microbik.ru
1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Преподавание дисциплины «Методы оптимальных решений» предусматривает:

  • лекции;

  • проведение практических занятий;

  • домашние задания;

  • опрос;

  • индивидуальные типовые расчеты;

  • защита индивидуальных типовых расчетов;

  • тестирование;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов (изучение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий и индивидуальных типовых расчетов, подготовка к тестированию, опросу, коллоквиуму и экзамену).

В рамках изучения дисциплины «Методы оптимальных решений» необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы.

Пакет базовых заданий для самостоятельной работы (индивидуальные типовые расчеты, вопросы для защиты индивидуальных типовых расчетов, тематику и вопросы для подготовки к коллоквиуму, тестированию, экзамену) следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из базовой и дополнительной частей. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • связь теоретических положений и выводов с практикой.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

При чтении лекций и проведении практических занятий преподаватель должен обратить особое внимание на изложение следующих тем дисциплины:

  • Линейное программирование: постановка основной задачи линейного программирования; каноническая форма задачи линейного программирования; приведение общей задачи линейного программирования к канонической форме; графический метод решения задач линейного программирования; симплекс-метод решения задач линейного программирования; двойственные задачи; теория двойственности в анализе оптимальных решений экономических задач; транспортная задача; метод потенциалов; приложения транспортной задачи к решению некоторых экономических задач; задача оптимального планирования.

  • Нелинейное программирование: метод множителей Лагранжа.

  • Динамическое программирование: некоторые экономические задачи, решаемые методами динамического программирования (оптимальная стратегия замены оборудования, оптимальное распределение ресурсов, распределение инвестиций для эффективного использования потенциала предприятия, минимизация затрат на строительство и эксплуатацию предприятий, нахождение рациональных затрат при строительстве трубопроводов и транспортных артерий);

  • Элементы теории игр: постановка игровых задач; принцип минимакса; приведение матричной игры к задаче линейного программирования.

  • Сетевое планирование и управление: понятие графа; правила построения сетевого графика.

Преподаватель должен рекомендовать студентам изучать разделы дисциплины путем прослушивания и конспектирования лекций и материалов практических занятий, а также путем самостоятельной работы с рекомендуемой учебной литературой.

В начале каждой лекции и практического занятия рекомендуется кратко напомнить основные положения материала предыдущего занятия, а в конце – обобщить изложенный материал и ответить на вопросы студентов. При проведении практических занятий с разбором решений типовых задач целесообразно акцентировать внимание студентов на распространенных ошибках и пояснять причины их возникновения.

Успешное прохождение тестирования, положительные результаты по итогам опросов, выполнение и защита индивидуальных типовых расчетов, сдача коллоквиума являются необходимым условием положительной оценки промежуточной и итоговой аттестации студента по дисциплине.

Порядок подготовки и защиты индивидуальных типовых расчетов изложен в методических указаниях для студентов.

При защите индивидуальных типовых расчетов, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  1. полнота и конкретность ответа, его обоснованность и доказательность;

  2. последовательность и логика изложения;

  3. уровень культуры речи (при защите в форме собеседования);

  4. при выполнении практического задания: умение правильно определить возможные методы и способы решения задачи и выбрать из них наиболее оптимальный; правильность полученного результата и всего решения в целом.

Эти критерии можно использовать и при оценке ответов на опросе, коллоквиуме.

По результатам защиты индивидуальных типовых расчетов рекомендуется дать общую оценку результатов, как каждого студента, так и всей группы в целом, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  1. качество подготовки;

  2. степень усвоения знаний;

  3. положительные стороны и недостатки в работе студентов;

  4. задачи и пути устранения недостатков.

Также рекомендуется давать подобную оценку по результатам сдачи коллоквиума, прохождения тестирования и в конце каждого практического занятия со студентами.

При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах.

При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
Характеристика используемых форм, методов и технологий контроля учебной работы (аттестации) студента
Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации должен проводиться в строгом соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в университете. Требования к итоговой аттестации, если они предусмотрены по дисциплине, определяются требованиями к итоговой аттестации, установленными федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика».
1. Промежуточная аттестация.

