microbik.ru
1


ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Утверждено на заседании кафедры

государственного и муниципального права

___________________________


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Задания с методическими указаниями для контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

юридического факультета

Заочная форма обучения (6 лет)

Составил:

Дитятковский М.Ю.

д.ю.н., профессор кафедры

государственного и муниципального права

ОмГУ 2011
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Выполнение контрольной работы имеет целью:

научить студентов самостоятельно пользоваться законодательством, регулирующим отношения в сфере местного самоуправления;

привить навыки письменного изложения материала по конкретным вопросам муниципального права, которые могут возникнуть в их практической деятельности;

научить применять теоретические положения муниципального права и законодательство, регулирующего отношения в сфере местного самоуправления, в решении практических задач.

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, студент должен правильно определить свой вариант. Студенты, фамилии которых начинаются на буквы от А до И выполняют I вариант контрольной работы, на буквы от К до Т выполняют II вариант контрольной работы, на буквы от У до Я выполняют III вариант контрольной работы.

Контрольная работа должна быть сделана в срок, указанный в учебном графике. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, студент должен разобраться в сущности вопросов. К выполнению работы следует подходить творчески, ответы строить на анализе и обобщении изученного материала (монографической, учебной литературы, федерального и регионального законодательства), обосновывать и подтверждать ответы нормами права, указывать основные реквизиты нормативного правового акта (принявший орган, дата, номер, название).

Ответы не должны быть полным повторением, переписыванием текста учебника, монографической литературы или учебных пособий. Объем работы - ученическая тетрадь (12 листов). Необходимо правильно оформить контрольную работу. Она должна быть выполнена аккуратно, четким разборчивым подчерком, с полями для рицензиата, пронумерованными страницами. Контрольная работа может быть выполнена на компьютере.

В конце работы следует указать использованные при ее написании литературу и нормативные правовые акты. Работа должна быть подписана студентом и поставлена дата ее выполнения.

Работа, выполненная с ошибками, без ссылок на нормы права, написанная не по своему варианту, зачету не подлежит.

Если контрольная работа выполнена неудовлетворительно, студент по указанию преподавателя выполняет работу повторно. При написании контрольной работы повторно студент выполняет прежний вариант в другой тетради (на компьютере), учитывая при этом указания и замечания преподавателя, содержащиеся в рецензии на первую работу. Повторно выполненную контрольную работу студент представляет преподавателю на повторное рецензирование вместе с первой работой и рецензией на нее.

Студенты, не выполнившие контрольную работу или получившие отрицательную оценку за контрольную работу, к экзамену не допускаются.
ВАРИАНТ I


  1. Теоретический вопрос.

Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

  1. Задача 1.

В уставе города предусмотрено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования. Мэр города своим распоряжением образовал в структуре мэрии отдел по связям с общественными формированиями и назначил его руководителя. На сессии городского Совета это распоряжение было отменено как незаконное. Тогда мэр обратился с иском в суд с требованием признать не соответствующим закону указанное решение городского Совета.

Вопрос: Какое решение должен принять суд? Чем структура органов местного самоуправления отличается от структуры местной администрации? Может ли представительный орган муниципального образования отменять правовые акты главы муниципального образования?

3. Задача 2.

В соответствии с постановлением Главы Администрации области было начато строительство дороги областного значения, которая проходила через село Степное. Часть домов в связи с этим было решено снести. Однако жильцы домов, подлежащих сносу, решили выступить с правотворческой инициативой граждан о строительстве дороги в обход села. Их поддержали и другие жители села. Письменное заявление по этому поводу было направлено в Администрацию области.

Вопрос: Будет данное заявление являться правотворческой инициативной граждан? Что понимает Федеральный закон под правотворческой инициативой граждан? Чем правотворческая инициатива граждан отличается от обращений граждан в органы местного самоуправления?
Литература:
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Устав города Омска от 20 сентября 1995 года № 95;

Решение Омского городского Совета от 16 ноября 2005 года № 300 «Об утверждении Порядка реализации правотворческой инициативы граждан на территории города Омска»;

Постановление Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 603 «Об утверждении структуры администрации города Омска»;

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред д.ю.н., проф. А.Н. Костюкова - Омск, - 2005;

Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. - М., 2005;

Костюков А.Н. Муниципальное право России. - М., 2011;

Костюков А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. – Омск, 2001;

Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2009.
ВАРИАНТ II


  1. Теоретический вопрос.

Должности муниципальной службы.

  1. Задача 1.

Представительным органом муниципального района, а затем на местном референдуме гражданами было принято решение о том, что население самостоятельно и добровольно отказывается от реализации права на организацию местного самоуправления на территории муниципального района. В связи с этим на данной территории осуществляется государственная власть субъекта Российской Федерации. Губернатор субъекта Российской Федерации согласился принять полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района и создал для этого территориальные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Соответствует ли указанная ситуация Федеральному закону? Возможно ли принятие подобных решений органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, населением?

  1. Задача 2.

Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района были наделены отдельными государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции. В целях реализации указанных полномочий органам местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год были переданы финансовые средства в виде перечисления сбора за выдачу соответствующей лицензии, ассигнований и субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Какие нарушения Федерального закона были допущены? В каких формах возможно предоставление финансовых средств органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий?
Литература:
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ;

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»;

Закон Омской области от 13 ноября 2007 года № 969-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Омской области»;

Закон Омский области от 27 ноября 2008 года № 1110-ОЗ «Об определении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Омской области»;

Закон Омский области от 6 апреля 2009 года № 1148-ОЗ «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Омской области»;

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред д.ю.н., проф. А.Н. Костюкова - Омск, - 2005;

Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. - М., 2005;

Костюков А.Н. Муниципальное право России. - М., 2011;

Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2009.

Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. 2001. № 12.

Дитятковский М.Ю. «Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: проблемы муниципально-правовой теории и практики» - М., 2007.

ВАРИАНТ III


  1. Теоретический вопрос.

Местный референдум.

2. Задача 1.

В Уставе субъекта Российской Федерации к административно-территориальным единицам субъекта Российской Федерации отнесены сельские районы и города областного значения. В соответствии с Уставом субъекта Российской Федерации в данных административно-территориальных единицах образуются территориальные органы государственной власти. Глава администрации одного из городов областного значения не согласен с таким решением, утверждая, что нарушается право населения данного муниципального образования на осуществление местного самоуправления. По его мнению, в городах областного значения не могут быть созданы территориальные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и должны быть сформированы только органы местного самоуправления.

Вопрос: Обоснованно ли мнение главы муниципального образования?

  1. Задача 2.

Мэр города областного значения допускал неоднократные нарушения финансовой дисциплины. Нарушения были вскрыты в ходе проверок, проводимых контрольным управлением Президента Российской Федерации, и доведены до сведения Президента Российской Федерации. За допущенные нарушения финансовой дисциплины, несоблюдение норм законодательства Президент Российской Федерации своим указом освободил мэра города от занимаемой должности.

Вопрос: Правомерно ли поступил Президент Российской Федерации?
Литература:
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 года № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской республике»;

Закон Омской области от 15 февраля 2005 года № 616-ОЗ «О местном референдуме»;

Закон Омской области от 15 октября 2003 года № 467-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения»

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред д.ю.н., проф. А.Н. Костюкова - Омск, - 2005;

Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. - М., 2005;

Костюков А.Н. Муниципальное право России. - М., 2011;

Костюков А.Н., Копысова С.Г. Муниципально-правовые отношения. Омск, - 2001;

Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М., 2009.