microbik.ru
1 2 ... 21 22
ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Кафедра управления образовательными системами

Методические рекомендации по разработке рабочих программ программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
УДК Рекомендовано редакционно- издательским

ББК 74.02 советом БРИПК ППС

Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Автор-составитель Посохина Е.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2009.- 165 с.

Содержание методических рекомендаций обеспечивает понимание элементов структуры рабочей программы и основы ее разработки. Содержание материалов составлено на основе документов и материалов Министерства Образования Российской федерации и практических разработок регионов. Методические рекомендации предназначены для работников образования (директоров, заместителей директоров, учителей общеобразовательных учреждений), испытывающих затруднения при написании рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Введение
Модернизация образования предполагает осуществление новых подходов в проектировании образовательных программ, поскольку на предыдущих этапах развития образования приоритет в планировании его содержания принадлежал государству. На протяжении десятилетий государственная образовательная система в России базировалась на унификации учебно-воспитательного процесса, что находило выражение в единых учебных планах, программах и приводило к единообразию в обучении, к определенной нивелировке индивидуальных особенностей личности.

На современном этапе в системе образования существует попытка выразить образовательный процесс через проект совместной деятельности педагога и учащегося, который получил название «образовательная программа». Образовательная программа начинает рассматриваться нормативным документом, описывающим условия организации образовательного процесса, содержание и образовательные возможности, одновременно являясь проектом деятельности, динамично реализующейся ее участниками: учителем и учеником. Образовательная программа ориентирована на создание личностно развивающих условий, удовлетворяющих потребностям ребенка в выборе содержания, уровня усвоения, форм и методов обучения.

В соответствии с принятой в законодательстве классификацией уровней образовательных программ, для каждой программы строится свой государственный образовательный стандарт. В частности, в общеобразовательной школе реализуются основные общеобразовательные программы, которые в свою очередь подразделяются на программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Для каждой из них должен разрабатываться свой государственный образовательный стандарт.

В соответствии со ст. 9 закона «Об образовании» образовательные программы делятся на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные. Термин «основная образовательная программа» присутствует в законе «Об образовании» с 1992 года. В соответствии с законом основные образовательные программы разных уровней образования являются частью системы образования Российской Федерации, наряду с дополнительными образовательными программами, органами управления образования и образовательными учреждениями, реализующими данные программы.

Основные программы строятся для реализации и в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые являются их составной частью. Дополнительные программы государственных стандартов могут не иметь. Кроме того, к общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, которым соответствуют три ступени общего образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

3) дошкольного образования;

4) начального общего образования;

5) основного общего образования;

6) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

    1. начального профессионального образования;

    2. среднего профессионального образования;

    3. высшего профессионального образования;

    4. послевузовского профессионального образования.

Закон также определяет, что обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы. Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. (Перечень программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений, а также сами программы размещены на сайте Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru).

Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (воспитанников), перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

С введением права образовательных учреждений самостоятельно проектировать и утверждать программы проблема их педагогического проектирования по предмету особенно обострилась в связи с отсутствием государственных образовательных стандартов. В рамках функционального назначения образовательных программ все они объединены общими целями, но наличие разнообразных социальных и личностных потребностей в образовательных услугах предполагает стремление к обеспечению условий для удовлетворения этих потребностей. В новой социокультурной ситуации проектирование образовательных программ должно быть направлено, с одной стороны на обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития и саморазвития личности, с другой - на создание внешних условии (осуществление целеполагания, структурирование учебного материала, организация мониторинга и т.д.), на предварительное выявление путей решения, определение вариантов их реализации и коррекции в реальной практике.

Данное методическое пособие призвано ответить на основные вопросы,

возникающие у работников образования при разработке Рабочих программ:

«что такое рабочая программа?», «кто ее разрабатывает?», «какова ее

структура и содержание?», «кем она утверждается?».

Данное методическое пособие призвано ответить на основные вопросы, возникающие у работников образования при разработке Рабочих программ: «что такое рабочая программа?», «кто ее разрабатывает?», «какова ее структура и содержание?», «кем она утверждается?».
Глава 1. Примерная структура рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения

п. 1 Основные функции рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.

К учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины, модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), а также курсов по выбору (элективные курсы).

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения является основным компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов (предусмотренных учебным планом общеобразовательного учреждения для обязательного изучения), элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

- программы по учебным предметам;

- программы элективных курсов;

- программы факультативных курсов;

- дополнительных образовательных курсов.

Рабочая программа позволяет спланировать применение всех необходимых для проведения уроков материалов, дает представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный Государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

-особенности образовательной политики общеобразовательного учреждения;

-статуса общеобразовательного учреждения;

- образовательных потребностей и запросов обучающихся:

-особенностях контингента обучающихся;

-авторского замысла педагога и др.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера и не может быть использована в качестве рабочей программы, поскольку не содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к еѐ построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

п 2. Структура и требования к разработке Рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения
Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:

- требований федеральных государственных образовательных стандартов;

- обязательного минимума содержания учебных программ;

- требований к уровню подготовки выпускников;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- познавательных интересов учащихся;

- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.


следующая страница >>