или иных ВЦП.

При разработке перечня программных мероприятий ВЦП рекомендуется учитывать следующую классификацию типов деятельности:

-услуга;

-работа;

-функция;

-публичное обязательство;

-содержание имущества;

-мероприятие (за исключением мероприятий по капитальному строительству).

В случае разработки аналитических ведомственных программ программные мероприятия указанных программ могут включать такие типы деятельности как «функция» и «услуга».

Необходимо учитывать, что информация по видам деятельности, включенным в состав программных мероприятий должны строго соответствовать формулировкам, отраженным в утвержденном ведомственном реестре услуг (работ); реестре муниципальных услуг, реализуемых во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; реестре публичных обязательств.

При этом при определении перечня типов деятельности, осуществление которых планируется в ходе реализации программы, следует учитывать, что:

-ведомственный реестр муниципальных услуг (работ) содержит перечень муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями физическим и юридическим лицам в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

-реестр муниципальных услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», содержит перечень муниципальных услуг, предоставляемых по заявлению граждан и оказываемых органами местного самоуправления в пределах установленных полномочий, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в контексте данного закона;

-реестр публичных обязательств содержит полный перечень всех публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, предоставляемых учреждениями, ОМСУ.

Данные, отраженные в вышеуказанных реестрах и в ВЦП, в части наименований соответствующих видов деятельности, показателей результативности и контингентов должны быть идентичны.

Например, ВЦП «Обеспечение предоставления муниципальных услуг (работ) в сфере общего и дополнительного образования» может включать следующие программные мероприятия:

а) услуга: «Предоставление общедоступного и бесплатного основного

общего образования по основным общеобразовательным

программам»;

б) работа:«Хозяйственно-эксплуатационное обслуживание

муниципальных образовательных учреждений: организация

обеспечения готовности муниципальных образовательных

учреждений к осенне-зимнему периоду»;

в) публичное обязательство: «Социальная поддержка отдельных

категорий граждан, работающих в образовательных учреждениях,

расположенных в сельских населенных пунктах»;

г) содержание имущества: «Содержание имущества общеобразовательных

учреждений»;

д)мероприятие: «Организация и проведение районной олимпиады среди школьников».

Что касается функций, то при разработке и формулировании данного вида программного мероприятия следует учитывать положения нормативного правового акта, регламентирующего полномочия соответствующего субъекта бюджетного планирования (Положение об управлении (комитете/отделе), Устав, учредительные документы и т.п.). При этом следует иметь в виду, что одна функция должна соответствовать одному расходному обязательству.

Например, по ведомству, курирующему сферу образования, соответствующая ВЦП может включать такие функции как:

-разработка нормативной правовой базы в сфере образования;

-ведение ведомственного реестра муниципальных услуг (работ);

-контроль деятельности по осуществлению отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;

-формирование сети подведомственных учреждений;

-подготовка доклада о реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

-обеспечение сбора, обработки и анализа государственной отчетности в сфере образования;

-мониторинг деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений по вопросам соблюдения полномочий, норм и правил, установленных действующим законодательством в сфере дошкольного образования;

-утверждение муниципальных заданий подведомственным учреждениям;

-и т.п.


следующая страница >>