microbik.ru
1
ДИСЦИПЛИНА - ГСЭ.В.00 «Русский язык и культура речи»

для студентов, обучающихся по специальности

031.001 «Кабардинский язык и литература. Сокращенная программа»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Данная дисциплина, рассчитанная на лекционные, практические занятия и самостоятельную работу, обращает внимание студентов на некоторые наиболее трудные вопросы и помогает им разобраться в этих вопросах, овладеть теоретическими знаниями, которые необходимы в практике использования конкретного языкового материала (жизнь человека связана с речевым общением).

Практические занятия ориентированы на конкретизацию, углубленное изучение и рассмотрение проблемных теоретических вопросов, применение теоретических знаний на практике, осмысление практической значимости полученных знаний, формирование навыков и умений владения нормами русского языка.

Семинары строятся по определенному алгоритму, что помогает студенту установить ход подготовки к практическому занятию.

Преимуществом использования алгоритма: план – понятия - темы для рефератов - литература - является следующее:

1. Ознакомившись с планом, который уточняет основные вопросы, выносимые на занятие, студент должен изучить рекомендуемую литературу.

2. Понятия направляют обучающегося - анализ и раскрытие основных, а не второстепенных терминов, представлений, суждений. Конспект всех изучаемых вопросов с рассмотрением основных понятий является обязательным, так как опыт показывает, что научный текст необходимо пропустить «через себя», передать его содержание своими словами, выделить основное. То есть это первый шаг к пониманию изучаемого вопроса.

3. Написание реферата развивает творческую личность: студент подбирает необходимую литературу, материал, самостоятельно систематизирует его, высказывает свою точку зрения на поднятую проблему. Обязательное условие – использование разных источников при написании выбранного вопроса. Все темы настолько абстрактны, что несколько студентов могут взять одну и ту же тему и осветить ее по-разному, рассмотреть одну и ту же проблему с совершенно противоположных сторон, точек зрения.

Следующим этапом структуры работы на практических занятиях должно являться закрепление приобретенных знаний на практике, формирование навыков и умений. В качестве материала используются составленные нами упражнения и упражнения, взятые из практикума «Русский язык и культура речи: Практикум» / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 312 с.

При изучении вопросов, выносимых на семинар, рекомендуется использовать следующую основную литературу:

1) Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

2) Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980.

3) Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – 7-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с.

4) Граудина Л.К. Словарь грамматических вариантов русского языка / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – 3-е изд., стер. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

5) Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н. А. Ипполитовой. - М., 2005.

6) Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

7) Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Русский язык и культура речи. – Минск, 1999.

8) Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с.

9) Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992.

10) Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.