Промежуточная аттестация проводится по графику проведения вузовской промежуточной аттестации. Проводится: по результатам выполнения домашних заданий, опроса по темам «Введение в методы оптимальных решений» «Линейное программирование» и выполнения теста №1 «Линейное программирование» (первая промежуточная аттестация); по результатам выполнения домашних заданий, опроса, теста №2 «Нелинейное программирование», коллоквиума и индивидуальных типовых расчетов по разделу «Методы математического программирования» (вторая промежуточная аттестация).

2. Домашние задания.

На каждом практическом занятии студент получает домашнее задание — набор задач из сборника заданий, используемого в качестве основной литературы при преподавании дисциплины. Домашние задания по разделу «Методы математического программирования» выполняются с использованием математических пакетов MathCAD, Maple, Mathematica.

3. Тестирование.

Тестирование проводится на аудиторном занятии. Примерный вариант теста приведен в разделе «Тематика и варианты контрольных заданий (тестирование, индивидуальные типовые расчеты, коллоквиум)».

4.Выполнение и защита индивидуальных типовых расчетов.

Индивидуальные типовые расчеты выполняются студентами вне аудиторных занятий (в рамках самостоятельной работы) с использованием математических пакетов MathCAD, Maple, Mathematica. Примерный вариант заданий для индивидуальных типовых расчетов приведен в разделе «Тематика и варианты контрольных заданий и вопросов (тестирование, индивидуальные типовые расчеты, коллоквиум)».

Защита индивидуальных типовых расчетов проводится только после правильного выполнения всех заданий.

Срок защиты устанавливается преподавателем в соответствии с учебным графиком. Защита проводится на занятии и, как правило, занимает 1 – 2 аудиторных часа. Повторная защита проводится вне аудиторных занятий в письменной форме или путем собеседования (по усмотрению преподавателя).

При защите индивидуальных типовых расчетов студенту задают два вопроса по теоретическим материалам соответствующего раздела дисциплины (вопросы для самоконтроля, приведенные в разделе «Методические рекомендации студентам») и одно практическое задание по материалам типовых расчетов.

5. Коллоквиум.

Коллоквиум проводится на аудиторном занятии. Вопросы для подготовки к коллоквиуму приведены в разделе «Тематика и варианты контрольных заданий и вопросов (контрольные работы, тестирование, индивидуальные типовые расчеты, коллоквиум)». Коллоквиум включает в себя развернутые ответы на два вопроса (в письменной или устной форме), краткие ответы на 3 – 5 дополнительных вопросов (устно) и выполнение практического задания по материалам практических занятий.

6. Итоговая аттестация по дисциплине (экзамен).

Итоговой аттестацией по дисциплине является экзамен. К экзамену допускается студент, имеющий положительные результаты по итогам опросов, выполнивший более 50 % домашних заданий (по каждому разделу дисциплины), успешно сдавший тестирование, коллоквиум, индивидуальные типовые расчеты. Студенту задают два вопроса по материалам теоретических занятий (лекций) и практическое задание по материалам практических занятий, домашних заданий, тестирования, индивидуальных типовых расчетов.


Правила учета результатов текущего контроля учебной работы студента при итоговой аттестации по дисциплине
Студент, выполнивший более 80 % домашних заданий (по каждому разделу дисциплины), показавший высокий уровень знаний по итогам опросов, успешно сдавший на оценку «отлично» коллоквиум, тестирование и защитивший индивидуальные типовые расчеты в установленные сроки, может быть освобожден от сдачи экзамена, и получить экзаменационную оценку «отлично» без сдачи.
Правила оценки результатов при итоговой аттестации по дисциплине
Итоговая аттестация - экзамен.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае не ответа на вопросы.

Оценка «удовлетворительно» ставится в случае ответа хотя бы на один вопрос и выполнении практического задания.

Оценка «хорошо» ставится в случае ответа на два вопроса и выполнении практического задания.

Оценка «отлично» ставится в случае выполнения практического задания, ответа на два вопроса и дополнительные два вопроса по темам дисциплины (или выполнения дополнительного практического задания).